Характеристика северо-западной туристской зоны Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное и всесторонние исследование Северо-западной туристской зоны России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию туристский регион(зона).
Охарактеризовать туристскую отрасль северо-западной зоны, в рамках Северо-западного федерального округа.
Рассмотреть рекреационный потенциал северо-западной туристской зоны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...……....…3
1.Туристский регион: содержание и границы понятия…………………………5
2. Характеристика туристической отрасли на Северо-западе РФ…………18
3. Рекреационный потенциал Северо-западной туристской зоны Российской федерации………………………………………………………………………23
3.1 Ленинградская область, г. Санкт-Петербург…………………….25
3.2 Вологодская область……………………………………………….27
3.3 Новгородская область……………………………………………..31
3.4 Псковская область………………………………………………….35
3.5 Республика Карелия………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………….43

Файлы: 1 файл

курсовая работа характеристика северо-западной туристской зоны РФ.docx

— 71.37 Кб (Скачать файл)

 

Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО


 

 

Факультет  Заочного обучения

Кафедра Социально-культурного сервиса  и туризма

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Региональный  туризм»

 

 

 

на тему: характеристика северо-западной туристской зоны Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Выполнил   СТз-071 Сторожева И.О

 

Проверил   профессор, Бережной А.В.

 

 

 

Дата защиты:

 «____»_____________201__г.

 

Оценка: __________________

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………...……....…3

1.Туристский регион: содержание и границы понятия…………………………5

2. Характеристика туристической отрасли на Северо-западе РФ…………18

3. Рекреационный потенциал Северо-западной туристской зоны Российской федерации………………………………………………………………………23

3.1 Ленинградская область, г. Санкт-Петербург…………………….25

3.2 Вологодская область……………………………………………….27

3.3 Новгородская область……………………………………………..31

3.4 Псковская область………………………………………………….35

3.5 Республика Карелия………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………..42

Список использованной литературы………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Современная индустрия  туризма является одной из  наиболее высокодоходных и наиболее  динамично развивающихся отраслей  мирового хозяйства. На сферу  туризма приходится около 6 % мирового  валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11% мировых  потребительских расходов, 5 % всех  налоговых поступлений, каждое 16-е  рабочее место. 

 По данным ВТО ежегодно  одна треть населения Земли  принимает участие в поездках. Согласно прогнозам прирост международного  туризма будет составлять ежегодно 4 %. Эти цифры характеризуют прямой  экономический эффект функционирования  индустрии туризма. 

  Туристский рынок  имеет свои специфические особенности.  Предметом купли-продажи на туристском  рынке является туристский продукт  - конечный продукт производственного  процесса превращения ресурсов, осуществляемого предприятиями,  организациями, индивидуальными  предпринимателями. Товарной формой  туристского продукта является  потребительский комплекс, состоящий  из трех частей: тура, туристских  услуг, туристских товаров. Туристский  продукт, представленный на pынке, выступает в качестве туристского предложения. Это предложение должно соответствовать потребностям туристов как в комплексе, так и по отдельным составляющим.

  В каждой конкретной  ситуации конкурентные преимущества  могут иметь разнообразные формы  в зависимости от специфики  отрасли и рынка. Как показывает опыт, эффективными из них могут быть: известное имя; мастерство и опыт работников; высокое качество услуг; индивидуальный контакт с клиентами; ориентация на клиентуру, ее запросы и пожелания; эффективная реклама и благоприятные условия для продажи услуг; развитая сеть филиалов, приемных пунктов; выгодное местоположение; хорошая материальная база (персонал, деньги, оборудование); комплекс дополнительных услуг.

Отечественный туристический  рынок является рынком со средним  уровнем социально-экономического развития, которое формирует рыночные структуры и индустрию туризма  соответственно региональных (европейских) стандартов. Современный этап характеризуется  относительно незначительным участием в мировом туристическом обмене и преобладанием экспорта туристических  услуг. Но активная туристическая политика, направленная на стабилизацию потребительского рынка, комплексное развитие индустрии  туризма необходима даже в текущих, сложных экономических условиях. Она будет способствовать интенсификации внутреннего туристического рынка, усилению участия страны в региональном и мировом туристическом процессе. Необходима разработка туристической  политики всей страны, с предельной концентрацией ресурсов на создании инновационного и конкурентоспособного отечественного туристического продукта.

  Россия - это страна, с  огромными возможностями для  развития туризма. В работе  рассматривается Северо-западная  рекреационная зона центра РФ. Уникальность этого рекреационного  района в том, что он богат  как различными культурно-историческими,  так и природными достопримечательностями. 

  Цель работы – комплексное и всесторонние исследование Северо-западной  туристской  зоны России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи:

    1. Дать определение понятию туристский регион(зона).
    2. Охарактеризовать туристскую отрасль северо-западной зоны, в рамках Северо-западного федерального округа.
    3. Рассмотреть рекреационный потенциал северо-западной туристской зоны.

 

 1.Туристский регион: содержание и границы понятия.

(на примере анализа туристской  учебной литературы) 

 На сегодняшний день туризм  является одной из самых высокодоходных  отраслей мировой экономики. Темпы  развития туризма в странах  и регионах мира достигают  25-30%. Имеет место парадоксально  быстрое изменение пространственной  картины туризма и направленности  туристских потоков. 

 Несмотря на достаточно хорошую  теоретико-методологическую разработанность  понятийно-терминологического аппарата  туристики, имеется определенный круг понятий и терминов, недостаточно проработанных в отечественной и зарубежной науке. К одному из таких понятий относится и понятие "туристский регион". 

 Данному понятию была уготована  роль центрального в одном  из основных научных направлений  - географии туризма. Более того, все статистические данные, отчеты  и сведения о достопримечательных  местах сводятся именно по  туристским регионам. Следует заметить, что существует большое количество  авторских позиций по вопросам  определения и состава выделяемых  туристских регионов. 

 Безусловно, основная роль в  разработке учения о туристских  регионах принадлежит московской  научной школе, представленной  ведущими учеными Московского  государственного университета  им. М. В. Ломоносова, Института  Географии РАН, Российской международной  академии туризма. Свою "долю" в разработку теоретических и  прикладных вопросов географии  туристских регионов мира вкладывает  санкт-петербургская и смоленская  школы, представленные соответственно  Санкт-Петербургским государственным  университетом и университетом  экономики и финансов, Балтийским  международным институтом туризма,  НИИ Географии Санкт-Петербургского госуниверситета, Смоленским гуманитарным университетом, НИИ региональных исследований Саратовского государственного университета и другими учреждениями. Локальные научные центры существуют в Саратове, Владивостоке, Барнауле, Калининграде, Твери, Улан-Удэ и других городах. 

 Значительный вклад в развитие  учения о туристских регионах  внесли видные отечественные  исследователи, среди которых  отметим деятельность А. Ю.  Александровой, Д. В. Николаенко, А. В. Даринского, Ю. Д. Дмитревского, Н. С. Мироненко, А. М. Сазыкина, А. А. Романова, И. В. Зорина, Т. А. Ирисовой и др. 

 Начать наше исследование  следует с выделения и рассмотрения  особенностей рекреационного и  туристского районообразования и районирования. Наиболее фундаментальной причиной районообразования является процесс освоения территорий в социо-культурных образованиях. Это явление носит фундаментальный характер и детерминирует массу частных проявлений в пространстве. Социо-культурное освоение территорий - первопричина формирования любых отраслевых и интегральных районов. Из нее вытекают более конкретные следствия, в частности определение именно тех специализаций районов, которые и находят место в реальности [9,86]. 

 Рекреационное и туристское районообразование - частный случай общего процесса районообразования. Оно также связано с определенным типом освоения территории, которая приобретает рекреационные функции и, следовательно, специализацию в рамках общего разделения труда целостного пространства региона или страны. Процессы районообразования носят достаточно долговременный характер даже в случае определения рекреационной специализации, которая, как правило, не играет особенно значимой роли в хозяйстве и не является доминирующей даже в самих рекреационных районах[2,114] 

 Процесс рекреационного и  туристского районообразования проходит четыре этапа. На первом этапе предполагается существование не освоенной, но стратегически важной территории с потенциальными рекреационными и туристскими ресурсами. Второй этап предполагает быстрый рост нового рекреационного или туристского района, сопровождающийся формированием установки в массовом сознании на уникальность туристских ресурсов данной территории. Третий этап характеризуется достижением туристским районом пика своего развития, за которым следует снижение рекреационной и туристской популярности. В рамках четвертого этапа происходит стабилизация и переориентация рекреационного и туристского района. Район становится полифункциональным, и рекреация начинает губить в нем рекреацию. Тем не менее рекреационная специализация района не теряется, она лишь трансформируется и становится либо дополняющей по отношению к другим, более важным отраслям, либо доминантной по отношению к ним. 

 На развитие туристских районов  существенное влияние оказывают  многие факторы, например: уровень  экономического развития территории; транспортная доступность территории  в пределах СКС; наличие достаточного  количества трудовых ресурсов; существование  системы расселения. Это реальные  факторы конкретного процесса  развития района. С другой стороны,  их отсутствие не играет столь  уж существенной роли и не  снимает задачи освоения определенного  района в качестве рекреационного  или туристского. 

 Туристское районирование является  видом частного, отраслевого районирования,  отражающим только один аспект (туризм), который может быть адекватно  описан на фундаментальной основе. При этом должны соблюдаться общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность и конструктивность.  

 Объективность означает, что  районообразующие признаки должны  отражать конкретные характеристики. Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов  туризма, входящих в туристскую  отрасль. Иерархичность позволяет  делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся в четкой взаимной связи и подчинении. Конструктивность определяется четкостью поставленных при районировании задач. 

 В отличие от традиционного  экономического подхода, в котором  рассматривается только одна  функция района - обслуживание туристов, в туристском районировании район  определяется как территория, однородная  по характеру рекреационного  и туристского использования,  следовательно, она должна отличаться комплексом признаков[2,116]. 

 В рекреационном и туристском  районировании в качестве районообразующих  признаков были выбраны следующие:  структура рекреационных и туристских  функций в зависимости от преобладающего  использования туристско-рекреационных  ресурсов (лечебная, туристская, спортивная  и др.); степень туристско-рекреационной  освоенности территории (развитый, средне- и слаборазвитый район); степень  открытости района; перспективность  освоения. 

 Ряд авторов определяют туристский  район как территориальную совокупность  экономически взаимосвязанных туристских  предприятий, специализирующихся  на обслуживании туристов, позволяющую  наилучшим образом удовлетворить  их потребности, используя существующие  природные и культурно-исторические  комплексы территории и ее экономические условия[2,117]. 

 Туристские районы имеют  следующие характерные черты.

Во-первых, туристский район - социальное по своему характеру и конечному  продукту образование. Его продукция - рекреационные и туристские услуги, обеспечивающие расширенное воспроизводство  физических и духовных сил населения, отдых, развлечения, а потребители  подобного рода услуг - люди.

Во-вторых, для туристских районов  характерен четырехъединый процесс общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. В туристских районах между производством и потреблением, как правило, нет временного разрыва. Это относится к главной продукции - рекреационным и туристским услугам, которые не могут накапливаться впрок.

В-третьих, для размещения рекреационных  и туристских районов, выполняющих  функции длительного (ежегодного) отдыха, характерна ярко выраженная ориентировка на ресурсы. В отличие от пригородных  туристско-рекреационных районов, туристские районы государственного и международного значения возникают на базе уникальных сочетаний туристско-рекреационных  ресурсов, распространенных ограниченно.

В-четвертых, многим туристским районам  свойственна сезонность функционирования, обусловленная как природной  ритмикой, так и рядом аспектов организации общественной жизни. 

Информация о работе Характеристика северо-западной туристской зоны Российской Федерации