Государственное регулирование туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является, изучение инструментов государственного регулирования туризма.

Были поставлены следующие задачи:

1.изучить основы стандартизации в туризме.

2.рассмотреть классификаторы и стандарты.

3.изучить сертификацию государственного регулирования.

4.рассмотреть основные положения и законодательную базу лицензирования.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

-   общероссийский   классификатор   отраслей   народного   хозяйства (ОКОНХ);

-  общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг - ОКДП (ОК-004-93);

-  общероссийский классификатор услуг населения ОК-002-93 (ОКУН);

-   общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК-016-94) (Квартальнов, 2003).

ОКОНХ используется при идентификации отраслевой принадлежности организации (предприятия) или предпринимателя  к сфере туризма. Например, код 90220 ОКОНХ означает принадлежность предприятия  к гостиницам, код 91600 - к предприятиям отдыха и туризма, код 91517- к санаторно-курортным учреждениям. Эти коды приводятся в статистических документах туристических фирм и гостиниц.

В ОКДП группа «Туристические услуги и услуги средств  размещения для временного проживания туристов» имеет код 060000 и включает следующие подгруппы услуг:

- туристические услуги - код 061000;

-  услуги средств размещения для временного проживания туристов -код 062000;

В свою очередь  туристические услуги включают:

-  услуги туроператоров по организации внутреннего туризма - код 061100;

-  услуги туроператоров по организации выездного туризма - код 061200;

-  услуги туроператоров по организации въездного туризма - код 061300;

Место туристических  услуг среди многообразия услуг, оказываемых населению определяет ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины  и определения». Он относит туристические  услуги, наряду с медицинскими услугами, услуги культуры и образования к социально-культурным.

Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. В соответствии с ГОСТ Р 50690-2000 «Туристические услуги. Общие требования», туристическая услуга - это результат деятельности организации или отдельного предпринимателя по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих (Биржаков,2007).

Основным  стандартом, используемым при обязательной сертификации туристических услуг  и предназначенным для предприятий  всех организационно - правовых форм и  отдельных предпринимателей, оказывающих  туристские услуги населению, является ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». В соответствии с этим стандартом при оказании туристических услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни, здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (во время стихийных бедствий и пр.). Риск для жизни и здоровья человека в туристском обслуживании возникает в условиях существования источника риска, проявления данного источника на опасном для человека уровне, подверженности человека воздействию источников опасности.

В своей практической деятельности туристское предприятие  должно руководствоваться комплексом мер. Туристские предприятия обязаны  ознакомить туристов с элементами риска  каждой конкретной услуги размещения, питания, транспорта и т.д., и мерами по его предотвращению. Информация, необходимая для туристов в целях  их жизни и здоровья, должна предоставляться  как заблаговременно, до начала отдыха, так и в процессе обслуживания. В рекламно-информационных материалах и тексте информационного листка к туристической путевке также  должна содержаться информация, характеризующая  природные сложности туристической  трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности  индивидуальной экипировки.

Процесс стандартизации в туризме тесно связан с вопросами  качества услуг. При разработке государственных  стандартов должен учитываться опыт зарубежных стран и организаций, в частности Всемирной Торговой Организации, Международной организации  по стандартизации (ИСО), Европейской  законодательной комиссии ООН, Европарламента и др. (Дурович,2003).

Национальные  стандарты разрабатываются в  порядке, установленном федеральным  законом «О техническом регулировании» и Постановлениями правительства  РФ. Они утверждаются национальными  органами по стандартизации - федеральной службой по техническому регулированию и метрологии в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный  стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места  происхождения продукции, осуществления  процессов производства, эксплуатации, хранения перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц являющимися изготовителями, исполнителями, продавцами, потребителями.

Применение  национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Национальные  стандарты должны содержать:

1.  Требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

2. Производственной санитарии;

3.  Правила и нормы, обеспечивающие информационное и техническое единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнение работ и оказание услуг.

Создание  требований национальных стандартов, области их распространения, сферы  их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают. Национальные стандарты вводятся в действие после  их утверждения федеральной службой  по техническому регулированию метрологии (на примере РФ). Соответствие продукции  и услуг требованиям национальных стандартов может подтверждаться путем  маркирования продукции и услуг  знаком соответствия национальному  стандарту.

Форма знака  соответствия национальным стандартам и порядок маркирования этим знаком устанавливается правилами соответствия системы добровольной сертификации.

Применение  знака соответствия национальному  стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом, предусмотренным национальным органом по стандартизации (Дехтярь,2003).

 

13. Сертификация в туризме. Общие положения.

 

Важным элементом  системы государственного регулирования  туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в  мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным  требованиям является сертификация. Использование ее создает предпосылки  и условия для успешного решения  ряда важнейших социально-экономических  проблем и задач, соответствует  интеграции отдельных государств в  мировую экономику.

Слово, «сертификация» в переводе с латинского языка  означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, как и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация  продукции (далее сертификация) - процедура  подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удовлетворяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация  осуществляется в целях:

-  создания, условия для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

-  защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);

-  контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем (Дурович, 2003).

Сертификация  может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная  сертификация осуществляется на основании  законов и законодательных положений  и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям  технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.

Обязательная  сертификация туристических услуг  и услуг гостиниц в Российской Федерации была введена с 1.07. 1995г.

Объектами обязательной сертификации являются туристические  услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности. Объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами (актами законодательного органа).

При обязательной сертификации должны проверяться характеристики (показатели услуг, условий обслуживания) и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие провести идентификацию  услуги, в том числе проверить  ее принадлежность к классификационной  группировке, соответствие техническим документам (паспарту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристической путевке и пр.), а также требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Обязательная  сертификация является также средством  государственного контроля безопасности продукции (Дехтярь, 2003).

Добровольная  сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц  на договорных условиях между заявителем и органом по Сертификации в системах добровольной сертификации. Решение  о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на [сертифицированные услуги. Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.

Важным условием проведения сертификации является соблюдение конфиденциальности информации, составляющий коммерческую тайну.

Добровольная  сертификация способствует повышению  конкурентоспособности продукции  и не может заменить их обязательной сертификации.

Российская  Федерация является участником ряда международных систем сертификации продукции: изделий электронной техники, электронно-технических изделий, дорожных транспортных средств, ручного огнестрельного оружия. При сертификации указанной продукции следует руководствоваться правилами соответствующей системы международной сертификации.

Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с рассматриваемым законом.

В систему  сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

Таким образом, система сертификации может создаваться  только юридическими лицами (форма  собственности при этом не имеет  значения).

Закон предусматривает  две составляющие системы сертификации: совокупность участников сертификации и правила сертификации. Исходя из понятия сертификации, как деятельности по подтверждению соответствия продукции  установленным требованиям к  участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы, организации, являющиеся создателями  системы сертификации, испытательные  лаборатории (центры), центральные органы систем сертификации (Рязанов,2005).

Закон относит  к участникам сертификации также  изготовителей (продавцов, исполнителей) продукции.

Под правилами  системы понимаются положения (документы), регулирующие все стороны деятельности системы.

Система сертификации создается для определенного  вида (класса) однородной продукции, включающего  большие группы товаров или услуг, имеющих единые функциональные значения, принципы работы (применения), методы контроля и испытаний и т.д.

Например, система  сертификации пищевых продуктов  и пищевого сырья, туристических услуг, радиоэлектронной техники, автомототехники и др. конкретный перечень товаров (услуг) определяется документами системы или общими перечнями продукции путем ссылки на коды классификатора продукции (ОКП) или товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), а также путем указания соответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов (Сенин,1995).

В систему  сертификации могут входить несколько  систем сертификации однородной продукции.

Для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции  установленным требованиям предусмотрен сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации.

Обязательной  составляющей частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Порядок организации  и проведения сертификации продукции  и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной  противопожарной службой федерального органа исполнительной власти в области  внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Для маркировки продукции и услуг применяются  знаки соответствия, зарегистрированные в установленном порядке знаки, которым по правилам, установленным  в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной ими  продукции установленным требованиям.

Информация о работе Государственное регулирование туризма