География туризма с религиозными целями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсионно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

Содержание работы

Введение 3
1 Виды паломнического и религиозного туризма 4
1.1 Паломничество в христианстве 4
1.2 Паломничество в исламе 5
1.2.1 Паломничество в Мекку 6
1.3 Паломничество в буддизме 8
1.4 Паломничество в индуизме 9
1.5 Паломничество в других религиях 9
2 География туризма с религиозными целями 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

организация спец видов туризма тема 52.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, на Земле существуют тысячи святых мест разных религий. Миллионы людей отправляются в паломничество как по своей стране, так и за границу. Культурно-художественное наследие существующих религий, их культовые объекты, исторические памятники представляют интерес для большого числа реальных и потенциальных экскурсантов8.

 

       2 География туризма с религиозными целями 

      Религиозный туризм появился на российском внутреннем туристском рынке после празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. В то время некоторые храмы Москвы начали организовывать поездки во вновь открывшиеся монастыри: Оптину пустынь близ Козельска и Толгский монастырь в Ярославле. Спрос на паломнические туры из года в год возрастает.

      Основные направления паломнических туров:

      близкие к Москве монастыри (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.), города и места, связанные с пребыванием царской семьи;

      Дивеевская обитель в с. Дивеево вблизи Арзамаса, Нижегородская область. Сюда, к мощам преподобного Серафима Саровского, наиболее чтимого русского святого после Сергия Радонежского, приезжают многочисленные паломники;

      мужской монастырь Оптина пустынь вблизи Козельска Калужской области;

      Нилова пустынь на оз. Селигер;

      Псково-Печорский мужской монастырь в городе Печоры Псковской области;

      Соловецкие о-ва9.

      Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для богомольца важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно-познавательной целью. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к духовным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Ее сопровождают хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.

      Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию — наследницу великой Византии, колыбель православия, с ее горными монастырями, монашеской республикой Афон, и в Ватикан — центр католической церкви. Религиозные достопримечательности привлекают туристов во Францию. 57% памятников, составляющих ее национальное достояние и находящихся под охраной государства (включая придорожные кресты и надгробия), представляют религиозные объекты, действующие культовые или памятные.

      В связи с ростом спроса на религиозные туры за рубежом появились фирмы, специализирующиеся на организации путешествий в сотрудничестве с церковью. Последняя, принимая во внимание гуманистическую направленность туризма, для привлечения клиентуры опубликовала документ под названием «Моленья-прощенья, паломничества и их художественный и архитектурный аспект». Он распространяется, в частности, в Польше и других странах Центральной и Восточной Европы через религиозную прессу, с помощью деловых партнеров по туризму, а также на выставках и биржах. Таким путем церковь и соответствующие фирмы участвуют в формировании туристских потоков.

      Разного рода организации и учреждения, в свою очередь, оказывают влияние на их направленность. Во Франции существует Фонд по культурным и международным мероприятиям в горах призванный защищать и пропагандировать культурное наследие страны. На средства государственных и муниципальных структур он провел реставрацию часовен и церквей в отдаленных горных местностях и развернул рекламу для привлечения внимания и интереса туристов к ним. Кроме этого Фонда, во Франции образована Национальная ассоциация директоров епархий по паломничеству, объединяющая французских и зарубежных религиозных деятелей. В союзе с профессионалами туризма она прилагает усилия к улучшению духовных, моральных и технических условий для паломничества, а также готовит организаторов и руководителей туристского дела. Большую помощь храмам в приеме индивидуальных туристов и паломников оказывает Ассоциация священников Святых мест. Развитию религиозного туризма уделяется внимание и в других странах10.

 

       Заключение 

      Религия представляет собой единство религиозного сознания (религиозных доктрины и психологии людей), специфических действий (культа) и религиозных организаций. Паломничество имеет отношение ко всем трем компонентам религии. Его необходимость отмечается в доктринах ряда религий и осознается отдельными людьми. Сотрудникам туристских фирм, другим специалистам, работающим с туристами, важно знать основные идейные доктрины существующих религий. Прямо или косвенно они влияют на паломнические мотивации людей, их действия во время паломничества.

      Паломничество тесно связано с культом. С одной стороны, в паломничестве люди совершают те же действия, что и обычно. Скажем, верующие в России могут участвовать в крестном ходе, как в своем городе, так и в отдаленном православном монастыре, который они посещают. С другой стороны, паломничество часто связано с особыми культовыми действиями, мероприятиями, ритуалами. Например, во время хаджа в Мекку мусульмане семь раз обходят святилище Кааба против часовой стрелки. Индусы-паломники, стекающиеся со всей Индии в священный город Варанаси, совершают ритуальное омовение в Ганге, а в Рамешвараме — в Индийском океане.

      Паломнические поездки верующих обусловлены разными мотивациями. В религиозном мировоззрении, наряду с индивидуальными мотивациями, существует и санкционированная священными писаниями необходимость совершения паломничества. Один из пяти столпов ислама предписывает необходимость каждому мусульманину хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в Мекку, священный город мусульман, находящийся в Саудовской Аравии. Согласно священным писаниям буддизма, Будда, покидая этот мир, завещал своим последователям посещать места его рождения, просветления, первой проповеди и ухода в паринирвану. Посещение святых мест дает большие духовные заслуги.

      В разных странах и религиях паломничество совершают миллионы человек. Оно стало неотъемлемой частью социально-культурного ландшафта многих стран мира. Ученые выделяют следующие 11 макрорегионов паломничества:

      1) православные республики СНГ: Россия, Украина, Беларусь, Молдова;

      2) зарубежная Европа с доминированием католицизма и протестантизма с его многочисленными течениями;

      3) Северная Америка с доминирующим положением христианства;

      4) Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

      5) Северная Африка с преобладанием ислама;

      6) Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

      7) Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

      8) Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

      9) Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;

      10) Восточная Азия с господством буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

      11) Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

 

       Список литературы: 

  1. Александрова, А. Ю. География туризма. / Под ред. А. Ю. Александровой. – М.: КНОРУС, 2008. – 592 с.
  2. Александрова, А. Ю. Международный туризм. / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 470 с.
  3. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма. / А. Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2008. – 272 с.
  4. Максуд, Р. Ислам. / Р. Максуд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 364 с.
  5. Монастыри Русской православной церкви. – М.: Изд-во московской Патриархии, 2001. – 471 с.
  6. Сибгатуллина, А. До Мекки через Стамбул. / А. Сибгатуллина. // Родина. – 2008. - № 5.
  7. Христов, Т. Т. Религиозный туризм. / Т. Т. Христов. – М.: Академия, 2009. – 299 с.
  8. Шматько, Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство. / Под ред. Л. П. Шматько – М.: МарТ, 2008 – 352 с.

Информация о работе География туризма с религиозными целями