География туризма с религиозными целями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсионно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

Содержание работы

Введение 3
1 Виды паломнического и религиозного туризма 4
1.1 Паломничество в христианстве 4
1.2 Паломничество в исламе 5
1.2.1 Паломничество в Мекку 6
1.3 Паломничество в буддизме 8
1.4 Паломничество в индуизме 9
1.5 Паломничество в других религиях 9
2 География туризма с религиозными целями 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

организация спец видов туризма тема 52.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

      В Мекку и Медину отправляются в паломничество как сунниты, так и шииты. Шииты также посещают свои святыни в городах Кербела, Эн-Наджаф, Самарра, Хилла (Ирак), Мешхед, Кум (Иран) и др.3 

      1.2.1 Паломничество в Мекку

      Рассмотрим более детально организацию паломничества в Мекку (хадж). Хадж — обязанность любого мусульманина, однако это дорогостоящее мероприятие недоступно всем мусульманам. Королевство Саудовской Аравии устанавливает отдельным странам квоты на количество паломников, в границах которых и составляются списки желающих совершить хадж. Эта квота установлена в одну тысячу паломников на каждый миллион населения заинтересованной стороны. Ограниченность количества паломников связана с ограниченностью площадей святых мест (в последние годы отмечены несчастные случаи, когда в давке погибают или получают увечья паломники). Исходя из приблизительного количества мусульманского населения России в 20 млн. человек, эта квота достигает 20 тысяч человек. Однако реально в хадже участвует около 7 тысяч человек россиян.

      Непосредственную работу по отбору и подготовке кандидатов проводят мусульманские духовные управления Северного Кавказа. Они определяют те турагентства, которые уполномочиваются на организацию поездки паломников. Требованием саудовской стороны является организация хаджа только теми туристическими агентствами или мусульманскими организациями, которые признаны посольством Королевства в Москве. В частности, лицензии на доставку паломников в Королевство имеют такие туристические фирмы и мусульманские организации, как «Галф Травел», «Сауди Тур» и «Наджм тур».

      Паломники прибывают в Королевство авиатранспортом или автотранспортом. Самолетами паломники прибывают в аэропорт имени короля Абдель Азиза в Джидде. Перевозка осуществляется любой авиакомпанией, имеющей лицензию международных авиационных организаций.

      Существует два сухопутных маршрута, которыми следует паломники из районов Северного Кавказа. В одном случае из Махачкалы транспорт идет в Азербайджан, Турцию, Сирию и Иорданию. В другом случае из Махачкалы паломники двигаются через Иран к иракским пограничным пунктам Аль-Хакль и Ар-Ар. Первый маршрут считается более предпочтительным в связи с тем, что в Королевстве отсутствуют консульские учреждения Ирака, что не позволяет получить обратные транзитные визы. В Королевство сухопутным путем паломники прибывают через пограничный пункт Халят Омар.

      Требованием саудовской стороны является необходимое техническое состояние автотранспорта (прохождение техосмотра в текущий год) и необходимость выезжать из страны тем транспортным средством, каким паломники прибыли. Не разрешается менять и средства передвижения во время хаджа и согласованные маршруты движения. Транспортное средство может быть задержано на границе королевства, если обнаруживается недостаток пассажиров без законных оснований (болезнь, несчастный случай и т. д.).

      Паломники обязаны прибыть к границе Королевства до определенной саудовской стороной даты. После окончания указанного срока прибывающие паломники подвергаются штрафу.

      Количество паломников, оформляемых туристической фирмой или мусульманской организацией, должно быть не менее 50 человек. Направляющая организация (турфирма) должна заключить контракт с саудовскими организациями «Аль-Таввафа» и «Аль-Адиля» и Генеральным объединением автоперевозчиков (Королевство Саудовской Аравии), а также контракт на аренду жилья в Мекке и Медине, заверенные Министерством по делам хаджа. Паломник обязан иметь обратный билет с фиксированной датой отбытия и банковский чек, покрывающий все расходы, связанные с пребыванием, проживанием, передвижением по стране и другими услугами.

      Ответственность за организацию и контроль хаджа российских паломников возлагается на официальную хадж-миссию, которая представляет правительство Российской Федерации. Она обслуживает все категории российских паломников, оказывая им содействие в святых местах4.

      Из века в век Стамбул считался основным перевалочным пунктом для российских мусульман по пути в священные города Мекку и Медину. Здесь паломники, уставшие от волн Черного моря, могли передохнуть, набраться сил для продолжения дальней дороги через пустыни и моря, запастись провизией и водой. Если в Средние века путнику из Поволжья или Мавераннахра, чтобы добраться до Стамбула, нужны были месяцы, то со второй половины XIX столетия достижения технического прогресса (поезда, комфортабельные быстроходные суда) сделали дорогу до Стамбула заметно короче. Появилось несколько маршрутов, ведущих в столицу «мемалик-и Османия» (Османской империи).

      Основная часть паломников собиралась в Одессе. В начале XX века в городе имелись единственная соборная мечеть и мектебе. Мусульмане проживали в разных частях Одессы, поэтому мусульманского прихода как такового не существовало. Приезжим мусульманам оказывал помощь в делах уважаемый в городе имам Сабирджан Сафаров. «Мусульманской» считалась «Московская гостиница», которую держали касимовские татары. До Одессы паломники из Туркестана добирались по железной дороге до Красноводска, оттуда по Каспию — до Баку и дальше — до Ростова и Одессы. Существовал и другой путь: из Ташкента и Бухары путники ехали на поезде до Тулы, а там пересаживались на поезд до Одессы.

      В Одессе, в консульстве Турции, паломники брали визу туриста с пометкой: «До Мекки через Стамбул». Если по незнанию или ошибке виза выдавалась только до Стамбула, то там паломника ждали неудобства: хождение в посольство России, перевод паспорта на турецкий язык, дополнительные расходы и т. д. Прибыв на Босфор, пароходы должны были ждать светлого времени суток для прохождения пролива.

      Через час пароход бросал якорь за несколько верст до пристани (российские корабли не могли приближаться к самому порту); приплывали специальные лодки и за небольшую сумму путешественников и их груз доставляли прямо к таможне. Полицейские, собрав со всех паспорта, проверяли визы, записывали вновь прибывших в свои тетради, проверяли багаж. Если обнаруживался оптовый товар для продажи или табак больше полфунта — все это облагалось налогом.

      Паломники находились в Стамбуле как минимум неделю и не теряли времени впустую: вели оживленную торговлю, посещали интересные для мусульман места.

      Стамбул представал паломникам таким великим и красочным, что для его осмотра не хватало и нескольких недель. Но пора было двигаться дальше. Маршрутов в сторону Мекки и Медины из Стамбула было три: через Бейрут и Яффу — по железной дороге Хид-жаз прямо до Медины; суэцким направлением — на пароходе до Йанбаг и Джидды и по железной дороге — через Египет.

      На обратной дороге российских паломников, уже ставших настоящими хаджиями, снова встречал Стамбул — «вечный город» со своей экзотикой, шумом, многоголосьем и памятниками прошлого, коих нельзя осмотреть и за месяцы5. 

      1.3 Паломничество в буддизме

      Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. В V, VI и VIII вв. состоялось паломничество китайских буддийских монахов в Индию. Они проследовали двумя маршрутами: первый маршрут (северный) — по Великому Шелковому пути через территорию современного Афганистана, Пакистана, индийского штата Джамму и Кашмир; второй (южный) - через Южно-Китайское море, Бенгальский залив с высадкой на восточном побережье Индии. Буддийские святые места Индии и Непала могут быть разделены на пять категорий.

      1. Святые места, связанные с важными событиями в жизни Гаутамы Будды: Лумбини (рождение), Бодхгая (просветление), Сарнатх (первая проповедь) и Кушинагара (уход в махапаринирвану).

      2. Святые места, которые посещал Гаутама Будда или где Он провел часть жизни. Это Капилавасту, Раджгир (Раджагриха), Наланда, Санкасья, Шравасти, Вайшали, Патна (Паталипутра), Каушамби.

      3. Святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма.

      4. Святые места, связанные с историей и культурой буддизма.

      5.Святые места, в которых продолжается буддийская жизнь — вихары и монастыри. В XX в. в Индии и Непале было построено много тибетских монастырей. Город Дхарамсала — резиденция Далай-Ламы XIV (север Индии) стал важным центром прибытий людей со всего мира с паломническими, экскурсионными и научными целями.

      Лумбини, Бодхгая, Сарнатх и Кушинагара — главные святые места для буддистов всего мира. Существуют паломнические центры и странового значения — священные город Лхаса и гора Кайлаш в Тибете, паломнический центр Пегу в Мьянме и многие другие. В России в постсоветские годы возрождены и действуют буддийские дацаны в Бурятии, хурэ в Тыве и хурулы в Калмыкии, являющиеся центрами религиозной деятельности, образования, экскурсионного туризма.

      1.4 Паломничество в индуизме

      Традиция паломничества в индуизме является, возможно, древнейшей в мире из всех дошедших до наших дней. Эта религия в отличие от других не имеет основателя и уходит корнями в глубь веков. Последние исследования ученых позволяют предполагать, что индийская цивилизация является гораздо более древней, чем считалось ранее.

      Индусы во время паломничества посещают много святых мест, в которых выполняют ритуалы жизненного цикла, поминают усопших, лицезреют образ Бога. Причем в ряде случаев важны не только цель (тиртха) паломничества, но и многочисленные ритуальные мероприятия, выполняемые во время шествия (ятра). Типичным примером является паломничество в г. Пандхарпур (штат Махараштра, Индия) для поклонения богу Виттхалу (Витхобе, Пандуранге). Для многих паломников главным является сам путь к этой святыне.

      Индусы совершают ритуальный обход по часовой стрелке алтарей богов, храмов, священных городов (Варанаси), гор (Аруначала, штат Тамилнаду, Южная Индия). Многие паломнические маршруты также являются круговыми. Один из них пролегает вдоль русла Ганга - практически от истоков до устья реки. По одному берегу паломники следуют в одну сторону, а по другому - в обратном направлении. Впечатляет протяженностью круговой обход по часовой стрелке фактически всего субконтинента с посещением четырех мест, дарующих освобождение: Дварка (запад Индии), Бадринатх (Бадрикаашрама) (Гималаи), Пури (восток Индии), Рамешварам (юг Индии).

      Паломников привлекают духовные центры — индийские ашрамы. Они могут занимать отдельные здания или комплексы или находиться в комнатах, хижинах и даже пещерах. Ашрамы существуют для внутреннего духовного самосовершенствования людей. В них паломники общаются с самим гуру и/или его учениками, последователями и постигают учение. Они посещают семинары, овладевают практикой и методами работы над собой (медитация, правильное дыхание, хатха-йога и т.д.), что позволяет им продвинуться в духовном развитии. Деятельность многих ашрамов выходит за формальные религиозные рамки: она посвящается разным аспектам духовных исканий людей: поиску места и ориентиров в жизни, желанию быть свободными от различных видов страданий и пр. На базе многих ашрамов или в тесной связи с ними возникли духовные школы.

      В Индии существуют тысячи ашрамов и вряд ли можно точно сказать, сколько их на самом деле. При всем разнообразии эти духовные центры объединяет ряд общих черт: наличие живущего или ушедшего основателя, учение которого развивают и продолжают его ученики; некоторая изолированность от внешнего мира, особый распорядок жизни и деятельности, порядок приема и размещения посетителей; использование определенных методов и практик самосовершенствования людей6.

      В конце XX в. в Индии, в 90 км к северу от Ченнаи (Мадраса) возник духовный центр под названием «Золотой Город». Он принимает ежемесячно десятки тысяч паломников из Индии и других стран мира. Люди возвращаются оттуда преображенными, поправившими здоровье, решившими многие проблемы. 

      1.5 Паломничество в других религиях

      Главная святыня иудеев - Стена Плача (Иерусалим). Ее посещают тысячи иудеев, приезжающих в Израиль из других стран мира.

      Сикхи, живущие как в Индии, так и за ее пределами, совершают паломничество к своей главной святыне — Золотому Храму (город Амритсар, штат Пенджаб).

      Джайны отправляются в паломничество к месту кремации Махавиры - Павапури (штат Бихар). На западе Индии есть ряд джайнских храмов, выполненных из белого мрамора (например, Дилварские на горе Абу) и желтого песчаника (город Джайсалмер) с очень красивой резьбой. Они привлекают паломников и экскурсантов.

      Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение — Иерусалимский храм. Он являлся объектом паломничества всех евреев древнего мира. После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. В течение почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакивания евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма. Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весомым символом их единства и связи с исторической родиной.

      Кроме священного города Иерусалима верующих евреев привлекают и другие города мира, связанные с известными религиозными деятелями. Так, последователи одного из течений иудаизма — хасидизма — поклоняются обожествляемым лидерам своего движения — ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове-на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города. В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и место его захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Израиля7.

Информация о работе География туризма с религиозными целями