География туризма с религиозными целями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсионно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

Содержание работы

Введение 3
1 Виды паломнического и религиозного туризма 4
1.1 Паломничество в христианстве 4
1.2 Паломничество в исламе 5
1.2.1 Паломничество в Мекку 6
1.3 Паломничество в буддизме 8
1.4 Паломничество в индуизме 9
1.5 Паломничество в других религиях 9
2 География туризма с религиозными целями 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

организация спец видов туризма тема 52.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение            3

1 Виды паломнического и религиозного туризма      4

1.1 Паломничество в христианстве        4

1.2 Паломничество в исламе        5

1.2.1 Паломничество в Мекку         6

1.3 Паломничество в буддизме         8

1.4 Паломничество в индуизме         9

1.5 Паломничество в других религиях        9

2 География туризма с религиозными целями       11

Заключение            13

Список  литературы           14

 

       Введение 

      В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсионно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

      Исследования феномена паломничества носят междисциплинарный характер. Паломничество может входить в круг интересов богословов, религиоведов, философов, социологов, культурологов, антропологов, этнографов, географов и т.д.

      Паломничество в разных религиях и странах мира имеет много общего, в частности это касается мотиваций поездок. Феноменом в масштабах всей Земли является пешее паломничество. Считается, что дойти пешком до монастыря, храма и храмового комплекса, святилища, своими силами подняться на святую гору даст больше духовных заслуг, чем приехать транспортом. Человек в буквальном смысле идет к Богу. Можно привести много примеров пешего паломничества от Японии до Ирландии.

      Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. В большинстве случаев паломник является глубоко религиозным человеком с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни, кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения духовных и нравственных целей. Он часто движим стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, и преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

      Паломничество подразумевает выполнение добровольно взятых на себя обязательств по преодолению трудностей. Оно символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного.

      Паломничество занимает важное место в религиозной системе, одной из подсистем общества. Религия может играть большую, а подчас доминирующую роль в жизни общества (средневековые Европа и Россия; многие мусульманские страны, Индия в наши дни) или иметь второстепенное значение. Церковь даже подвергалась репрессиям со стороны государства (СССР, Монголия, Китай, Камбоджа, КНДР в XX в.).

      В странах бывшего социалистического лагеря религиозное направление в туризме стало развиваться сравнительно недавно в результате переосмысления роли религии в жизни общества. Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить ее коммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена на выживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм. Святыни, в лучшем случае, рассматривались как эстетически привлекательные места для иностранных туристов. Сегодня картина постепенно меняется. У населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.

      Свои потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым. Это — прежде всего Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток — Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки в целом более полнокровными.

 

       1 Виды паломнического и религиозного туризма 

      1.1 Паломничество в христианстве

      Ряд российских ученых считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка святой княгини Ольги в Константинополь для принятия крещения. При Великом князе Владимире, крестившем Русь, в паломничество на гору Афон и в Константинополь отправился прп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской Лавры. В 2002 г. исполнилось 940 лет первому русскому паломничеству на Святую Землю. Его совершил игумен Варлаам в 1062 г. Возможно, странствия в Иерусалим предпринимались и ранее.

      Расцвет паломничества в Палестину приходится на вторую половину XIX в. В 1857 г. открывается пароходное сообщение между Одессой и Яффой. В 1882 г. Великий князь Сергей Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам в путешествии на Святую Землю. Паломники садились на поезд до Одессы, оттуда добирались на пароходе до Константинополя (Стамбула), где совершали экскурсии, а после направлялись на Святую Землю. 100 лет назад поездка на Святую Землю длилась месяц, а еще раньше — до нескольких лет. Русские паломники были желанными гостями в Палестине, в арабских школах даже изучали русский язык.

      Одновременно развивалось и внутреннее паломничество. Одними из основных центров были Троице-Сергиева Лавра, в которую приезжали поклониться мощам прп. Сергия, и Оптина Пустынь. Оптину Пустынь посещали, чтобы встретиться с тамошними старцами, представители русской интеллигенции — Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

      В начале прошлого века Афон посещало 8 - 10 тыс. паломников в год, Святую Землю — около 30 тыс. В 1914 г. только на Пасху в Палестине собралось около 6 тыс. паломников. В Дивеево (мощи прп. Серафима Саровского) ежедневно прибывало 2 - 3 тыс. паломников, там было 11 гостиниц. В 1914 г. в Соловецком монастыре побывало 50 тыс. паломников. В 1844 г. две крестьянки из Пермской губернии совершили легендарное паломничество в Бари (Италия), чтобы поклониться Свт. Николаю (Николе Угоднику).

      В последние 10 - 15 лет происходит возрождение православия в России. В России имеются восемь мест упокоения святых угодников, которые являются наиболее известными и посещаемыми (таблица 1).

      Таблица 1 - Места упокоения святых угодников Земли Русской1

Название монастыря (собора, часовни) Святой угодник Место нахождения монастыря
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь прп. Серафим Саровский Нижегородская обл.
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь игумен Александр Ленинградская обл., Лодейнопольской район
Задонский Богородицкий монастырь Свт. Тихон Задонский Липецкая обл., г. Задонск
Часовня Блаженной Ксении Св. Ксения Петербургская г. С.-Петербург, Смоленское кладбище
Название монастыря (собора, часовни) Святой угодник Место нахождения монастыря
Часовня Блаженной Ксении Св. Ксения Петербургская г. С.-Петербург, Смоленское кладбище
Свято-Троицкая Сергиева лавра прп. Сергий Радонежский Московская обл., г. Сергиев Посад
Свято-Введенская Оптина Пустынь прп. Амвросий Оптинский Калужская обл., г. Козельск
Покровский кафедральный собор Свт. Митрофан г. Воронеж
Иоанновский монастырь Св. Иоанн Крондштадтский г. С.-Петербург

      Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, до 1,5 - 2 млн. человек ежегодно совершают внутреннее паломничество. Среди паломников преобладают женщины, средний возраст паломников — 45 - 50 лет. В религиозных поездках заметно участие молодежи, хотя ее доля невелика.

      Паломники едут в святые места поклониться святым мощам и чудотворным иконам, получить помощь, исцеление, ощутить связь с Богом, совершить духовное восхождение к Богу, прикоснуться к благодатной силе. Итак, паломничество — это путь к святыням.

      Православное паломничество выполняет разные функции в жизни общества.

      1. Духовно-просветительная. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни общества. Паломники знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с чьими именами связаны эти места. Посетители имеют возможность пообщаться с монахами и послушниками монастырей, найти себе духовников.

      2. Общеобразовательная. Монастыри были и есть не только духовными, но и культурными центрами. В некоторых из них находятся музеи. Как паломники, так и экскурсанты знакомятся с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи.

      3. Миссионерская. Поездки по святым местам способствуют приобщению к церкви многих людей из тех, которые были нерелигиозными.

      4. Благотворительная. Паломнические службы узнают о нуждах монастырей, доводят эту информацию до паломников, занимаются организацией помощи. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь является своевременной, особенно для возрождающихся обителей.

      Традиции паломничества существуют не только в православии, но и в других христианских религиях. Так, паломники-католики направляются в Рим и Ватикан, Лурд (Франция), Фатиму (Португалия) и т.д. Поляки посещают Ясна-Гуру на юге страны, где почитается икона Божьей Матери Ченстоховской. Паломники-христиане со всего мира стекаются в Иерусалим к храму Гроба Господня, Вифлием к храму Рождества Христова. 

      1.2 Паломничество в исламе

      Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж. Паломничество в Мекку считается хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам, и человек исполнил все необходимые ритуалы в течение 10 дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и (или) закончившееся в другой день, назывется умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:

      облачиться в белое одеяние - ихрам; совершить обход вокруг Каабы (таваф); совершить предстояние в долине Арафат (вукуф); вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат. При въезде в Мекку человек принимает ограничения (шрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Во время паломничества специальная полиция следит за общественным порядком и порядком проведения ритуала.

      Находясь в ихраме, мусульманин должен отбросить гордыню, нечестивые помыслы, обуздать свои желания. Не рекомендуется носить украшения, женщинам разрешено иметь на себе лишь обручальные кольца. Нельзя пользоваться парфюмерией и ароматным мылом. В знак смирения мужчины не надевают головные уборы, они могут пользоваться лишь зонтиками от солнца. Женщины не скрывают лицо для создания атмосферы взаимного доверия и чистоты. Подчеркивая непритязательность, паломники совершают хадж босиком или в очень легкой обуви. Они не стригут ногти и волосы. Им запрещается ломать ветки деревьев, рвать траву и причинять вред животным в знак милосердия и любви к ним (исключение составляют блохи, клопы, змеи и скорпионы.) Мусульмане должны стараться сохранять спокойствие, не допускать раздражения, ссор друг с другом, обид. Проявления похоти, игривости, супружеские ласки считаются недопустимыми в состоянии ихрама. Если паломник во время хаджа вступил в интимные отношения, то хадж теряет религиозную значимость и считается недействительным. Во время хаджа нельзя свататься и вступать в брак.

      Паломники во время хаджа совершают следующие действия: провозглашают молитву Талбийя: таким образом, они сообщают Аллаху о прибытии в Мекку; обходят вокруг святилища Кааба против часовой стрелки. Если паломнику удалось приблизиться к Черному камню, он сможет поцеловать его; совершают семь раз са'й — ритуальный бег между холмами Сафа и Марва; посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, наполняют ею бутылочки, пропитывают водой одеяние - ихрам; следуют к долине Мина (практически в черте современной Мекки); предстоят перед Богом на горе Арафат (24 км к востоку от Мекки); 10-го числа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса); совершают жертвоприношение животных - барана, козы или молодого верблюда. Проводятся трехдневные празднества (праздник Ид аль-Адха).

      В заключение праздника мужчины бреют голову или подстригают волосы. Женщины отстригают небольшую часть волос. По возвращении в Мекку они совершают прощальный таваф, после которого паломничество считается завершенным2.

Информация о работе География туризма с религиозными целями