Анализ внутренней маркетинговой среды в деятельности туристической фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование внутренней маркетинговой среды туристского предприятия, на примере деятельности предприятия «вокруг света».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности внутренней маркетинговой среды туристского предприятия
2. Исследовать содержание внутренней маркетинговой среды ООО "Вокруг Света".

Файлы: 1 файл

Курсорвая Работа По Маркетинге.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

По мнению западных специалистов, в туристском бизнесе от рекламы  требуется выполнение следующих  важных задач:

  • С ее помощью любая составляющая услуги должна иметь осязаемый вид, чтобы потенциальному потребителю было понятно, что именно ему предлагается.
  • Она должна обещать выгоду или решение проблемы.
  • Она должна указывать на отличия продукта компании от продукта ее конкурентов.
  • Она должна оказывать позитивное влияние на тех работников компании, которые должны проводить в жизнь обещания, данные клиентам.
  • Она должна капитализироваться с помощью устного распространения.

В туристском бизнесе, так  же как и в других областях, в  последнее время все больше повышается значение таких элементов коммуникационного  комплекса, как паблик рилейшнз и  паблисити. Некоторые туристские компании половину средств, выделяемых на рекламные  цели, тратят именно на них (20 лет назад  на паблик рилейшнз и паблисити тратилось  средств в 2 - 3 раза меньше). Причина  этого кроется в том, что паблик рилейшнз является мощным инструментом и порой может оказать больше влияния на потенциального клиента, чем реклама.

По мнению зарубежных специалистов, эффективный паблик рилейшнз является инструментом управления, с помощью  которого организация представляет свой продукт в средствах массовой информации с наилучшей стороны. Однако разница между паблик рилейшнз и паблисити заключается в  том, что последний только составляет информацию (эта информация может  представить организацию как  с лучшей, так и с худшей стороны), предназначенную специально для  средств массовой информации. Что  касается паблик рилейшнз, то с его  помощью организация осуществляет своего рода контроль над паблисити  и следит за тем, чтобы о ее продукте создавалось только положительное  мнение.

Таким образом, паблик рилейшнз является мощным маркетинговым средством, которое может определить успех  организации, улучшить доверие к ней, создать новый рынок, помочь в борьбе с конкурентами, представить новый продукт на рынке, проявить лояльность к торговой марке, улучшить эффективность других элементов коммуникации и др.

Персональные продажи или, как их еще называют, прямые продажи для индустрии туризма являются одним из важных элементов коммуникационного комплекса. Они относятся исключительно к процессу продаж и представляют собой маркетинг, проводящийся по отношению к клиентам. Важность их предопределена возможностью продавцов встречаться с клиентами.

Персональные продажи  составляют одну из статей маркетингового плана компании. Они являются чуть ли не единственным элементом коммуникационного  комплекса, который обеспечивает обратную связь с клиентом независимо от того, осуществлялась ли она через персонал по продажам или непосредственно  со стороны руководства компании или ее сотрудников.

Маркетинг - система взаимосвязанных  приемов и мер, позволяющих турфирме добиваться положительных результатов  на рынке туруслуг. Маркетинг в  туризме - это система управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более  эффективных видов туристско-экскурсионных  услуг, их производству и сбыту с  целью получения прибыли на основе повышения качества туристского  продукта и учета процессов, которые  протекают на мировом туристском рынке. Маркетинг необходим туристским фирмам, так как их деятельность в условиях рынка и конкуренции всегда связана с большим или меньшим финансовым риском, степень которого особенно возрастает во внешнеэкономической деятельности, в том числе и в области туризма. В наши дни каждое туристское предприятие несет материальную ответственность за собственные убыточные операции. Таким образом, вопрос предпринимательского риска должен быть в центре внимания любой туристской фирмы, снижение этого риска может быть достигнуто только путем максимально точного использования концепции маркетинга.

 

1.4 Понятие среды маркетинга

Предприятие сферы туризма  функционирует в постоянно меняющихся условиях. Это обусловлено наличием разнообразных экономических связей как внутри фирмы, так и с другими  субъектами экономической деятельности. Комплекс этих взаимоотношений и  формирует понятие среды маркетинга, которая в свою очередь определяет характер деятельности туристического предприятия. Маркетинговая среда  должна детально изучаться и анализироваться  при проведении маркетинговых исследований.

Таким образом, понятие маркетинговой  среды фирмы включает в себя все, что может оказать влияние  на само туристическое предприятие, на процесс принятия решения руководством, а также все, что способствует формированию клиентской базы и поддержанию  успешного сотрудничества с клиентами  туристической фирмы.

Маркетинговая среда в  сфере туризма имеет решающее значение при формировании маркетинговой  стратегии и ее реальном воплощении в жизнь. Руководством туристического предприятия должны быть тщательно  изучены и оценены сведения:

1) О внутреннем потенциале туристической фирмы, ее ресурсах, возможностях и направлениях развития;

2) О внешней среде, ее особенностях, месте предприятия на рынке туристических услуг.

1.5 Особенности внутренней маркетинговой среды туристского предприятия

Внутренняя среда (микросреда) — это часть общей маркетинговой  среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме  функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: . кадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.); . организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения); . финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей); . маркетинг (стратегия туристического продукта; ценовая стратегия; сбытовая стратегия; коммуникационная стратегия). Цель исследования внутренней среды — уяснение сильных и слабых сторон туристического предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на 
которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Необходимо постараться, чтобы избавиться от большинства из них.  
 
Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования туристического предприятия. Но она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга. Если действия различных служб и персонала туристической фирмы не объединены единой маркетинговой стратегией, может возникнуть эффект "лебедя, рака и щуки", когда, например, отдельные подразделения и сотрудники не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга. Подобной ситуации можно избежать, если попытаться поднять культуру предприятия, которая должна подвергаться самому серьезному анализу в процессе маркетинговых исследований. Культура предприятия складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Достигнутый уровень культуры может помочь предприятию грамотно работать, отсутствие культуры, напротив, будет препятствовать нормальной реализации его делового поведения. Все здесь имеет значение — начиная от оформления офиса и заканчивая тем, какую реакцию сотрудников вызывает тот или иной вариант маркетинговой стратегии. Так как культура предприятия не имеет явно выраженного проявления, то ее достаточно сложно изучать. Однако есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые культура придает предприятию.

 
 
Во-первых, для предприятий с сильной  культурой характерно подчеркивание  важности людей, работающих на них. Такие  предприятия уделяют большое  внимание разъяснению своей фирменной  философии, пропаганде своих ценностей.

  
Во-вторых, о культуре предприятия можно судить по тому, как оно строит взаимоотношения с конкурентами и относится к своим клиентам.  
 
В-третьих, представление о культуре предприятия дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как построена система карьеры и какие критерии используются для продвижения сотрудников по службе.

 
В-четвертых, пониманию культуры способствует изучение того, существуют ли на предприятии  устойчивые заповеди, неписаные нормы  поведения, насколько об этом осведомлены  все сотрудники и насколько серьезно они относятся к ним.

 
 
Если сотрудники хорошо осведомлены  об истории фирмы, серьезно и с  уважением относятся к правилам и символам, то можно с высокой  степенью вероятности предположить, что предприятие обладает сильной  культурой. Особая важность анализа  культуры предприятия состоит в  том, что она не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но также оказывает серьезное  влияние на то, как предприятие  строит свое взаимодействие с внешней  средой. 
 
Говоря о туристских ресурсах, следует отметить, что акцент в данном случае делается исключительно на таком их виде, который качественно и количественно отличается от чисто природных факторов (земли и ее недр), так как по своей экономической природе туристские ресурсы не связаны только с землей и ее недрами. Они органично соединяют в себе природные, исторические, социально-культурологические, духовные и прочие факторы. Их потребительская стоимость (полезность), по мнению ученых Российской международной академии туризма, включает и культурологическую, и общеоздоровительную, и рекреационную, и духовно-культурологическую направленность.  
 
Следующей отличительной чертой экономического потенциала туристических фирм являются особый состав и структура хозяйственных средств и источников рефинансирования. На данную особенность экономического потенциала туристических фирм, в частности, указывала О. И. Солодухина. В учебном пособии "Менеджмент туризма" она говорит о том, что "оптимизация размеров основных и оборотных средств туристической фирмы, а также связанных с ними ресурсов денежных фондов - одна из сложных задач ее финансовой службы. Она требует не только глубоких знаний инструментов формирования и поддержания оптимальных размеров активов туристической фирмы, но и ощущения в ней "отраслевого" духа, а также понимания закономерностей функционирования внешней среды, которая сильно влияет на ее финансовые пропорции". 
 
В частности, объекты, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность, имеют сравнительно небольшую материальную базу. Это связано в первую очередь с тем, что для обеспечения операционной деятельности туристическим фирмам (туроператорам и турагентам) нет необходимости обзаводиться "мощными" основными средствами. Особенность же структуры активов туроператоров и турагентов заключается в низкой доле внеоборотных и большой доле оборотных активов. В составе их активов значительная доля может приходиться на нематериальные активы. Особенно это свойственно для туроператоров, отличающихся более крупным объемом и широтой специализации. Следовательно, анализ состава нематериальных активов может быть весьма актуален для турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью.  
Особенностями финансовых отношений туроператоров и турагентов, обусловленных спецификой их хозяйственной деятельности, объясняются различия в структуре оборотных средств этих туристических фирм. Высокая доля дебиторской задолженности (порядка 60 %) по отношению к остальным видам активов фирм-туроператоров определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и моментом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры формируются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает дебиторская задолженность у туроператора и кредиторская задолженность у турагента исходя из схемы взаимоотношений между ними. Зафиксированная дебиторская задолженность у туроператора вследствие реализации туристского продукта турагенту не гарантирует получения денежных средств в обозримом будущем, так как в последнее время расширяется практика продажи путевок на условиях консигнации, когда право собственности на турпакет вплоть до его продажи остается за туроператором, при этом расчет с ним производится лишь за проданные путевки. Таким образом, оплата дебиторской задолженности затягивается, и рост объема реализации туристского продукта туроператором часто приводит к увеличению неликвидной части активов в виде долгосрочной дебиторской задолженности, т. е. к иммобилизации средств.

При этом следует отметить, что в летнее время (на которое  приходится пик туристского сезона) доля дебиторской задолженности  в составе финансовых активов  у туроператоров увеличивается  до 70 %, а доля денежных средств снижается  до 15 %. Турагент в процессе реализации туристского продукта постоянно  имеет приток денежных средств, чем  обусловливается высокая доля денежных средств (до 70 %) в его структуре активов.      

Для туристических фирм характерны также особый состав и структура  источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных (более 2/3) и частично за счет собственных  средств. При этом долгосрочные заемные  источники используются крайне редко. Это связано с тем, что турагент или туроператор (в случае если продажа  производится напрямую, минуя турагентов) получает деньги за проданные путевки  раньше, чем предоставляет по ним  услуги.  
Среди привлеченных средств основную долю (50 % у туроператоров и 70 % у турагентов) составляет кредиторская задолженность. Этими ресурсами туристическая фирма может пользоваться бесплатно и на относительно долговременной основе.

  1. Исследование внутренней маркетинговой среды ООО “Вокруг света”

2.1 Общая характеристика туристической фирмы

Туристическая компания OOO “Вокруг Света” работает на Томском рынке туристических услуг с марта 1999 года.

Офисы компании расположены  по адресам:

  • г.Томск, пр.Ленина 85/а, оф.1
  • г.Томск, пр.Ленина 127, оф.2

Компания имеет долгосрочные контракты с зарубежными партнерами различных стран, в том числе  с Глобальной системой бронирования отелей GTA. Благодаря своим связям OOO "Вокруг Света" может оперативно заказывать туристические услуги в более чем в 80 странах мира.

Туроператоры, с которыми компания работает:

Пегас туристик, Корал Тревел, Сан марАнекс тур, Лабиринт, Тез тур, Пак групп, Акрис, Глобус тур, Библию глобус, СТА Новосибирск.

 

Ежегодно OOO "Вокруг Света" отправляет сотни туристов по чартерным  направлениям в Испанию, Тунис, Египет, Болгарию, Хорватию, Грецию (о. Крит), Кипр, Турцию, Таиланд, и по экскурсионным  групповым программам в Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию, Англию, Австрию, Андорру, Бали, Германию, Кубу, ОАЭ, Францию, Чехию, Швейцарию, Венгрию, Италию, в автобусные туры по Европе, а также организует индивидуальные туры.

Услуги:

  • Заказ, бронирование и оформление туров от крупнейших российских и зарубежных туроператоров по всем направлениям;
  • Продажа авиа и ж/д билетов;
  • Организация корпоративных мероприятий за рубежом;
  • Индивидуальное бронирование отелей;
  • Организация образовательных туров для детей и школьников за границей;
  • Помощь в оформлении загранпаспортов, виз, приглашений

Информация о работе Анализ внутренней маркетинговой среды в деятельности туристической фирмы