Устройство, назначение, принцип действия, диагностика, техническое обслуживание и ремонт головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Содержание и организация проведения текущего ремонта зависят от вида машины, периода ее использования и технического состояния. Отдельные составные части машины, достигшие предельного состояния, при текущем ремонте можно заменять новыми или отремонтированными при условии, что другие основные составные части машины имеют запас ресурса до следующего ремонта.
Капитальный ремонт проводят для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) ресурса машины. Он характеризуется полной разборкой и сборкой машины, заменой всех изношенных деталей (в том числе и базовых) и любых составных частей новыми или отремонтированными, а также обкаткой и испытанием составных частей и машины в целом. Капитальному ремонту подвергают не только машины, но и их составные части. Капитальный ремонт, как правило, выполняют на специализированных предприятиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Общие сведения об автомобиле ВАЗ 2101 и его двигателе. Возможные неисправности двигателя и система технических осмотров и ремонтов……6
1.1. Общие сведения об автомобиле ВАЗ 101………………………………….6
1.2. Общие сведения о двигателе автомобиля ВАЗ 2101…………………….8
1.3. Общие сведения об устройстве блока цилиндров……………………….10
1.4. Общие сведения о назначении, устройстве и принципе действия головки блока цилиндров ВАЗ 2101……………………………………………………..11
1.5. Возможные неисправности двигателя ВАЗ 2101, их причины и методы устранения………………………………………………………………………13
2. Общие сведения о диагностике, системе технического обслуживания (то) и ремонта (р) двигателей ВАЗ…………………………………………………24
2.1. Общие сведения о простейших методах диагностики двигателя……….24
2.2. Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей…………………………………………………………………….29
2.3. Инструменты для ремонта и технического обслуживания автомобилей ВАЗ……………..…………………………………….…………………………..32
3. Определение техсостояния и техническое обслуживание головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101……………………………………..………...39
3.1. Снятие и установка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101 на автомобиле………………………………………………………………………39
3.2. Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101.….41
3.3. Техническое обслуживание головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101……………………………………………………………………………….43
3.4. Дефектовка блока цилиндров…………………………………………......49
4. Обеспечение безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобиля………………………………………………….…………52
Заключение ……………………………………………………………………...56
Источники информации …………………………………….…………………57

Файлы: 1 файл

Вариант 01.06.2013.doc

— 872.00 Кб (Скачать файл)

Не следует  путать выходящий из глушителя водяной  пар с дымом. На непрогретом двигателе, с ещё холодным глушителем за счёт конденсации влаги, выходит большое  количество пара и капель воды, особенно в холодную или влажную погоду. Поэтому диагностику по выхлопу делаем только на хорошо прогретом двигателе.

Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра.

Если воздушный  фильтр "плавает" в масле, а  из отверстия системы вентиляции картерных газов вырываются пульсирующие клубы паров масла и газа, то этому двигателю пора на капитальный ремонт.

Если при  заведомо исправной системе зажигания, исправном карбюраторе и отсутствии подсоса воздуха двигатель "троит" (заметно трясётся на холостых оборотах, имеет сбоящий, неровный выхлоп), тогда приступаем к инструментальной диагностике.

 

 

2.1.2. Инструментальная диагностика

 

Инструментальная  диагностика даёт нам более полное представление о состоянии двигателя, и позволяет более точно установить возникшую неисправность, что в свою очередь поможет сэкономить время и деньги при ремонте.

Для такой диагностики  двигателя необходим некоторый  инструмент - компрессометр и приспособления для подачи воздуха в цилиндры мотора (достаточно 2 - 3 атм. ) и определения  такта сжатия в цилиндре.

Приспособлением для  определения такта сжатия может быть просто кусочек тряпочки, немного пропитанный маслом и вставленный в свечное отверстие. При прокручивании коленчатого вала, при закрытых клапанах и движении поршня вверх ( это и есть такт сжатия ), наша тряпочка выскочит из свечного отверстия. Этот момент нам и надо уловить. Очень удобно использовать для этой процедуры свисток, состыкованный со свечным отверстием. Вставили свисток и крутим коленчатый вал двигателя, услышали свист - это и есть нужное нам положение поршня и клапанов.

1 - Замер компрессии делается для выявления "больного" цилиндра. Очень удобно делать это с помощью замыкающей кнопки, подающей "плюс" с аккумулятора на втягивающее реле стартёра. ( При этом штатный провод, идущий с замка зажигания на стартёр, отсоединяется ). Если подходящей кнопки, 2-х метров провода, разъёма и "крокодила" нет, то придётся крутить двигатель стартёром от замка зажигания, тут без помощника не обойтись. И не забудьте снять центральный высоковольтный провод с трамблёра, обеспечив искровой зазор в 3 - 5 мм. между металлическим наконечником и массой. И ещё, во время процедуры, помощник за рулём автомобиля пусть держит педали газа и сцепления нажатыми - легче засасывается воздух в цилиндры двигателя через открытые дроссельные заслонки карбюратора и легче стартёру крутить двигатель с отсоединённой коробкой передач.

Итак, замеры сделаны. Тот  цилиндр, компрессия в котором заметно  отличается от других, и является "больным". Если разница составляет менее 1-й  атмосферы, то возвращайтесь в поисках  причин "троения" обратно к зажиганию, карбюратору, подсосу воздуха и прочему.

Разброс в 1-у атм., скорее всего, будет указывать на некоторую  неравномерность износа ЦПГ, вполне допустимую у двигателей с пробегом более 50-70 тыс. км.

Величина компрессии должна равняться, примерно, степени сжатия, умноженной на 1,3. Величину степени сжатия двигателя вы можете найти в технических характеристиках вашего автомобиля.

Компрессиия в "больном" цилиндре необязательно должна быть меньше, чем в остальных. Например, излишнее попадание масла в цилиндр двигателя, компрессиию увеличивает, что может подтвердить и свеча вывернутая из него и имеющая наросты от сгорания этого масла. А причинами попадания излишнего масла в цилиндр может быть и поломанное маслосъёмное поршневое кольцо и дефект в паре клапан - направляющая втулка и пр.

2 - Рассмотрим случай падения  компрессии в одном из цилиндров двигателя. Этот дефект встречается чаще всего.

Первым делом  заливаем в этот цилиндр 10 - 15 мл. чистого  масла и снова измеряем в нём  компрессию. Если давление заметно возросло и даже превысило показания в остальных цилиндрах, то это указывает на поломку или залегание поршневых колец.

Если показания  не изменились, то причиной падения  компрессии в этом цилиндре может  быть неплотное прилегание клапанов к сёдлам (прогар или неполное закрытие из-за неправильной регулировки зазоров), повреждение прокладки головки блока цилиндров, прогар поршня или трещина в нём.

Чтобы конкретнее определить причину падения компрессии, установите поршень этого цилиндра в положение близкое к ВМТ  (верхняя мёртвая точка) на такте сжатия и подайте в цилиндр сжатый воздух под давлением 2 - 3 атм. (Как это сделать, описано выше). При этом не забудьте включить 4-ю или 5-ю передачу и зафиксировать автомобиль от движения "ручником" или колодками.

Повреждение прокладки  головки блока цилиндров можно  определить по шипению воздуха из соседнего свечного отверстия.

Выход воздуха  через карбюратор укажет на неплотность  посадки впускного клапана.

Повышенный  выход воздуха из маслозаливной горловины (со снятой пробкой) указывает на прогар или трещину в поршне двигателя.

Выход воздуха через глушитель  автомобиля говорит о проблеме с  выпускным клапаном. Чаще всего выпускной  клапан прогорает - эта "беда" встречается при "троящем" моторе в 90% случаев. 

2.2. Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей

 

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава  автомобильного транспорта установлены  следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СТО), текущий ремонт, капитальный ремонт и технический осмотр.

Ежедневное техническое обслуживание выполняют 1 раз в смену после работы автомобиля на линии или перед выездом его на линию. Основное назначение ЕТО — общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и его заправка.

Первое и второе технические  обслуживания проводят через определенные пробеги автомобилей, устанавливаемые в зависимости от дорожных условий эксплуатации (табл. 2). Основное назначение ТО-1 и ТО-2 — снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют  по потребности при ТО-1 и ТО-2, то есть без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют  возникающие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях.

Капитальный ремонт проводят через  установленные нормы пробега (в  километрах), зависящие от категории  дорожных условий эксплуатации и  природно-климатических зон. При  капитальном ремонте восстанавливают работоспособность и ресурс автомобиля, обеспечивающий его пробег не менее 80% от нормы пробега для нового автомобиля и его агрегатов.

Дорожные условия эксплуатации всех автомобилей разделены на пять категорий. Для автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, периодичность технического обслуживания и ремонта определяют с учетом четырех категорий дорожных условий эксплуатации, характеристика которых следующая: вторая категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с битумоминеральным, щебеночным, гравийным и дегтебетонным покрытием; третья категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые дороги, обработанные вяжущими материалами; четвертая категория дорожных условий эксплуатации — грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами; пятая категория дорожных условий эксплуатации — естественные грунтовые дороги.

В таблицах 1 и 2 приведены  периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей без  прицепов, а также коэффициенты охвата капитальным ремонтом для третьей  категории дорожных условий в  Центральной зоне страны.

 

Таблица 1 периодичность технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта

Тип подвижного состава

Периодичность технического обслуживания, км

ТО-1

ТО-2

Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей

2500

10 000

Автобусы

2800

11200

Легковые автомобили

3000

12000


 

 

Таблица 2 нормативы пробега некоторых автомобилей до капитального ремонта и годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом

Марка автомобиля

Средний пробег, тыс км

Годовой коэффициент  охвата капитальным ремонтом

новых автомобилей до капитального ремонта

между капитальными ремонтами

КамАЗ

250

200

0,10

МАЗ-500А

200

160

0,12

КрАЗ-257

160

130

0,12

ЗИЛ-130

230

180

0,11

ЗИЛ-ММЗ-555

200

160

0,13

ГАЗ-53А

160

130

0,13

ГАЗ-53Б

140

110

0,14

ГАЗ-52-04

140

110

0,13

УАЗ-469

140

110

0,13


 

При работе автомобилей  в дорожных условиях второй категории  периодичность пробега номерных технических обслуживании и ремонта  автомобилей увеличивают на 10%, а  в условиях четвертой и пятой  категорий снижают соответственно на 12 и 25%. Кроме того, при работе автомобильного транспорта в условиях жаркого и сухого климата нормы пробега уменьшают на 10%, а в условиях холодного климата, где средняя температура в январе колеблется от —20 до —35°С, их снижают на 25%.

Сезонное техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей проводят так же, как и тракторов.

Потребность в капитальном  ремонте определяют по техническому состоянию автомобиля с учетом фактического пробега и результатов диагностирования. Обычно капитальный ремонт всего автомобиля проводят в том случае, когда кузов легкового автомобиля и автобуса или рама и кабина грузового автомобиля, а также большинство других основных частей имеют предельное состояние.

2.3. Инструменты для ремонта и технического обслуживания автомобилей ВАЗ

Обозначение

Наименование 

А.40005

Комплект универсальных  съемников 

А.40006

Съемник (выталкиватель) переднего подшипника первичного вала коробки передач 

А.40009

Ключ для вывертывания шпилек

А.40026

Съемник крыльчатки насоса охлаждающей жидкости

А.45008

Приспособление для  снятия внутреннего кольца заднего  подшипника ведущей шестерни главной  передачи

А.45028

Упор для снятия внутренних колец подшипников коробки дифференциала 

А.47035

Съемник шаровых пальцев  рулевых тяг из отверстий сошки и маятникового рычага

А.47043

Съемник сошки рулевого механизма 

А.47046

Приспособление для  выпрессовки и запрессовки резино-металлических  шарниров верхних рычагов передней подвески

А.47052

Съемник шаровых пальцев  тяг рулевой трапеции

А.50088

Ключ для гаек крепления  впускного и выпускного трубопроводов 

А.50113

Ключ для пробки выпуска  масла из картера двигателя 

А.50121

Ключ для храповика  коленчатого вала

А.50126

Ключ для контроля усилия затяжки болтов крепления  головки цилиндров (при установленном распределительном вале)

А.55035

Ключ с шарниром для  снятия и установки коробки передач 

А.55085

Ключ для гаек подшипников  коробки дифференциала 

А.56122

Ключ для регулировки  тормозов задних колес 

А.56124

Ключ для пробки регулятора давления тормозов задних колес

А.57034/R

Ключ для гайки резервуара амортизатора

А.57070

Ключ для снятия и  установки передних амортизаторов 

А.60018

Пробка места установки  свечей зажигания для испытания  на герметичность клапанов

А.60153/R

Оправка для запрессовки  и выпрессовки направляющих втулок впускных и выпускных клапанов

А.60308

Оправка для выпрессовки  поршневого пальца

А.60311/R

Приспособление для  снятия и установки клапанов двигателя 

А.60312

Приспособление для  снятия масляного фильтра

А.60325

Приспособление для  горячей запрессовки поршневого пальца в поршень и шатун 

А.60326/R

Оправка для выпрессовки  из блока цилиндров втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания 

А.60330/R

Фиксатор маховика при его установке на коленчатый вал

А.60333/1/2

Оправка для запрессовки  и выпрессовки втулок вала привода  масляного насоса

А.60334

Приспособление для  испытания головки цилиндров  на герметичность 

А.60335

Дощечка для головки  цилиндров, применяемая при снятии и установки клапанов

А.60353

Подставка для головки  цилиндров, применяемая при ремонте  седел клапанов

А.60430

Приспособление для  установки крыльчатки насоса охлаждающей  жидкости

А.60604

Набор втулок для установки  в цилиндры поршней (нормальных и с увеличенными размерами

А.70017

Приспособление для  снятия и установки пружин педали сцепления 

А.70025

Хомут для снятия и  установки эластичной муфты карданного вала

А.70045

Оправка для запрессовки  подшипника промежуточной опоры 

А.70081

Оправка для центрирования  ведомого диска сцепления 

А.70152

Оправка для напрессовки  внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню главной передачи

А.70157

Оправка для установки  сальника полуоси 

А.70171

Оправка для запрессовки  наружного кольца заднего подшипника ведущей шестерни главной передачи

А.70172

Пара фланцев для  установки по концам балки заднего  моста при ее проверке

А.70184

Приспособление для  определения толщины прокладок  при регулировке зазора в зацеплении шестерен главной передачи

А.70185

Оправка для запрессовки  наружного кольца переднего подшипника ведущей шестерни главной передачи

А.70198

Оправка для выпрессовки  наружных колец подшипников ведущей  шестерни главной передачи

А.70526

Траверса для поддержки  двигателя с коробкой передач

А.72236

Приспособление для  стопорения поршней рабочего цилиндра задних тормозов

А.74035

Оправка для установки  промежуточной опоры на карданный  вал 

А.74076/1

Приспособление для  ремонта картера рулевого механизма 

А.74076/R

Кронштейн для крепления картера рулевого механизма, прикрепляемый к приспособлению А.74076/1

А.74088

Оправка для установки  колпаков ступиц передних колес 

А.74105

Оправка для запрессовки  и выпрессовки втулок вала сошки  рулевого механизма 

А.74107/R

Детали для запрессовки подшипника и запорного кольца полуоси

А.74108/R

Приспособление для  выпрессовки прессом подшипника и запорного кольца с полуоси 

А.74155/R

Оправка для установки  внешнего кольца внутреннего и наружного  подшипников передних колес 

А.74177/2

Приспособление для  установки резино-металлических  шарниров на нижний рычаг передней подвески

А.74186

Распорная деталь, применяемая  с приспособлением А.74177/1

А.74177/1

Оправка для запрессовки  наружных колец подшипника вала червяка  рулевого механизма

А.76027

Пуансон для выпрессовки  вентилей

А.76028

Пуансон для запрессовки  вентилей

А.76029

Опора для выпрессовки  вентилей

А.76031

Опора для запрессовки  вентилей

А.76032

Опорная пластина для  выпрессовки вентилей

А.76034

Приспособление для снятия стопорной скобы ручки привода стеклоподъемника

А.78124/R

Приспособление для  проверки поперечины передней подвески

А.86010

Оправка для запрессовки  заглушек коленчатого вала

А.86606

Ключ для завертывания шпилек М6х1

А.86608

Ключ для завертывания шпилек М8х1,25

А.86610

Ключ для завертывания шпилек М10х1,25

А.90310

Комплект разверток  для обработки отверстий в  направляющих втулках клапанов

А.90336

Развертка для обработки  втулок картера рулевого механизма 

А.90353

Развертка для втулок вала привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса

А.94003

Зенкер для обработки  седел впускных клапанов

А.94016

Шпиндель зенкера для  обработки гнезд заглушек

А.94016/10

Зенкер для обработки  гнезд заглушек коленчатого вала

А.94031

Зенкер (20°) для обработки  седел выпускных клапанов

А.94058

Шпиндель зенкера для  обработки седел клапанов

А.94059

Комплект направляющих стержней для обработки седел  клапанов

А.94069

Шпиндель для шлифовального  круга при обработке седел клапанов

А.94078

Шлифовальный круг для  обработки седел впускных клапанов

А.94092

Зенкер для обработки  седел выпускных клапанов

А.94100

Шлифовальный круг для  обработки седел впускных клапанов

А.94101

Зенкер (20°) для обработки  седел впускных клапанов

А.95111

Щуп для проверки зазора между рычагом и кулачком распределительного вала

А.95601/R

Приспособление для  проверки надежности запрессовки запорного  кольца на полуоси 

А.95615

Приспособление для  контроля надежности запрессовки поршневого пальца

А.95688/R

Приспособление для  регулировки зазора в зацеплении ведущей и ведомой шестерен главной  передачи и затяжки гаек дифференциала 

А.95690

Приспособление для  определения толщины регулировочного  кольца ведущей шестерни

А.95697/5

Головка к динамометру 02.7812.9501

А.95716

Приспособление для  проверки рычагов передней подвески с шаровыми шарнирами 

А.96008

Калибр для контроля поворотного кулака

А.96137

Кольцевой калибр для  установки нутромера 

02.7812.9500

Торцевой шарнирный ключ на 13 мм для снятия и установки стартера и приемной трубы глушителей

02.7823.9501

Динамометр для контроля момента качения подшипников  ведущей шестерни редуктора заднего  моста и вала червяка рулевого механизма 

02.7823.950

Приспособление для  выпрессовки шарниров нижних рычагов передней подвески (без снятия рычагов)

02.7823.9501

Приспособление для  запрессовки шарниров нижних рычагов  передней подвески (без снятия рычагов)

02.7823-9604

Приспособление для  снятия шкива генератора

02.7823.9505

Приспособление для снятия и установки клапанов двигателя (может применяться вместо переносного приспособления А.60311/R

02.7834.9504

Приспособление для  замера осевого свободного хода полуоси 

02.7834.9505

Приспособление для  замера осевого зазора подшипников ступицы переднего колеса

02.8701.9500

Приспособление для  замера зазора в верхнем шарнире  передней подвески

02.8701.9502

Приспособление для  проверки состояния шарового шарнира  передней подвески (снятым с автомобиля)

41.7816.4013

Торцевой ключ (21 мм) для затяжки направляющих регулировочных болтов рычагов привода клапанов

41.7816.4068

Фиксатор первичного вала коробки передач 

41.7816.4069

Приспособление для  установки стопорого кольца на вторичный  вал коробки передач 

41.7820.4003

Оправка для центровки вала масляного насоса при установке на двигатель

41.7820.4006

Приспособление для  установки ведомой шестерни привода  масляного насоса и распределителя зажигания 

41.7834.4092

Калибр для подбора  стопорных колец карданного шарнира 

41.7853.4010

Оправка для установки  крышки привода распределительного вала на двигатель 

41.7853.4011

Оправка для установки  держателя сальника (с сальником) на коленчатый вал 

41.7853.4016

Оправка для установки  маслоотражательных колпачков направляющих втулок клапанов

41.7853.4028

Оправка для установки  подшипника вторичного вала коробки  передач 

41.7853.4032

 
Оправка для установки подшипника промежуточного вала коробки передач 

41.7853.4039

Оправка для установки  сальника вторичного вала коробки передач 

67.7141.9500

Оправка для проточки диска переднего тормоза 

67.7801.9513

Приспособление для  выпрессовки шаровых пальцев  шарниров передней подвески

67.7801.9514

Съемник колпака ступиц передних колес 

67.7801.9516

Съемник полуоси заднего  моста 

67.7812.9513

Динамометр для контроля натяжения ремня привода вентилятора 

67.7812.9514

Ключ для снятия и  установки свечей зажигания 

67.7812.9515

Ключ для контроля усилия затяжки свечей зажигания 

67.7812.9517

Удлинитель шарнирный L=500 мм

67.7812.9518

Удлинитель шарнирный L=1000 мм

67.7812.9519

Головка для снятия и  установки свечей зажигания 

67.7813.9503

Оснастка для ремонта  ведомого диска сцепления 

67.7813.9504

Ключ для муфты рулевых  тяг 

67.7820.9517

Комплект приспособлений для замены втулок штанг задней подвески

67.7820.9518

Приспособление для  контроля установки регулятора давления задних тормозов при «Х»=140±5 мм (см. рис.6–4)

67.7822.9512

Подставка для автомобиля

67.7822.9517

Кондуктор для замены накладок ведомого диска сцепления

67.7823.9522

Струбцина для замены крестовин карданного вала

67.7824.9513

Комплект приспособлений для ремонта амортизаторов 

67.7824.9521

Приспособление для  проверки вытяжки цепи

67.7828.9504

Приспособление для  сжатия пружины передней подвески

67.7834.9506

Приспособление для  замера вылета толкателя топливного насоса

67.7851.9500

Оправка для клепки ведомого диска сцепления 

67.7853.9525

Оправка для запрессовки  сальника ступицы переднего колеса

67.7853.9526

Шайба для выпрессовки  наружного кольца внутреннего подшипника ступицы переднего колеса

67.7853.9527

Оправка для выпрессовки  наружного кольца наружного подшипника ступицы переднего колеса

67.7853.9541

Оправка для выпрессовки  наружного кольца верхнего подшипника червяка рулевого механизма

67.7853.9543

Оправка для сжатия пружины  главного тормозного цилиндра при установке  стопорных винтов

67.8151.9505

Калибр для контроля уровня топлива в карбюраторе 

67.8701.9510

Приспособление для  замера осевого зазора коленчатого  вала

67.8720.9501

Приспособление для  контроля свободного хода рулевого колеса

ТСО–3/379

Траверса для снятия и установки двигателя 

БС–106.000

Стенд для проверки термостатов 

Информация о работе Устройство, назначение, принцип действия, диагностика, техническое обслуживание и ремонт головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101