Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 23:28, реферат

Описание работы

Человек с момента своего рождения приобретает права и обязанности и соответственно в течении всей своей жизни несёт ответственность перед другими гражданами за свои поступки. Именно ответственность обеспечивает защиту прав человека, как его собственных, так и других граждан.
Ответственность – право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства. Ответственность может быть юридическая, административная. Дисциплинарная, уголовная и тд.
В данном реферате мы рассмотрим тему – уголовная ответственность на железнодорожном транспорте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Железнодорожное право: система и структура…………………………...4
2 Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте………….6
3 Преступность на железнодорожном транспорте………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

5. Железнодорожный транспорт  является источником повышенной  опасности. Эксплуатация, в первую очередь, транспортных средств (локомотивов, вагонов, платформ) связана с риском причинения вреда жизни, и здоровью граждан, а также вреда окружающей среде.

Повышенная опасность  железнодорожного транспорта заключается  еще и в том, что на нем перевозятся так называемые «опасные» грузы. Это грузы, которые в силу присущих им свойств, при определенных условиях могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. К числу таких грузов относятся взрывчатые и взрывоопасные вещества, щелочи, кислоты, нефтепродукты.

Преступность на железнодорожном  транспорте можно определить как негативное, достаточно массовое, исторически-изменчивое социальное явление уголовно-правового характера, имеющее характерные особенности, определяемые спецификой железнодорожного транспорта, складывающееся из совокупности всех совершенных на его объектах преступлений за определенный период времени. Преступность на названном виде транспорта в последние годы характеризуется негативными количественными и качественными показателями.

Самые распространенные преступления на изучаемом виде транспорта - это преступления против собственности; против экономической деятельности; против здоровья населения и общественной нравственности (в основной массе это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков).

Преступность на транспорте, также как в целом в стране, приобрела организованный характер. Основными видами организованной преступной деятельности на железнодорожном транспорте являются хищения грузов, незаконный оборот наркотиков и их контрабанда, совершение террористических актов, а также контроль над проституцией на крупных вокзалах, расположенных в них гостиницах, и в пассажирских поездах.

Выделяются преступления:

1) Преступления, характерные  для железнодорожного транспорта, обусловленные его спецификой. Среди них  выделяются преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, так называемые «железнодорожно-транспортные преступления» (ст.ст. 263, 266 - 268, 211 УК РФ) и хищения грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта (ст. 158, 159,161, 162, 164 УК РФ).

2) Преступления, не обусловленные  спецификой железнодорожного транспорта. Эту группу деяний, в свою очередь,  можно разделить в зависимости от их распространенности на следующие подгруппы:

а) преступления против собственности;

б) преступления против экономической деятельности;

в) преступления против личности (против жизни и здоровья, половой  неприкосновенности и половой свободы личности);

г) преступления против здоровья населения и общественной нравственности (преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);

д) преступления против общественной безопасности;

е) преступления против государственной  власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

ё) иные преступления.

Состояние, структура, динамика железнодорожно-транспортных преступлений в последние годы в России характеризуются крайне неблагоприятными тенденциями. Это проявляется в интенсивном росте их числа, увеличением масштабов причиняемого физического и материального вреда, ухудшением наступающих последствий.

Среди выделенных преступлений наибольшую опасность представляют деяния, предусмотренные ст. 263 УК РФ. Это связано с тем, что такие  преступления влекут за собой причинение тяжкого вреда здоровью или причинение по неосторожности смерти человека. Кроме того, в результате таких преступлений причиняется огромный материальный ущерб железной дороге.

Другим специфическим  видом преступлений, совершаемых  на железнодорожном транспорте, являются хищения грузов из его подвижного состава. Если в начале 90-х годов в России регистрировалось свыше 66 тыс. таких преступлений и они являлись самыми распространенными преступлениями на данном виде транспорта, то в последние годы ситуация изменилась. Например, в 2006 году было зарегистрировано 4 040 таких преступления, что составило 5,1% от общего количества всех зарегистрированных преступлений. Основная масса таких деяний совершается путем кражи.

Согласно результатам  исследования преступники чаще всего  похищали: цветные и черные металлы (16,7%); продукты питания (15,1%); одежду и обувь (15, 0%). Установлено, что 67,8% хищений совершены из вагонов; 28,6% с платформ, а именно из перевозимых на них контейнеров; 2,3 % - из полувагонов и 1,3 % - из самосвальных вагонов и цистерн. Основная масса названных уголовно наказуемых деяний совершена во время стоянок составов на крупных грузовых станциях (48,7%); 35,6% - на железнодорожных перегонах (участках железной дороги между двумя станциями). 12,6% хищений грузов произошло на небольших, расположенных, как правило, в сельской местности станциях, а 3,1% изученных хищений - на пассажирских станциях, во время кратковременных там остановок грузовых составов. Основная масса таких хищений (70,8%) совершены в период с 18 часов вечера до 06 часов утра.

В последние годы отмечается переориентация преступников с распространенных способов хищений грузов (срыв запорных устройств, проруб стен потолков вагонов и контейнеров) на более скрытые способы, совершаемые путем переадресовки грузовых отправок, замены и подделки подлинных перевозочных документов. Преступления подобного рода заранее тщательно подготавливаются, могут иметь межрегиональный и межгосударственный характер, отличаются высокой степенью латентности. В них часто принимают участие работники железнодорожного транспорта или лица, знающие технологический процесс перевозки грузов, а также представители коммерческих структур, занятых на железнодорожном транспорте.

Преступные посягательства на железнодорожные грузы все  больше носят групповой, в том  числе, организованный характер. Согласно результатам исследования 40,1 % изученных краж грузов так же были совершены группами лиц, из них 3,3 % в составе организованных преступных групп.

 «Криминологическая  характеристика преступлений, не  обусловленных спецификой железнодорожного транспорта». Среди преступлений этой группы особо распространены уголовно наказуемые деяния, посягающие на собственность; связанные с незаконным оборотом наркотиков, преступления против экономической деятельности и преступления против общественной безопасности.

В ходе исследования установлено, что основная масса хищений чужого имущества (71,6%), а это в большинстве  кражи, совершены на территории пассажирских станций и расположенных на них вокзалах; 16,2 % - в пассажирских поездах; оставшаяся часть (12,2%) на территории грузовых станций. На пассажирских станциях хищения в основной массе совершены у пассажиров в кассовых залах и залах отдыха вокзала (карманные кражи и кражи багажа), в автоматических камерах хранения вокзалов (кражи багажа). Подобные преступления совершаются, как правило, без применения каких-либо технических средств, путем свободного доступа к похищаемому имуществу (оставленному без присмотра потерпевшим или же у лиц, находящихся в сильной степени опьянения).

В пассажирских поездах основная масса хищений совершается у пассажиров, как правило, во время их сна или отсутствия в купе или вагоне. Предметом таких хищений являются деньги, драгоценности, одежда пассажиров.

Достаточно распространенными  на железнодорожном транспорте являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Например, в 2006 году было зарегистрировано 13,2 тыс. таких преступлений, что составило 16,4% от общего числа всех зарегистрированных уголовно наказуемых деяний.

Повышенная распространенность на железнодорожном транспорте преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, обусловлена, на наш взгляд, тем, что этот вид транспорта, как уже отмечалось, весьма «удобен» для транспортировки наркотических средств. Не случайно основная масса совершенных там преступлений связана с перевозкой наркотиков. Исследование показало, что виновные перевозили железнодорожным транспортом наркотики чаще всего в своем багаже (чемоданах, сумках), реже в одежде или под одеждой, прикрепляя их к телу. Основная масса наркотиков, а это опий, марихуана, героин, перевозились из среднеазиатских республик, как правило, в особо крупном размере.

Нередки случаи, когда  преступники перевозят наркотики  в грузовых вагонах, пряча их в товарах и изделиях, маскируя их под различные крупы, порошки и прочие товары. Исследование показывает, что ежегодно около 5 % преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков на железнодорожном транспорте, совершается организованными преступными формированиями.

Ежегодно на железнодорожном транспорте регистрируется около 1,3 тыс. преступлений против экономической деятельности.

Самыми распространенными  преступлениями из них являются контрабанда (ст. 188 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ); незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ); производство приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ). Традиционными предметами и товарами, перемещаемыми железнодорожным транспортом через границу контрабандным способом, являются наркотические средства, оружие, художественные и исторические ценности. В последние годы данным видом транспорта контрабандным путем все больше перевозится предметов интеллектуальной собственности, алкогольной продукции, а также нефти, древесины и металлов. Около 5% таких преступлений совершается в составе организованных преступных формирований.

Другой многочисленной группой преступлений, не обусловленных  спецификой железнодорожного транспорта, являются преступления против общественной безопасности. Самыми распространенными из них на протяжении длительного времени являются преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, прежде всего предусмотренные ст. 222 УК РФ; вандализм (ст. 214 УК РФ); террористический акт (ст. 205 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Железнодорожный транспорт «привлекателен» для террористов тем, что на его объектах - в вокзалах, в пассажирских поездах сконцентрировано большое количество людей, в грузовых поездах - огромное количество товарно-материальных ценностей на миллионы рублей, перевозятся и хранятся опасные грузы, способные причинить вред здоровью граждан и окружающей среде. В случае взрывов, поджогов это способствует причинению наибольшего вреда, чего и добиваются преступники. Не случайно, что из всех видов транспорта наиболее высокий уровень террористических актов наблюдается на железнодорожном и воздушном транспорте.

В меньшей мере на железнодорожном  транспорте распространены иные преступления, в частности против личности, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления и иные преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема реферата – Уголовная  ответственность на железнодорожном транспорте.

В первой главе рассмотрено  железнодорожное право, как отдельная  отрасль права. Система законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы железнодорожного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры железнодорожного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.     

Вторая глава коротко  отражает сущность темы и отображает разделы, главы и статьи Уголовного Кодекса РФ, которые связаны с  железнодорожным транспортом.

Третья глава является продолжение второй и более обширно  рассматривает тему реферата. Здесь раскрывается преступность на железнодорожном транспорте. Рассмотрены факторы, влияющие на «привлечение» преступности. Приведены самые распространенные преступления на железнодорожном транспорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

2. Уголовный  кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

3. Морозов С.Ю. Транспортное право: учебник – М.: Маршрут 2010. – 531 с.

4. Транспортное право  (железнодорожный транспорт). В 2 ч. Ч.2: учеб. – метод. Пособие  / С.А.Плахотич, И.С. Фролова – Екатеринбург: УрГУПС, 2012. – 77с

5. http://www.garant.ru/




Информация о работе Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте