Требования к автомобильным дорогам. Основные показатели технико-эксплуатационного состояния дорог. Надёжность автомобильных дорог.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:41, лекция

Описание работы

Основные требования, предъявляемые к автомобильным дорогам - это соответствие геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги требования СНиП, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов и грузоподъемности мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.

Файлы: 1 файл

Эксплуатация автодорог.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

1. Требования к автомобильным дорогам. Основные показатели технико-эксплуатационного состояния дорог. Надёжность автомобильных дорог.    

 

Основные требования, предъявляемые к автомобильным дорогам это соответствие геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги требования СНиП, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов и грузоподъемности мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.

 

Технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги это характеристики надежности и работоспособности дороги, как инженерного сооружения

Основные технико-эксплуатационные показатели, по которым оценивается состояние дороги это:

- обеспеченная расчетная скорость движения автомобилей, оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости (Крсэ) - отношение фактической максимальной скорости автомобиля с дорогой на каждом участке (Vфmax), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (Vр):

- пропускная способность и уровень загрузки дороги движением. Уровень загрузки дорог движением (Z) определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (N), к пропускной способности (Р).

- безопасность движения, оценивается по нескольким показателям - коэффициентом происшествий (И), коэффициентом аварийности (Ка) и коэффициентом безопасности (Кб).

- прочность дорожной одежды (несущая способность), оценивается коэффициентом запаса прочности (Кпр), который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к требуемому, по условиям движения в процессе эксплуатации и должен быть равным или больше единицы.

- ровность и сцепные качества дороги. Коэффициент ровности (Кр) представляет собой отношение  предельно допустимых значений ровности (Sдоп) к фактическому значению (Sфакт). Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации если коэффициент ровности равен или больше единицы. Сцепные качества покрытия характеризуется коэффициентом сцепления (Кс) который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения.

 

Надёжность - способность дороги обеспечивать бесперебойное круглогодичное, круглосуточное безопасное и удобное движение автомобилей с установленными скоростями и нагрузками в течение всего срока службы.

Для обеспечения надежности автомобильной дороги в эксплуатации по показателям скорости и ровности в течение срока службы необходимо, чтобы дорожная конструкция обладала требуемым показателем прочности дорожной одежды (модулем упругости).

Для оценки и обеспечения  надежности автомобильной дороги в  период эксплуатации необходимо систематически измерять следующие показатели:

  1. Среднюю скорость движения одиночных автомобилей и среднюю скорость смешанного транспортного потока.
  2. Интенсивность и состав движения автомобилей.
  3. Ровность проезжей части.
  4. Прочность дорожной одежды.

По результатам измерений  составляют покилометровые ведомости средней скорости транспортного потока, ровности и прочности дорожной одежды.

Среднюю скорость транспортного  потока, ровность и прочность дорожной одежды повторно измеряют на тех участках (километрах) дороги, где были назначены и выполнены ремонтные мероприятия -один раз после окончания ремонтных работ. Прочность дорожной одежды повторно следует измерять в ближайший после ремонта период наибольшего ослабления дорожной одежды.

Фактические (измеренные) значения показателей ровности, прочности дорожной одежды и средней скорости транспортного потока сопоставляются с расчетными, которые должны были быть на год обследования. По результатам сопоставления дается оценка о достаточности или недостаточности надежности, определяется год проведения ремонта.

 

 

 

 

2. Паспортизация автомобильных дорог. Применение передвижных диагностических лабораторий для оценки транспортно – эксплуатационных показателей дороги. Автоматизированный банк дорожных данных.

 

Главная цель техучета — это сбор и систематизация данных для радикального планирования и организации работ по содержанию, ремонту, а также управление дорогами.

Паспортизация — это комплекс ролевых камеральных  работ по обследованию и измерению  дорог и дорожных сооружений, обработки полученных данных, составления документов техучета и паспорта дороги.

Паспорт дороги — это сводный документ техучета с данными о техническом и  экономическом состоянии дороги, которые содержат первичные и ежегодные сведения за весь период службы дороги, включая данные о средних и капитальных ремонтах, реконструкции. Техучет и паспортизацию проводят также для получения достоверной и периодически обновляемой информации о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии.

Основные элементы дороги, подлежащие техучету: полоса отвода, земполотно, проезжая часть, искусственные сооружения, инженерное обустройтсво и обстановка дороги, здания автотранспортной и дорожной службы.

Техническую инвентаризацию проводят по дорогам, на которых отсутствует  техпаспорт или его данные требуют уточнения. В ходе ее проведения уточняют перечень автодорог общего пользования, наименование и протяженность, их геометрические параметры, определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожной одежды, проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений, учитывают служебные и гражданские, технические здания и сооружения, проводят учет и дают общую оценку инженерных обустройства и обстановки, собирают данные об интенсивности движения, о составе транспортных средств, устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.

Материалами техучета являются: техпаспорт дороги с линейным графиком; учетные карточки на мосты, путепроводы, трубы; служебные, производственные и жилые помещения; учетные ведомости на мосты, тоннели, трубы, переправы, здания дорожной службы, автобусные остановки, переход на скоростные полосы, дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства, тротуары и пешеходные дорожки, съезды, укрепление обочин, коммуникации в пределах полосы отвода, сводная ведомость наличия дорог и сооружений на них, полевой журнал обследования дорожной одежды.

Передвижные диагностические лаборатории предназначены для измерения различных транспортно – эксплуатационных показателей дороги.

Для определения  геометрических параметров автомобильных  дорог применяют специализированные передвижные лаборатории, оборудованные соответствующей измерительной аппаратурой (например, гироскопическими установками).

Наибольшее  распространение получили передвижные лаборатории - КП-514МП и КП-514МПГ, выпускаемые Саратовским научно-производственным центром ГП "Росдортех". Эти лаборатории оснащены гироскопическими датчиками,  440динамометрическим прицепом ПКРС для измерения ровности и коэффициента сцепления, геодезическими и другими инструментами, позволяющими измерить продольный и поперечный уклоны, утлы поворота и радиусы кривых в плане, расстояние видимости, пройденный путь, высотные отметки, ровность и сцепные качества покрытий.

Автоматизированные банки дорожных данных (АБДД) организуют в органе управления сетью дорог области или автомобильной дорогой. Технической базой АБДД является персональная ЭВМ. Банк оснащается комплексом программ по обработке результатов измерения параметров дорог в ЭВМ, решению информационно-поисковых задач, расчету единого показателя качества дороги (дорог) и его составляющих, выявлению причин снижения транспортно-эксплуатационных качеств, назначению дорожно-ремонтных работ, и определению их объемов, а также формирование интегрированной информации для передачи на высший уровень управления и статотчетности. Автоматизированный банк дорожных данных обслуживает один человек.

Автоматизированный банк дорожных данных работает в режиме пользователя, режиме оператора и режиме администратора, которые различаются возможностями внесения изменений (корректив) в содержимое базы данных.

Режим пользователя рассчитан  на инженерно-технический персонал дорожных организаций, род деятельности которых связан с оценкой состояния  дорог, планированием ремонтных работ, решением вопросов повышения технического уровня дорог и развития дорожной сети.

Режим оператора ориентирован на инженера-дорожника, изучившего структуру  базы данных, инструкции по эксплуатации программного обеспечения, требования по подготовке исходных данных для ввода информации в банк, инструкции по анализу и исправлению ошибок в данных, выявляемых в процессе загрузки информации. Режим оператора позволяет вносить изменения в содержимое базы данных о параметрах транспортно-эксплуатационного состояния дорог, но не позволяет изменить структуру базы данных, внести коррективы в программное управление (обеспечение).

Режим администратора банка  данных имеет наиболее полные функциональные возможности. Помимо функций, можно изменять базу данных, а также вносить изменения в программное обеспечение. Режим рассчитан на специалиста в области программирования на ПЭВМ, знающего структуру базы данных и освоившего базовую систему управления. Администратор банка данных - это специалист, работающий в центральной диагностической станции, который решает вопросы поддержания и развития банка.

Существуют отраслевые и локальные банки данных.

Технологический процесс диагностирования автомобильных дорог может быть разбит на этапы:

- подготовительный;

- полевых обследований;

- обработки материалов полевых обследований и комплексной оценки транспортно-эксплуатационных показателей дорог.

Результаты измерения  параметров дорог диагностическими станциями преобразовываются к  виду, пригодному для ввода в банк данных, записываются на промежуточный магнитный носитель, передаются заказчику и в автоматизированный банк данных, где они хранятся и накапливаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы и средства оценки ровности дорожных покрытий. Методы оценки колей на дорогах. Методы и средства оценки сцепных качеств дорожных покрытий.

 

 

ИЗМЕРЕНИЕ РОВНОСТИ

При сплошном контроле ровности оценивают с помощью передвижной установки ПКРС-2У (лаборатория КП-511 или КП-514) а также толчкомера ТХК-2 или ТЭД-2, устанавливаемого в автомобиле-лаборатории.

Ровность покрытия лабораторией КП-511 или толчкомерами определяют проездом установки по каждой полосе движения со скоростью 50 км/ч с допустимым отклонением ± 2 км/ч. При этом показатель ровности регистрируется в см/км.

При измерении ровности толчкомером любого типа, эксплуатационное состояние автомобиля должно соответствовать требованиям его технического паспорта: давление в шинах, состояние рессор и амортизаторов, допуск люфтов в пальцах и серьгах рессор. Показание спидометра автомобиля должно соответствовать фактической скорости движения.

Колебания рессор через  гибкий трос передаются на барабан  счётного механизма.

Ровность дорожных покрытий оценивают суммарным сжатием  рессор автомобиля в см/км на участке дороги длиной 1 км при постоянной скорости движения. Производительность толчкомера составляет около 170 км/сут. По этому же принципу работают толчкомеры ТЭД-2М, ИВП-1М и др. Следует иметь в виду, что толчкомером определяют не истинную, а условную ровность поверхности дороги, так как сумма прогибов (сжатия) рессоры при проезде автомобилем данного участка завис от не только от состояния покрытия, но и от свойств подвески автомобиля, нагрузки и др. Толчкомер, установленный на автомобилях разных марок, даёт разные показатели.

Выборочный  контроль ровности осуществляют переносными приборами –рейками, на захватках (участках) длиной 300 м на обследуемом километре дороги путем измерения просветов под 3-х метровой рейкой. Захватки выбирают на самых неблагоприятных по ровности участках, установленных визуальным осмотром. В процессе измерения рейку укладывают в продольном направлении через каждые 30 м ив поперечнике производят измерения: на оси и по крайним полосам наката.

 

Измерение параметров поперечной ровности и колеи выполняют с использованием ультразвуковых и

лазерных датчиков, которые  размещаются на несущей балке, прикрепленной  к передней части автомобиля. Такие установки называются профилографы или колеемеры.

Выпускается широкий  спектр таких установок. Ультразвуковые профилографы измеряют просветы на ширине 2-2,5 м и более, при помощи ультразвуковых датчиков, количество которых в поперечном направлении

колеблется от 12 до 30. Измерения производятся через каждые 3 м вдоль дороги с точностью 0,1 мм. Скорость движения профилографов может изменяться от 20 км/ ч до 80 км/ч.

Профилограф для измерения  поперечной ровности (глубины колеи)

 

Лазерные профилографы измеряют просветы на ширине 2,7 м и  более с помощью 15 датчиков через каждые 5 м вдоль дороги с точностью 0,1 мм. Имеются модификации профилографов, которые снимают отсчёты через каждые 20 см вдоль дороги. Скорость движения лазерных профилографов в процессе измерений может

Информация о работе Требования к автомобильным дорогам. Основные показатели технико-эксплуатационного состояния дорог. Надёжность автомобильных дорог.