Транспортная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель реферата - проанализировать состояние и пути развития транспортной системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Транспортная система Республики Беларусь……………………………….....5
2. Проблемы транспортной системы…………………………………………….12
3. Совершенствование транспортной системы………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат по нац экономике.docx

— 43.58 Кб (Скачать файл)

Промышленный транспорт обслуживает производство, на балансе которого оно состоит, и осуществляет перевозки по территории предприятий, в цехах, между цехами, а также связывает производство с магистральными видами транспорта для ввоза-вывоза сырья и готовой продукции.

К транспортному комплексу  предъявляются следующие требования:

• наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;

• повышение экономичности  перевозочных процессов;

• сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;

• обеспечение интенсивности  и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий  или других неблагоприятных факторов;

• повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение  полной сохранности перевозимых  грузов, безопасности движения.

Транспорту свойственны  некоторые особенности:

  1. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается только тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства
  2. Продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности.
  3. Транспорт представляет собой крупную динамическую систему. Так, если в любой промышленной отрасли основные средства производства являются относительно статичными, т.е. неподвижными по отношению к тому производственному объекту, на котором они находятся, и вырабатывают свою продукцию, не покидая границ предприятия, то основные средства транспорта должны обязательно перемещаться из одного пункта в другой, обеспечивая перевозочный процесс и создавая тем самым свою транспортную продукцию.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте - на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров - количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). [6]

 

2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РБ

 

Беларусь располагает  всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим  связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.

Многие проблемы Республики Беларусь можно было бы решить, найдя выход  в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые  дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться  до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь  часто, что её и дорогой-то можно назвать покрытые трещинами и с натяжкой. Всё усугубляет проблема пробок в областных городах, плохая работа коммунальных служб на автодорогах. Сюда же можно добавить и статистику ГАИ по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий, также проблемы загрязнения воздуха в городе и за его пределами;

Основные проблемы дорожной инфраструктуры:

  • почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети.
  • радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Минск. В ряду основных недостатков белорусского транспорта особо выделяются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы.

Сокращение объемов реконструкции  и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т.д.) и работоспособности

К основным проблемам функционирования маршрутно-транспортных средств можно отнести следующее:

  • отсутствие статистической отчетности об объемах услуг по перевозке пассажиров;
  • недостаточное качество работы диспетчерских служб в вопросах скорости обработки заказов;
  • низкая культура поведения водителя;
  • недостаточная квалификация и профессиональная подготовка водителей;
  • наличие перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке без специального разрешения (лицензии);
  • отсутствие полного контроля за оплату проезда.

 Основные проблемы функционирования железнодорожного транспорта:

  • отсутствие полного контроля за оплату проезда;
  • не всегда соответствуют действительности условия проезда;
  • загрязнение окружающей среды;
  • с развитием автоматизации управления перевозочным процессом информационные системы не удовлетворяют современным требованиям обеспечения функций диспетчерского управления перевозками, качества информации и информационной безопасности.
  • железнодорожным транспортом Республики Беларусь ежегодно на тягу поездов потребляется 274 тыс. тонн топлива и 419,9 млн. кВт·ч электроэнергии.[2]

Основные проблемы функционирования авиатранспорта:

  • основная концентрация перевозок идет из вне в Минск, при этом снижается уровень перевозок между другими городами.
  • увеличивается износ и простой оборудования, а ремонт их обходиться дорого.
  • имеется резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем.[3]

В Беларуси нет крупных водных объектов, по которым можно было бы осуществлять перевозку людей и груза. В  связи с этим данный вид транспорта мало развит.

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РБ

 

В целях дальнейшего развития внутриреспубликанских  перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом, повышения их эффективности  и удовлетворения потребности населения  и экономики республики в таких  перевозках целесообразно:

  • совершенствовать нормативную правовую базу, регламентирующую организацию автомобильных перевозок пассажиров и грузов;
  • принять меры по повышению окупаемости перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении;
  • выполнять работу по совершенствованию маршрутной сети;
  • принять меры по развитию видов деятельности, сопутствующих осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом;

Для повышения рентабельности городских  и пригородных автомобильных  перевозок пассажиров предлагается реализовать следующие мероприятия:

  • организовать производство отечественных автобусов с максимально унифицированными силовыми агрегатами, трансмиссией, стеклами салона, лобовыми стеклами, сиденьями, отопителями и тому подобное;
  • обновление парка транспортных средств;
  • обновление технологического оборудования;
  • продолжить ежегодное обновление парка автобусов, используемых на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении;
  • расширить использование автобусов малой и средней вместимости (до 50 человек) на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении.

Для повышения эффективности работы грузовых автомобилей необходимо:

  • совершенствовать структуру парка грузовых транспортных средств;
  • повысить уровень специализации и дизелизации автомобильного парка;
  • расширить номенклатуру грузовых транспортных средств отечественного производства.

Запланированные меры позволят увеличить  объемы перевозок грузов со 108,7 млн. тонн в 2011 году до 182,9 млн. тонн в 2015 году и грузооборот с 10396 млн. тонно-километров в 2011 году до 17500 млн. тонно-километров в 2015 году.

В целях совершенствования правоотношений в области контроля за полнотой оплаты проезда на пассажирском транспорте необходимо рассмотреть перевод  в перспективе нарушений, связанных  с безбилетным проездом, из сферы  действия административного в сферу  действия гражданского права, с введением  гражданско-правовой ответственности  пассажира перед перевозчиком за оплату стоимости проезда, в соответствии с которой пассажир в случае безбилетного проезда будет обязан оплатить неустойку  перевозчику за нарушение условий договора перевозки.

Внедрение автоматизированной системы  учета пассажиров и контроля оплаты проезда позволит:

  • повысить собираемость оплаты за проезд в автомобильном транспорте и уровень доходов автомобильных перевозчиков;
  • повысить и качество обслуживания пассажиров, экономическую привлекательность и удобство оплаты проезда через систему для населения;
  • осуществлять мониторинг пассажиропотоков для совершенствования обслуживания населения;
  • осуществлять учет выполненной работы автомобильными перевозчиками с дифференциацией по времени суток, по социальным группам и другим факторам;
  • увеличить долю безналичных расчетов для снижения расходов, связанных с обращением наличных денег;
  • минимизировать возможности фальсификации проездных документов.
  • разработка и внедрение системы продажи электронных билетов на проезд
  • обеспечить возможность приобретения билетов с использованием специальных терминалов;
  • обеспечить оплату за проезд и перевозку багажа с применением современных банковских технологий: SMS-банкинг, интернет-банкинг, банковскими пластиковыми карточками, в том числе и через Интернет;

Основные направления деятельности автотранспортных организаций в  области снижения вредного воздействия  на окружающую среду и здоровье людей:

  • сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников;
  • сокращение образующихся отходов производства, их утилизация и использование;
  • снижение объемов поступающих в атмосферу "парниковых" газов и озоноразрушающих веществ;
  • рациональное использование земельных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры.[4]

Совершенствование железнодорожного транспорта:

  • формирование для пропуска транзитного грузового потока системы железнодорожных обходов города с развязкой ж/д путей в местах пересечения железнодорожных линий в разных уровнях и ликвидация малодеятельных подъездных путей
  • модернизация конструкций железнодорожных линий и подвижного состава с достижением высокой скорости движения и минимального уровня шума и вибрации[5]
  • необходимо развитие инфраструктуры информационных технологий, систем автоматизированного информационного обеспечения и защиты служебной информации.
  • для повышения энергоэффективности перевозочного процесса и объектов стационарного энергоснабжения железнодорожного транспорта страны требуется внедрение энергосберегающих технологий.
  • требуется предусмотреть повышение производительности труда с учетом внедрения новых технологий и приобретения современного подвижного состава.
  • улучшение качества предоставления транспортных услуг
  • оптимизация общей протяженности подъездных путей с учетом сокращения расходов на их содержание.[1]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Республике Беларусь, как и в  других развитых странах, транспорт  является одной из крупнейших базовых  отраслей хозяйства, важнейшей составной  частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной  целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь  материальной основой обеспечения  внешнеэкономических связей Беларуси и ее интеграции в глобальную экономическую  систему.

Информация о работе Транспортная система Республики Беларусь