Транспортная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель реферата - проанализировать состояние и пути развития транспортной системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Транспортная система Республики Беларусь……………………………….....5
2. Проблемы транспортной системы…………………………………………….12
3. Совершенствование транспортной системы………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат по нац экономике.docx

— 43.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Транспортная система Республики  Беларусь……………………………….....5

2. Проблемы транспортной системы…………………………………………….12

3. Совершенствование транспортной  системы………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………...19

Список  использованных источников…………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт - одна из базовых  отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь  всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цену товара. Транспорт выступает в  качестве важнейшего условия освоения природных ресурсов, материальной основы для экономической интеграции промышленного  и сельскохозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических  связей на межгосударственном уровне.

По мере технической  оснащенности транспорта открываются  новые возможности решения социальных задач в обществе. Транспорт облегчает  производственную деятельность человека, все больше вытесняя физический труд из сферы производства и обращения  продукции. Благодаря транспорту расширяются  культурные связи между народами и обмен культурными ценностями, растет число туристических поездок, более интенсивным становится обмен  специалистами в области техники, науки, культуры, искусства, спорта.

На сегодняшний день Беларусь располагает  всеми современными видами транспорта. Перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским  электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие. Транспортные коммуникации по своей структуре  и размещению в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим  связям страны. Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно  важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и  реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его  функционирование является необходимым  условием стабилизации, подъема и  структурной перестройки всей экономики  республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения. Тем не менее, следует признать, что транспорт, и транспортный машиностроительный комплекс в частности, остро нуждается в существенном совершенствовании и преобразовании.

Цель реферата - проанализировать состояние и пути развития транспортной системы Республики Беларусь.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Определить назначение транспортной системы Республики Беларусь

2.Выявить проблемы транспортной системы.

3.Рассмотреть основные направления совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.

 

1. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА БЕЛАРУСИ

Транспорт – (от лат.transporto – переношу, перевожу, перемещаю) – стратегически сажный комплекс, значительной степени определяющий мощь государства, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров.

Существуют и другие определение «транспорта»:

  • отрасль производства, представляющая собой совокупность средств путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения;

  • совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое;

  • отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей;

  • комплекс технических средств, обеспечивающих передвижение материальной продукции и людей.

В понятие «транспорт»  входят также отдельные элементы (подвижный состав, дороги, терминалы  и др.)

Транспортная система  – это комплекс различных видов  транспорта, находящихся во взаимодействии при выполнении перевозок. Структурно оно состоит из двух подсистем: транспорта общего и не общего пользования.

Транспорт общего пользования  предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения  в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов  продукции между производителями  и потребителями, осуществления  общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.).

Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием, разных естественных или искусственных путей сообщения.

Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, промышленный. [6]

Железнодорожный транспорт – наиболее развитой и технически оснащенный вид транспорта в нашей стране. Он является частью Евро-Азиатского железнодорожного комплекса.

Магистральный железнодорожный  транспорт Республики Беларусь производственным комплексом «Беларуская чыгунка» и представлен промышленно- производственным объединением «Белпромжелдортранс». На его долю приходится более 70 % общего грузооборота страны. Это обусловлено тем, что железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

  • возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий;
  • высокая провозная и пропускная способность;
  • осуществление массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой себестоимостью перевозимых грузов;
  • регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток;
  • сравнительно высокая скорость движения и более короткий срок доставки;
  • высокие показатели работы и универсальность.

Однако в связи с  большими капитальными вложениями, затрачиваемыми на сооружение дорог, его использование  наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.[1]

Автомобильный транспорт, развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки

Пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе  дорогостоящих, на короткие и средние  расстояния, а также обеспечения  розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при  перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный  транспорт имеет самую широкую  сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном, международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.

Через территорию республики осуществляется большой объем транзитных перевозок (из России, Болгарии, Германии, Литвы, Польши, Украины, Словакии, Венгрии  и др. стран). К числу наиболее благоустроенных, имеющих большое значение для экономики страны, относятся автомобильные дороги международного значения: граница Российской Федерации – Брест, Гомель – Жлобин – Минск – граница Литвы, Гомель – Могилев – Витебск – граница Российской Федерации, а также дороги, обеспечивающие внутри республиканские перевозки: Брест – Пинск – Гомель и Витебск – Могилев – Гомель.

Интенсивное развитие и  широкое использование автомобильного транспорта определено рядом технико-экономических  особенностей, таких как:

  • возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой;
  • высокая скорость доставки грузов;
  • регулярность и достаточно хорошая маневренность 2 перевозок;
  • способность доставлять грузы небольшими партиями;
  • возможность выбора максимально коротких путей для доставки грузов;

На малые расстояния грузы доставляются достаточно быстро, обеспечивается надлежащая надежность перевозок. Вместе с тем себестоимость перевозок груза достаточно высокая, грузоподъемность автотранспортного средства малая, а затраты на топливо, смазочные материалы и обслуживание ощутимые.[4]

Речной транспорт отличается высокой провозной способностью на глубоководных реках и сравнительно невысокой себестоимостью перевозок. Его возможности диктуются естественными природными условиями, и поэтому, в Республике Беларусь этот вид транспорта занимает незначительную долю в общем объеме грузоперевозок. Регулярность перевозок речным транспортом напрямую зависит от продолжения навигационного периода. К недостаткам следует также отнести неравномерность глубины рек и небольшую скорость перевозок, заданное природой направления водных магистралей.

Судоходными путями Республики Беларусь связана со всеми граничащими  с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов имеют  реки Днепр, Припять, Березина, Сож, западная Двина, Неман, а также Днепровско-Бугский канал. Однако по маневренности и скорости этот вид транспорта уступает другим. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 1798км. В республике функционируют порты в Мозыре, Речице, Бресте, Гомеле, Бобруйске, Могилеве, Витебске.

Трубопроводный транспорт широко используется для транспортировки нефти и газа, бензина и дизельного топлива.

В Республике Беларусь транспортировку  нефти и природного газа осуществляют Гомельское и Новополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба» и государственное предприятие «Белтрансгаз».

Транзит сырой нефти  выполняется по следующим направлениям: Гомельское предприятие – Адамова  Застава(РФ), Мозырь – Польша – Германия с ответвление на Украину, Венгрию, Словению(через Броды); Новополоцкое предриятие (Сургут – Полоцк(«Дружба»)) с ответвлением на Новополоцк.

В республике функционирует  три магистральных нефтепровода, по которым направляется дизельное  топливо и бензин: Унеча – Полоцк, Унеча – Западная граница, Новополоцк – Минск (Фаниполь).

К основным достоинствам трубопроводного  транспорта следует отнести:

  • возможность повсеместной прокладки труб в сравнительно короткие сроки;
  • малую зависимость работы от климатических условий;
  • относительно небольшие трудоемкость доставки груза и его потери;
  • низкую себестоимость транспортирования;
  • непрерывность транспортного процесса доставки грузов на большие расстояния;
  • высокую пропускную способность.[6]

Воздушный транспорт – наиболее скоростной. Основная сфера применения – перевозка пассажиров, срочных грузов, почты на большие расстояния. Кроме перевозочной работы средства воздушного транспорта выполняют:

  • большой объем работ в сельском хозяйстве (внесение удобрений на посевные площади, борьба с сорняками),
  • лесозащитные и лесотехнические работы,

Республик Беларусь имеет  мощную разветвленную инфраструктуру воздушного транспорта. В состав гражданской  авиации входит 7 аэропортов и один аэродром специального назначения: национальный аэропорт «Минск-2», аэропорты «Минск-1». «Брест», «Гомель», «Гродно», «Могилев», «Витебск», аэродром специального назначения Оршанского АРЗ (п. Болбасово, Витебская область).

В республике функционируют 4 авиакомпании: национальная авиакомпания «Белавиа», авиакомпания «Транавиаэкспорт», авиакомпания «Гомельавиа», Авиакомпания «Аэропорт Гродно».

Преимущества воздушного транспорта следующие:

  • высокая скорость перевозок;
  • доставка в любые направления;
  • доставка грузов в труднодоступные районы в чрезвычайных ситуациях;
  • срочная доставка грузов.

К недостаткам можно  отнести высокую себестоимость  перевозки грузов, а также высокую  стоимость основных средств(самолетов, вертолетов, аэродромов, аэропортов, средств управления воздушным движением).[4]

Информация о работе Транспортная система Республики Беларусь