Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений. Морской и речной транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 05:00, реферат

Описание работы

Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Содержание работы

1 Характеристика влияния негативных факторов на окружающую среду………………………………………………………………………… 3
2 Характеристика способов снижения негативного влияния на окружающую среду………………………………………………………… 6
3 Влияние различных видов транспорта на окружающую среду……….. 12
3.1 Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы………….. 12
3.1.1Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду………………………………………………………… 14
3.1.2 Источники и виды загрязнений окружающей среды железнодорожным транспортом………………………………………………………………… 15
3.1 Воздушный транспорт…………………………………………………….. 18
3.2 Водный транспорт………………………………………………………….. 19
4 Виды загрязнений…………………………………………………………. 20
4.1 Акустические загрязнения…………………………………………………. 22
4.2 Загрязняющие вещества…………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

КР экономическая география транспорта вариант 11.docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

При обмывке подвижного состава  в воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия - до 1,0-5,0 мг/м3.

Путевая техника, тепловозы  при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют оксид серы, углерода, азота, альдегиды.

 

3.2 Воздушный транспорт

Специфика влияния воздушного транспорта на окружающую среду состоит  в значительном шумовом воздействии  и выбросе загрязняющих  
веществ.

Шум создают авиационные  двигатели воздушных судов, вспомогательные  силовые установки самолетов, спецавтотранспорт различного назначения, автомобили с тепловыми и ветровыми установками, сделанные на базе отработавших летный ресурс авиадвигателей, оборудование стационарных объектов, на которых производится техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов. Уровни шума достигают на перронах аэропортов 100 дБ, в помещениях диспетчерских служб от внешних источников - 90-95 дБ, внутри зданий аэровокзалов - 75 дБ.

Помимо шумового воздействия, авиация приводит к электромагнитному  загрязнению среды. Его вызывает радиолокационная и радионавигационная техника аэропортов и летательных  аппаратов, необходимая для наблюдения за полетами самолетов и метеообстановкой. Радиолокационные средства излучают в окружающую среду потоки электромагнитной энергии. Они могут создавать электромагнитные поля большой напряженности, представляющие реальную угрозу для людей.

Загрязнение биосферы продуктами сгорания авиатоплив - еще один аспект воздействия воздушного транспорта на экологическую ситуацию, однако авиация имеет ряд отличительных особенностей по сравнению другими видами транспорта:

· использование, в основном, газотурбинных двигателей обусловливает иной характер протекающих в них процессов и структуру выбросов отработавших газов;

· применение в качестве топлива керосина приводит к изменению компонентов загрязняющих веществ;

·  полеты самолетов на больших высотах и с высокими скоростями приводят к рассеиванию продуктов сгорания в верхних слоях атмосферы и на больших территориях, что снижает степень их влияния на живые организмы.

На отработавшие газы авиационных  двигателей приходится 75 % всех выбросов гражданской авиации, включающих также атмосферные выбросы спецавтотранспорта и стационарных источников. 

 

3.3 Водный транспорт

Снижение объемов грузовых и пассажирских перевозок обусловливает  сокращение расходуемого топлива, следовательно, и выбросов загрязняющих веществ  судами. Соответствующее сокращение выбросов произошло и на береговых  объектах.

При морских перевозках происходит загрязнение моря нефтью и перевозимыми грузами, а также сточными водами, мусором. Помимо танкеров, большую потенциальную  опасность представляют суда морского транспорта с атомными силовыми установками  и суда атомно-технологического обслуживания. Они могут привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Выбросы от стационарных источников морского транспорта в атмосферу  представляют в основном продукты сгорания угля, пыль и твердые частицы, образующиеся при перегрузке сыпучих грузов. Морские  и речные порты создают локальные  зоны загрязнения окружающей среды.

Сточные воды с судов, акватории  порта и судоремонтных предприятий  содержат хозяйственно-бытовые стоки, фекальные и подсланевые воды. Они характеризуются высоким уровнем бактериального загрязнения. 

Подсланевые воды представляют собой конденсат водяных паров, образующийся из-за перепада температур снаружи и внутри машинного отделения в условиях высокой влажности, а также водяные растворы, используемые для обмыва судовых механизмов с растворенными в них топливными фракциями, отслоениями ржавчины и другими включениями. Попадание подсланевых вод в водоемы приводит к химическому загрязнению водной среды и донных грунтов. 

 

3.4 Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт  предназначен для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа с места их добычи к местам потребления. Он включает в себя комплекс различных сооружений: трубопроводы, компрессорные, насосные, дожимные станции.

Воздействие трубопроводного  транспорта на экологические системы  происходит при строительстве его  объектов, в процессе эксплуатации и при возникновении аварийных  ситуаций.

Первым аспектом экологического воздействия являются отчуждение земельных  ресурсов и вывод их из сельскохозяйственного  оборота. Кроме того, нарушаются природные  ландшафты. Самовосстановление нарушенного  почвенно-растительного покрова  в полосе отвода происходит в течение  десятилетий, особенно длительны сроки восстановления в северных районах. Иногда полного возобновления растительности вообще не происходит.

Прокладка трубопроводов  может осуществляться подземным, полуподземным, наземным и надземным способами.

Подземная и полуподземная  прокладка велась на начальных этапах создания трубопроводного транспорта. Но оказалось, что трубопроводы, проложенные этими способами в районах вечной мерзлоты, вызывали оттаивание мерзлотных грунтов из-за нагрева их продуктами перекачки. В результате происходило проседание грунта, и трубы разрывались. Чтобы исключить это перешли на наземный и надземный способы прокладки. Наземный способ предполагает устройство специальной насыпи под трубопровод, а надземный - возведение опор. В числе прочих отрицательных моментов прокладка трубопроводов на поверхности земли нарушает миграцию диких животных: нитка трубопровода становится для животных непреодолимым препятствием. Даже трубопровод, проложенный над землей на опорах, отпугивает стада оленей. В настоящее время прокладка трубопроводов ведется подземным способом с применением надежной теплоизоляции. Транспортировка газа производится после предварительного сжатия на компрессорной станции, в результате которого температура газа поднимается до 60 °С, и последующего охлаждения газа до отрицательных температур. Поверхность трубопровода, по которому перекачивается охлажденный газ, также приобретает отрицательную температуру. Такое техническое решение, исключающее тепловой поток от трубы в грунт, позволяет учесть экологические ограничения применительно к условиям Севера.

В период эксплуатации трубопроводов  возможно углеводородное загрязнение  атмосферы из-за просачивания газа через трещины, неплотности и разрывы трубопроводов, а также в результате «дыхания» резервуаров. Утечки жидких транспортируемых продуктов приводят к их растеканию и уничтожению флоры и фауны. Они часто сопровождаются пожарами, при которых в атмосферу выделяется большое количество токсичных продуктов  
сгорания.

Аварии на трубопроводах  приводят к залповым выбросам нефти  и газа и вызывают загрязнение  больших площадей, экстремально высокие  уровни вредных веществ в поверхностных  водах и почве. Основными причинами  аварий являются нарушения технологии изготовления труб и оборудования, коррозионные разрушения трубопроводов, внешние механические воздействия. Поэтому необходимо периодически проводить  диагностику трубопроводов, что  позволит избежать аварийных ситуаций и повысить экологическую безопасность трубопроводного транспорта.

 

4 ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

 

4.1. Акустическое загрязнение

Шум - беспорядочное сочетание различных по уровню и частоте звуков.

Основной параметр измерения  шума - интенсивность звукового давления (сила звука или громкость).

Стандартная единица измерения  интенсивности звукового давления 1 дБ - минимальный звук, слышимый средним  человеком.

Шкала децибел является логарифмической, т.е. источник звука в 70 дБ в 10 раз  громче источника в 60 дБ и в 100 раз  громче звука в 50 дБ. Акустическое загрязнение  наиболее интенсивно в промышленных зонах, где тяжелое оборудование, моторизированные и авиатранспортные средства имеют высокую концентрацию. Общее акустическое загрязнение  в мире увеличивается примерно на 1 дБ в год начиная с 1980-х.

Наиболее заметное физиологическое  влияние шум оказывает на здоровье. Это воздействие может быть временным  или постоянным и вызывать нарушение нормальной деятельности или просто общее раздражение. Эффект варьируется в зависимости от:индивидуальной чувствительности организма, длительности воздействия, природы шума и его громкости, постоянности уровня шума.

Повседневное влияние  шума на человека: повышенная раздражительность, сниженная производительность, головные боли, повышение активности язвенных заболеваний, утомление, аллергии.

Вибрация - механическое колебание упругих тел при низких частотах (3. .100 Гц) с большими амплитудами (0.5...0.03 мм).

Чем выше амплитуда колебаний, тем больше энергия колебательных  движений и тем сильнее действие на организм. Однако особенно вредной  считается вибрация с частотой 6. .9 Гц из-за близости к собственной  частоте колебаний человека.

Вибрация тесно связана  с шумом: вибрация твердых частей машины вызывает колебания воздуха  и звуковые волны, т.е. шум.

 

4.2 Загрязняющие вещества

Загрязняющие  вещества - вещества, попадающие в окружающую среду вместе с промышленными, сельскохозяйственными и другими процессами, связанными с человеческой деятельностью и способные причинить вред жизни или здоровью человека, животного или растения.

В таком определении почти  все вещества промышленного происхождения  могут быть отнесены к загрязняющим веществам.

Однако на практике загрязняющие вещества определяются допускаемыми концентрациями по их выбросам.

Такие вещества как углекислый газ СО2 не могут быть отнесены к загрязняющим веществам по причине их естественного присутствия в атмосфере.

Однако доля углекислого  газа в атмосфере возросла в 1,25 раза по сравнению с прошлым веком, что вызывает такие нежелательные последствия, таким как парниковый эффект.

Метеорологические условия  и ландшафт местности прямым образом  влияют на концентрацию вредных веществ  в воздухе. Так города, расположенные  на дне долин и впадин больше других страдают от смога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аксенов И.Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 1986. - 176с.
  2. Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. - М.: Мысль, 1982.
  3. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998 - 408 с.
  4. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. - 6-е изд. - СПб: Химиздат, 2001. — 288с.: ил.
  5. Сидоренко В.М. и др. Экология: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,2004. - 80с.
  6. Баринова Л. Д. Систематизация экологических аспектов деятельности железнодорожного транспорта // Транспорт: наука, техника, управление. - 2009. - N 10. - С. 15-19.
  7. Бурак В. Е. Анализ содержания тяжелых металлов в почвах рекреационных территорий железнодорожных станций // Там же. - 2009. - N 3. - С. 55-58.
  8. Ким К. К. Применение озона в технологиях санитарной обработки // Железнодорожный транспорт. – 2005. - N 8. - С. 54-55.
  9. Ким К. К. Утилизация железобетонных опор контактной сети // Там же. – 2006. - N 10. - С. 70-71.
  10. Красовицкий Ю. В. Модификация технологий пылеулавливания // Мир транспорта. - 2008. - N 3. - С. 56-63.
  11. Лавров А. П. Новые подходы к сбережению материалов и защите окружающей среды на железнодорожном транспорте // Вестник ВНИИЖТ. – 2005. - N 1. - С. 39-44.
  12. Лавров А. П. Новые подходы к сбережению материалов и защите окружающей среды // Железнодорожный транспорт. – 2005. - N 2. - С. 72-74.
  13. Машуков А. А. Воздействия предприятий железнодорожного транспорта на окружающую среду // География и природные ресурсы. – 2005. - N 1. - С. 50-57.
  14. Машуков А. А. Оценка эффективности мероприятий по снижению эколого-экономического риска на предприятиях железнодорожного транспорта // Там же. – 2006. - N 3. - С. 41-48.
  15. Мирошниченко М. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды в сфере железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта // Законность. - 2008. - N 12. - С. 20-22.
  16. Москалев Н. В. Итоги природоохранной деятельности ОАО "РЖД" // Железнодорожный транспорт. - 2009. - N 11. - С. 75-77.
  17. Надеин А. Ф. Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды // Экология человека. - 2007. - N 11. - С. 14-16.
  18. Надеин А. Ф. Выбросы железнодорожного транспорта и загрязнение прилегающей территории // ЭКиП : Экология и пром-сть России. - 2007. - N 11. - С. 52-53.
  19. Реализуя экологическую стратегию // Железнодорожный транспорт. - 2009. - N 3. - С. 19.
  20. Транспорт как источник чрезвычайных ситуаций : по материалам журнала "Экологический вестник России", N 6, 7, 2003 г. // Энергия: экономика, техника, экология. – 2004. - N 5. - С. 57-59.
  21. Черкасов В. В. Сфера постоянного внимания // Железнодорожный транспорт. - 2009. - N 1. - С. 35-39.
  22. Чернуха А. Д. Правовое регулирование экологической безопасности и охраны здоровья населения в зоне ответственности железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. - 2008. - N 3. - С. 67-76.

 


Информация о работе Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений. Морской и речной транспорт