Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений. Морской и речной транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 05:00, реферат

Описание работы

Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Содержание работы

1 Характеристика влияния негативных факторов на окружающую среду………………………………………………………………………… 3
2 Характеристика способов снижения негативного влияния на окружающую среду………………………………………………………… 6
3 Влияние различных видов транспорта на окружающую среду……….. 12
3.1 Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы………….. 12
3.1.1Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду………………………………………………………… 14
3.1.2 Источники и виды загрязнений окружающей среды железнодорожным транспортом………………………………………………………………… 15
3.1 Воздушный транспорт…………………………………………………….. 18
3.2 Водный транспорт………………………………………………………….. 19
4 Виды загрязнений…………………………………………………………. 20
4.1 Акустические загрязнения…………………………………………………. 22
4.2 Загрязняющие вещества…………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

КР экономическая география транспорта вариант 11.docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

Различные типы нейтрализаторов  размещаются в выпускном тракте ДВС и в зависимости от принципа работы (каталитический, термический, механический и водяной) выполняют  свои функции.

Ведутся поисковые работы по созданию сажевых фильтров с системой регенерации, обеспечивающих снижение выбросов твердых частиц на 80—90%. За рубежом такие системы уже  находятся в опытно-серийном производстве.

Отечественные конструкции  трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов, без которых невозможно обеспечить выполнение перспективных норм выбросов, находятся в стадии лабораторных испытаний.

Другим методом обезвреживания отработанных газов является рециркуляция, т. е. повторное засасывание в  цилиндры (вместе с порцией новой  горючей смеси), с целью досжигания СО и СН и снижения количества окислов азота непосредственно в цилиндрах двигателя.

На ближайшую перспективу  поршневые ДВС останутся основным типом автомобильных двигателей, причем большое развитие должны получить дизельные ДВС. Дизельные ДВС  начали широко применяться после  второй мировой войны на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. Но в последние годы такие преимущества дизельного ДВС, как меньший удельный расход топлива (на 30— 35%) и более  низкая токсичность отработанных газов, обусловили их широкое применение не только на грузовых автомобилях большой  и средней грузоподъемности, автобусах, но и на легковых автомобилях.

Снижение вредных выбросов от автомобилей может быть достигнуто за счет улучшения качества традиционных видов моторного топлива и  применения новых, экологически более  “чистых” видов горючего. Основное мероприятие здесь - снижение содержания в автомобильных бензинах высокотоксичного антидетонатора тетраэтилсвинца (ТЭС). До настоящего времени около 75% выпускаемых  бензинов являются этилированными и  содержат от 0,17 до 0,37 г свинца на 1 л  бензина. При сгорании этилированных  бензинов около половины содержащегося  свинца выбрасывается с выхлопными газами в атмосферу.

В США, Германии, Швейцарии, Японии и других странах содержание свинца в автомобильных бензинах доведено до минимума (0,15 г/л и менее), в ближайшее время свинцовые антидетонаторы в этих странах вообще не будут использоваться. В России полный отказ от использования этилированного бензина планируется к 2000 г., что связано с трудностями модернизации технологических процессов нефтепереработки.

Существенное снижение загрязнения  окружающей среды и экономия бензина  достигаются при замене традиционных видов нефтяного топлива так  называемыми альтернативными видами моторного топлива, в первую очередь, газом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропанбутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2-4 раза, окислов азота - в 1,1 - 1,5 и суммарных углеводородов - в 1,4-2 раза.

В последние годы широко проводятся исследования в области  использования присадок к топливам в целях уменьшения токсичности  и дымности выбросов. Применение присадок позволяет снизить дымность в 4-7 раз (в зависимости от процента содержания присадки в топливе и от режима работы двигателя).

На территории выставки ЭКСПО-70 в Осаке курсировали электротакси. Весьма успешно работают английские конструкторы: еще в начале 1975 г. на улицах Манчестера появился электрический автобус, рассчитанный на 34 пассажира. В Зеленограде группа энтузиастов под руководством Алексея Кноха совместно с центром научно-технического творчества молодежи (“ДОКА”).создали гелиомобиль, вполне способный потягаться на равных с зарубежными моделями. Вес “солнечного первенца” - 1170 кг, габариты — 4500х1500х800 мм, площадь панелей солнечных батарей —6м2. Гелиомобиль имеет два двигателя. Один, мощностью 375 Вт, питается энергией солнечных батарей и в солнечный день обеспечивает движение со скоростью 15 км/час. Второй, мощностью 1100 Вт, работает от аккумулятора. Оба двигателя, работающие одновременно, позволяют развивать скорость до 53 км/час.

Параллельно с интенсивной  автомобилизацией общества ведутся  научные и технологические разработки в области обеспечения экологической  безопасности автотранспортных средств к сожалению, рост объема и темпы процесса автомобилизации существенно опережают внедрение методов и средств экологической безопасности. то обусловлено превалированием экономических интересов производителей автомобилей над экологическими и социальными интересами общества, в том числе и самих производителей.

Наивно рассчитывать, что  они могут быть уравновешены посредством  агитационно-пояснительной работы ,/Нужны жесткие государственно-административные меры нормативного характера. Их разработка, применение и контроль за соблюдением должны быть непременной обязанностью всех ветвей власти.

 

3 ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ  ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

3.1 Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной  среды полосу, искусственно приспособленную  к движению поездов с заданными  техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для  природного ландшафта железная дорога является чужеродным элементом.

Чем плотнее сеть дорог, тем  выше интенсивность движения по ним, тем большую озабоченность проявляет  общество в отношении их воздействия  на условия человеческого обитания. На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие объёмы работ связаны с  большим потреблением природных  ресурсов, и соответственно, выбросами  загрязняющих веществ в биосферу.

Влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и  эксплуатации железных дорог.

Успешное функционирование и развитие железнодорожного транспорта зависит от состояния природных  комплексов и наличия природных  ресурсов, развития инфраструктуры искусственной  среды, социально-экономической среды  общества.

Состояние окружающей среды  при взаимодействии с объектами  железнодорожного транспорта зависит  от инфраструктуры по строительству  железных дорог, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности  использования подвижного состава  и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и  объектах отрасли.

Каждый элемент системы  имеет прямые и обратные связи  друг с другом. При развитии и  функционировании объектов железнодорожного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов - многосвязность, устойчивость, коммутативность, аддитивность, инвариантность, многофакторную корреляцию.

Многосвязность выражается в разнохарактерном воздействии транспорта на природу, которое может вызвать в ней трудноучитываемые изменения.

Аддитивность - это возможность многопараметрического сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу, что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.

Инвариантность является свойством экосистем сохранять  стабильность в границах регламентированных техногенных и антропогенных  воздействий.

Устойчивость - способность  экосистем сохранять исходные параметры  при естественном, техногенном и  антропогенном воздействиях.

Многофакторная корреляция характеризует экосистемы с позиций  их предопределенности к случайным  и неслучайным событиям с аналитическими связями между ними.

Главной задачей проектировщиков  является поиск путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы строительство  дороги не ухудшало качество среды  обитания, воздействуя на неё [13]

 

3.1.1 Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду

Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду является обязательным элементом  планирования и проектирования строительства  или развития объектов железнодорожного транспорта для определения характера  и степени всех потенциальных  видов влияния на природную среду  намечаемой хозяйственной деятельности и связанных с ней экологических, социальных и экономических последствий. При оценке воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду предусматривается проведение следующих работ:

сбор и анализ информации о намеченной деятельности объекта  и характере его воздействия  на окружающую среду, о состоянии  окружающей среды в регионе на момент проектирования, определение  источников, видов и объектов воздействия;

прогнозирование изменения  состояния природной среды методами сравнительного анализа, экспертных и  других видов исследований, определение  вероятности аварийных ситуаций и их последствий;

оценка экологических, социальных и экономических последствий  от реализации проекта;

рассмотрение альтернативных вариантов проекта, включая нулевой (не реализован проект), их сопоставление  по экологическим и экономическим  показателям и выбор рационального  варианта;

разработка способов снижения отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье людей [4].

Воздействие железнодорожного транспорта на природу и людей  оценивается не только по количественным показателям загрязнения (в единицу  времени, за период эксплуатации), но и  по интенсивности загрязнения и  пространственным границам распространения  загрязняющих веществ в атмосфере, водной среде и почве. Анализ результатов  оценки воздействия объекта на окружающую среду и сопоставление их с  допустимыми уровнями воздействий  позволяют разработать научно обоснованные природоохранные мероприятия по устранению или ослаблению негативного  влияния хозяйственной деятельности до нормируемых уровней.

Ответственность за проведение такой оценки несет заказчик. Результаты оценки согласуются с органами санитарно-эпидемиологического  надзора и представляются на заключение в Государственную экологическую  экспертизу. Наличие положительного заключения - обязательное условие  для финансирования работ по реализации проекта.

 

3.1.2 Источники и виды загрязнений окружающей среды железно-дорожным транспортом

Влияние железнодорожных  трасс на экологическую безопасность сказывается в случаях, когда они пересекают сложившиеся пути миграции животных, при изъятии под железнодорожные пути земель сельскохозяйственного назначения, при воздействии шума от подвижного состава на людей, а также при недостаточной прочности дорожных сооружений.

Протяженность железных дорог  России составляет 85 тысяч километров и, несмотря на то, что железнодорожный  транспорт оказывает наименьшее влияние на окружающую среду, его  доля в загрязнении остаётся высокой.

Степень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду оценивают  по уровню расходования природных ресурсов и уровню загрязняющих веществ, поступающих  в природную среду регионов, где  расположены предприятия железнодорожного транспорта. Все источники загрязнений  окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п. В свою очередь, стационарные источники по сложности и числу технологических процессов неравнозначны и могут создавать загрязнения не одного, а нескольких видов.

Загрязнения бывают:

механические - инертные пылеватые  частицы в атмосфере, твердые  примеси в воде, не вступающие в  химические реакции;

химические - газообразные, жидкие и твердые химические соединения и вещества, взаимодействующие с  природной средой и изменяющие ее химические свойства;

физические (энергетические) - тепло, шум, вибрация, ультразвук, световая энергия, электромагнитные и радиоактивные  излучения, изменяющие физические характеристики окружающей среды;

биологические - разнообразные  микроорганизмы, бактерии, вирусы, появившиеся  в результате деятельности человека и наносящие ему вред;

эстетические - нарушение пейзажей, появление свалок, плохой дизайн, отрицательно влияющие на человека.

При строительстве железнодорожных  магистралей, предприятий и сооружений должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды и рациональному  использованию природных ресурсов.

Прежде чем размещать  объект железнодорожного транспорта на территории, необходимо составить материальный баланс его производственно-хозяйственной  деятельности, сравнить его с самоочищающими возможностями природы и уже на стадии проектирования решить вопросы поддержания равновесия в природе и исключения вредных воздействий будущей деятельности проектируемого объекта на природу за счет комплекса природоохранных мероприятий.

Основными направлениями  снижения величины загрязнений окружающей среды являются: рациональный выбор  технологических процессов для  производства готовой продукции и ее транспортирования; применение экологически чистого производственного оборудования и подвижного состава, своевременное их обслуживание и ремонт; использование средств защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии [13].

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ  в атмосферу являются объекты  производственных предприятий и  подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка  и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение  лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров  растворителей, аэрозоля краски. При  использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие  в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид в концентрации от 10до 150 мг/м3

Информация о работе Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений. Морской и речной транспорт