Структура транспорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Транспорт - особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между ними, внутри экономических районов и между ними, реализуются межгосударственные связи. Транспорт - это основное условие территориального разделения труда, по образному выражению "кровеносная система" экономики любой страны.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации ворд.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)
  • широтное магистральное сибирское направление «Восток-Запад» и обратно — включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Волги и Камы;
  • меридиональное магистральное центрально-европейское направление «Север — Юг» с выходом на Украину, Молдову и Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;
  • меридиональное волго-кавказское магистральное направление «Север — Юг» — по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, севером европейской части страны и Уралом.

          По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения.

          Обеспеченность регионов путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000кв.км) отличается в десять и более раз. Наиболее развита транспортная система в Центрально-Черноземном, Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском районах; наименее развита – в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском, Северном экономических районах.

           В отличие от отраслей промышленности  размещение по видам транспорта определяется не обычными факторами размещения (сырьевой, топливно-энергетический, потребительский и т.д.), учитываемыми при выборе вариантов размещения тех или иных отраслей и производств, а, прежде всего, физико-географическими условиями строительства соответствующих транспортных магистралей и природно-географическими условиями функционирования того или иного вида транспорта.

           Так, на развитие и размещение морского транспорта большое влияние оказывает конфигурация материков, определяющая длину пути морских судов. Особое значение для устройства портовых сооружений имеет изрезанность береговой линии: в удобных бухтах для устройства портовых сооружений требуется меньше затрат. По местоположению относительно морского побережья различаются порты: береговые (Одесса, Новороссийск, г. Кемь), устьевые (Санкт-Петербург, Ростов, Николаевск-на-Амуре) и внутренние (Игарка).

Для морского транспорта большое значение также имеет глубина морей и океанов, колебание уровня моря. По данным показателям наиболее тяжелые условия для развития морского транспорта имеют моря Северного Ледовитого океана, Азовское море.

Для речного судоходства также  необходимо, чтобы реки имели достаточные  глубины. Ширина реки должна допускать расхождение двух встречных судов. Многие реки России имеют в естественном состоянии эти навигационные качества. Однако часть рек почти ежегодно нуждается в расчистке фарватера и углублении перекатов.

Сезонное колебание уровня воды в реках влияет на выбор типа причальных сооружений и их размещение. Из-за замерзания рек речные пути России, также как и многие морские нельзя использовать круглогодично. Поэтому водный транспорт играет в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии.

Для России, с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками  массовых грузов на большие расстояния, первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками.

К таким видам транспорта в первую очередь относится железнодорожный транспорт. Вместе с тем, строительство и эксплуатация железных дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах, рельеф местности влияет на объем земляных работ при постройке дорог.

При выборе трассы железной дороги и ее строительстве учитывается возможность карстовых явлений, осыпей, обвалов, необходимость прокладки тоннелей. Сильная расчлененность местности гидрографической сетью увеличивает расходы на строительство мостов.

Неблагоприятные климатические условия  значительно затрудняют строительство  и эксплуатацию дорог. На основной части  территории России зимы довольно продолжительные  и суровые, с сильными морозами, метелями и снежными заносами.  Сильные  морозы увеличивают расход топлива  на обогрев пассажирских вагонов. Температурный  и водно-грунтовый режим обусловливает  образование пучин на дорогах, которые  деформируют земляное полотно.

На строительство и эксплуатацию автомобильных дорог влияют те же климатические факторы, что и на железных дорогах: снежные заносы, температура воздуха, метели, дожди, гололедица и т.д.  Кроме того, стоимость строительства дорог зависит от расположения месторождений строительных материалов. Например, обширные пространства Западно-Сибирской низменности не имеют гравия и выхода месторождений каменных материалов, необходимых для прокладки железных дорог с твердым покрытием.

В авиации приходится учитывать условия природной среды, как при полетах, так и при выборе места для постройки аэродрома. На полет влияют состояние и свойства атмосферы (температура, давление, влажность, плотность, сжимаемость воздуха). Температура воздуха сказывается на теплоотдаче двигателей, на степени обледенения самолета, на работоспособности экипажа. Давление воздуха влияет на полет косвенно, через плотность воздуха, но является важным фактором, характеризующим состояние атмосферы. Влажность учитывается при прогнозировании туманов и гроз.

Таким образом, территориальная организация  транспортного комплекса России зависит, прежде всего, от природных  возможностей функционирования транспорта в конкретном регионе. В связи  с этим регионы России значительно  отличаются по различным показателям  транспортного комплекса: мощностям, протяженности транспортных сетей, грузообороту и по другим показателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура транспорта в РФ