Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ. Горьковская железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Россия располагает огромной территорией, богатыми природными ресурсами и разнообразными природно-климатическими условиями. Поэтому внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации, и управлении экономикой и социальным устройством населения.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ 4
1.1. Особенности географического положения района и его административно-территориальный состав. Характеристика крупнейших городов. 4
1.2. Характеристика населения 12
1.3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа и климата. 13
1.4. Водные и лесные ресурсы 15
1.5. Особенности энергетики района 16
1.6. Главные отрасли промышленности 17
1.7. Сельское хозяйство 21
1.8. Перспективы развития Волго-Вятского экономического района 21
2. Характеристика транспортной сети Волго-Вятского экономического района РФ и района тяготения Горьковской железной дороги 22
2.1. Железнодорожный транспорт 22
2.2. Речной транспорт 25
2.3. Автомобильный транспорт 26
2.4. Трубопроводный транспорт 26
2.5. Воздушный транспорт 27
2.6. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Волго-Вятский экономический район РФ и район тяготения Горьковской железной дороги 28
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение А.Экономическая карта Волго-Вятского экономического района РФ 31
Приложение Б.Транспортная картосхема Горьковской железной дороги 32

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 112.12 Кб (Скачать файл)

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности — почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

      В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» — единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.

  • Машиностроение и металлообработка

      Машиностроение и металлообработка – главные отрасли специализации и основа современного развития промышленного комплекса. Машиностроение играет важнейшую роль в хозяйстве района, обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. На долю машиностроения и металлообработки приходится 44,9%, что включает транспортное машиностроение, станкостроение и приборостроение, производство двигателей, инструментов и металлических изделий.

      Ведущими отраслями машиностроения являются транспортное (автомобилестроение, судостроение, самолетостроение, моторо- и дизелестроение), станко- и приборостроение, радиоэлектроника, электротехника (особенно светотехника), химическое машиностроение. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобилестроения выделяется АО «ГАЗ», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает три вида продукции – грузовые, легковые автомобили и автобусы. Сборка автомобилей «Газель» производится и на заводах в других странах СНГ – на Украине и в Молдавии на основе комплектующих деталей, поступающих из Нижнего Новгорода. Также производят краны и тормозное оборудование для железнодорожного подвижного состава.

  • Химическая промышленность

 После машиностроения второй по значению отраслью специализации в районе является химическая и нефтехимическая промышленность, обеспечивающая около 12 % производства промышленной продукции. Она производит свыше 500 видов товаров. Район занимает видное место в стране по выпуску минеральных удобрений, аммиака, каустической соды, пластмасс, красителей, синтетических смол.

На базе нефтепереработки в Нижнем Новгороде и Кстово увеличивается  производство продуктов нефтехимии. Крупнейшим центром химической промышленности района является г. Дзержинск. Здесь  особенно развито производство пластмасс  и азотных удобрений. В Кирове создано крупное шинное предприятие. На основе вятско-камских фосфоритов делают фосфоритную муку. В Саранске выпускают медицинские препараты. Арзамас (г. Саровск) – один из центров атомной промышленности. Крупный химический комбинат создан в Новочебоксарске.

Одной из наиболее важных проблем  региона, связанных с развитием  химии, является сложная экологическая  обстановка в районе г. Дзержинска, где постоянно высокий уровень  загрязнения окружающей среды, опасный  для здоровья населения.

  • Пищевой и легкой промышленности

Пищевая промышленность работает как на местном, так и привозном сырье. Выделяются мясная, молочная, мукомольно-крупяная, на юге – сахарная и овощеконсервная подотрасли. Большинство предприятий размещается в городах, в первую очередь в Нижнем Новгороде. Своим ростом в последние годы пищевая отрасль в значительной мере обязана сокращению импорта продовольствия.

Легкая промышленность района имеет характерные и отличительные  черты. Здесь развиты производства хлопчатобумажных, льняных, шерстяных  тканей, швейных изделий, кожевенно-обувной, меховой продукции, изделий народных промыслов. Льняная отрасль работает на собственном сырье. Кожевенное и  овчинно-шубное производства имеются  в Кирове, Нижнем Новгороде, Богородске, Йошкар-Оле. Налажен выпуск высокохудожественных декоративно-прикладных изделий: хохломская и городецкая росписи, резба по дереву в Нижегородской обл., искусство  инкрустации; дымковские игрушки из глины (Киров), художественные металлические  изделия; столовые наборы, особенно столовые ножи (Павлово); художественная вышивка.

Легкая промышленность обеспечивает только 3 % производства промышленной продукции и переживает кризис, обусловленный износом оборудования, а также высокими затратами на сырье, особенно хлопок-волокно и шерсть.

  • Судостроение

     Старейшей отраслью является судостроение. В Нижнем Новгороде находится судостроительный завод «Красное Сормово».

    1. Сельское хозяйство

        Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пищевую и легкую промышленность сырьем.

       Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохозяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий района, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%.

       Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — представлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо.

     Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются посевы кукурузы.

     Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молочного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцеводством, свиноводством, атакже кролиководством, птицеводством и пчеловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

    1. Перспективы развития Волго-Вятского экономического района

       Инвестирование строительства очистных сооружений и совершенствования технологических процессов в целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслях позволит, кроме улучшения экологической обстановки в районе, развивать на новом уровне эти перспективные в плане вложения капиталов отрасли . Смягчению дефицита топливно-энергетических ресурсов в районе будет способствовать укрепление местной энергетической базы за счет наращивания мощностей тепловых электростанций и крупных котельных на экологичном топливе — природном газе. При этом необходимо привести в соответствие мощности строительных организации  с объемами строительно-монтажных работ, ускоренно наращивать производство строительных материалов на основе вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов сырья. Техническое перевооружение перерабатывающих отраслей АП К, создание гарантированных объемов производства сельскохозяйствен ной продукции (зерна, картофеля, овощей, льна, продукции животноводства) на основе новых прогрессивных форм хозяйствования, улучшение использования и перераспределения трудовых ресурсов, осуществление мер по трудоустройству и профессиональной переподготовке позволит создать возможности для улучшения социально-экономических условий жизни людей.

  1. Характеристика транспортной сети Волго-Вятского экономического района РФ и района тяготения Горьковской железной дороги

 

    Волго-Вятский район обладает всеми видами современного транспорта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и одной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым подходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными дорогами. Плотность шоссе иных дорог в районе выше среднероссийского показателя.

    1. Железнодорожный транспорт

 

     Наибольшее значение для перевозок  грузов в районе имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 2/3 всех межрайонных перевозок. В 1997 г. всеми станциями, расположенными на железнодорожной сети региона, было отправлено 23 млн. т грузов.

В настоящее время железнодорожный  транспорт отличается массовостью  грузопотоков и пассажиропотоков, разнообразием  перевозимых грузов, относительно низкой стоимостью перевозок грузов большого объема на большие расстояния. Железнодорожный  транспорт - это выгодно, удобно и  комфортно.

      Ведущее положение в обслуживании потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения Волго-Вятского экономического района занимает Горьковская железная дорога (Республики Марий Эл и Чувашия, Кировская и Нижегородская области). Республика Мордовия обслуживается преимущественно Куйбышевской и частично Горьковской дорогами.

Эксплуатационная длина  железнодорожных путей Волго-Вятского района составляет 3,5 тыс. км (4% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс.км2 территории — 133 км (средняя по РФ — 51 км).

 

    Горьковская железная дорога пролегает по территории Республики Мордовии, Чувашии, Марий-Эл, Удмуртия, Татарстан, Башкирия, а также по территории Кировской, Нижегородской, Московской, Владимирской, Пермской, Екатеринбургской, Вологодской, Рязанской и Ульяновской областей.

 

Общая протяженность - 5734 км.

Общая развернутая длина  путей – 12 086 км.  

Управление Горьковской железной дороги находится в г.Нижнем Новгороде.  
 
Дорога идет по двум параллельным широтным направлениям: Москва – Нижний Новгород – Киров и Москва – Казань – Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью.  
 
Это единственная в мире железная дорога, которая названа именем литератора, выдающегося писателя Алексея Максимовича Горького (1868-1936гг.), уроженца Нижнего Новгорода. 

 

 История создания  Горьковской железной дороги

  Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М.С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале "Современник" (1836). Вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород (в 1845). Строительные работы начались на участке Москва — Владимир в мае 1858; на линии Владимир — Нижний Новгород к работам приступили весной 1859. На строительство привлекались вольнонаёмные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведённые казённым Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

Открытие движения состоялось на всём протяжении дороги 1 августа 1862, но ещё в течение 2–3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций. Начальником дороги в 1863–68 был И. Ф. Кёниг. В 1878 были уложены  вторые пути на участке Москва —  Владимир (237 вёрст), в 1892 — до Нижнего  Новгорода. В 1888 в подвижном составе  эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов. До 1894 дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–95 Московско-Нижегородская  железная дорога объединена с Московско-Курской  железной дорогой и Муромской  железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900). В мае 1918 дорога передана в ведение  НКПС (Народный комиссариат путей  сообщения СССР).

В 1936 в соответствии с  приказом Народного комиссариата путей  сообщения из состава Московско-Курской  железной дороги (информацию о ней  можно найти в "Истории Московской железной дороги") была выделена Горьковская  железная дорога (в 1932 Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской - Казанская  железная дорога.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ. Горьковская железная дорога