Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ. Горьковская железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Россия располагает огромной территорией, богатыми природными ресурсами и разнообразными природно-климатическими условиями. Поэтому внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации, и управлении экономикой и социальным устройством населения.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ 4
1.1. Особенности географического положения района и его административно-территориальный состав. Характеристика крупнейших городов. 4
1.2. Характеристика населения 12
1.3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа и климата. 13
1.4. Водные и лесные ресурсы 15
1.5. Особенности энергетики района 16
1.6. Главные отрасли промышленности 17
1.7. Сельское хозяйство 21
1.8. Перспективы развития Волго-Вятского экономического района 21
2. Характеристика транспортной сети Волго-Вятского экономического района РФ и района тяготения Горьковской железной дороги 22
2.1. Железнодорожный транспорт 22
2.2. Речной транспорт 25
2.3. Автомобильный транспорт 26
2.4. Трубопроводный транспорт 26
2.5. Воздушный транспорт 27
2.6. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Волго-Вятский экономический район РФ и район тяготения Горьковской железной дороги 28
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение А.Экономическая карта Волго-Вятского экономического района РФ 31
Приложение Б.Транспортная картосхема Горьковской железной дороги 32

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 112.12 Кб (Скачать файл)

 

Петербургский государственный  университет путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

Курсовая работа

по экономической географии транспорта

на тему «Экономико-географическая характеристика

Волго-Вятского экономического района РФ.

 Горьковская железная дорога»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка                    

группы ЭБТ-115           (дата, подпись)                                          Иванова А.А.

 

 

 

Руководитель

доцент                            (дата, подпись)                                            Яхно А. Д.

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

Введение 3

1. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ 4

1.1. Особенности географического положения района и его административно-территориальный состав. Характеристика крупнейших городов. 4

1.2. Характеристика населения 12

1.3. Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа и климата. 13

1.4. Водные и лесные ресурсы 15

1.5. Особенности  энергетики района 16

1.6. Главные отрасли промышленности 17

1.7. Сельское хозяйство 21

1.8. Перспективы развития Волго-Вятского экономического района 21

2. Характеристика транспортной сети Волго-Вятского экономического района РФ и района тяготения Горьковской железной дороги 22

2.1. Железнодорожный транспорт 22

2.2. Речной транспорт 25

2.3. Автомобильный транспорт 26

2.4. Трубопроводный транспорт 26

2.5. Воздушный транспорт 27

2.6. Расчет  густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Волго-Вятский экономический район РФ и район тяготения Горьковской  железной дороги 28

Заключение 29

Список литературы 30

Приложение А.Экономическая  карта Волго-Вятского экономического района РФ 31

Приложение Б.Транспортная картосхема Горьковской железной дороги 32

 

 

 

 

 

 

Введение

       Россия располагает огромной территорией, богатыми природными ресурсами и разнообразными природно-климатическими условиями. Поэтому внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации, и управлении экономикой и социальным устройством населения.

       Экономическое районирование России — территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов. Цель экономического районирования - деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями развития и условиями жизни людей. Каждый экономический район России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

       Транспорт- одна из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Транспорт является одной из важнейших сфер производства. Транспортная промышленность- самостоятельная отрасль производства, а также,  она является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

       Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил.

       Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России. Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Целью данной курсовой работы является изучение территориально-производственного комплекса Волго-Вятского района тяготения железной дороги, определение структуры и направлений основных грузопотоков.

  1. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ

    1. Особенности географического положения района и его административно-территориальный состав. Характеристика крупнейших городов.

 

      Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной , южная — в лесостепной.

Волго-Вятский экономический  район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы.

 

        Площадь Волго-Вятского экономического района-265,4 тыс. км2, или 1,5% территории России.

        Реки - Волга, Вятка, Ока, Ветлуга, Сура.

        В состав Волго-Вятского экономического района входят 5 субъектов Российской Федерации  — Республики: Марий-Эл, Мордовия, Чувашия; Кировская и Нижегородская области.

       Крупнейшие города района— Нижний Новгород; Киров ; Чебоксары ; Саранск ; Йошкар-Ола.

 

 

 

 

 

Характеристика  крупнейших городов

 

    1. Нижний Новгород

Административный центр Нижегородской области, центр и крупнейший город Приволжского федерального округа. Расположен в центре Восточно-Европейской равнины на месте слияния Оки и Волги. Ока делит город на две части — верхнюю на Дятловых горах и нижнюю на её левом низинном берегу. В период с 1932 по 1990 город носил название Го́рький (в честь писателя Максима Горького).

Нижний Новгород — пятый по численности населения город России с населением 1,5 млн человек, важный экономический, транспортный и культурный центр страны. Город является центром Нижегородской агломерации, население которой насчитывает 2,08 млн чел.; она является четвёртой по величине в стране и второй в Среднем Поволжье.

Известен как  крупный центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий.

         Промышленность Нижнего Новгорода:

   Один из крупнейших промышленных центров России, ведущая роль в котором принадлежит предприятиям отрасли машиностроения, металлообработки и информационных технологий.

  • Основной объём промышленного производства приходится на автомобилестроение, судостроение и производство вооружений.

    Крупнейшие  заводы этой сферы: судостроительный завод «Красное Сормово»; авиастроительный завод «Сокол»; Нижегородский машиностроительный завод; заводы авиационного оборудования «Гидромаш» и «Теплообменник»; завод «Красная Этна»; дизелестроительный завод «РУМО»; «Красный якорь»; «Термаль»; завод «НИТЕЛ»; Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова; НПО «Салют»; Горьковский автомобильный завод и Нижегородский завод им. Г. И. Петровского.

  • Тяжёлая промышленность города представлена Горьковским металлургическим заводом.
  • Строительная промышленность обеспечивается местными строительными материалами.
  • Лёгкая и пищевая промышленность представлены чулочно-трикотажными, кожевенно-обувными, швейными предприятиями, мясокомбинатами, колбасными заводами, молочными комбинатами. Работает ряд предприятий деревообрабатывающей и полиграфической отраслей.
  • Тепло- и энергообеспечение города осуществляют Автозаводская ТЭЦ электрической мощностью 580 МВт, Сормовская ТЭЦ (ТГК-6) — 340 МВт.

Нижний Новгород — один из центров российских информационных технологий. В этой области представлены такие компании, как Intel, MERA Networks, МФИ Софт (MERA Systems).

Важный вклад  в валовой городской продукт  вносят такие зарегистрированные в  Нижнем Новгороде компании как Горьковская железная дорога (филиал ОАО «РЖД»), «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» (дочерняя компания ОАО «Газпром»), ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», «Волжское пароходство».

    1. Киров

Крупный город в России. Административный центр Кировской области. Город областного подчинения, образует самостоятельное муниципальное образование. Город расположен на реке Вятке. Исторический, культурный, промышленный и научный центр Кировской области. Исторический город, «меховая» и «торфяная» столица России.

             Промышленность Кирова:

Промышленность Кирова, предприятия и заводы Кирова 
 
Промышленность Кирова представлена предприятиями машиностроительной и металлообрабатывающей  отраслями, химической промышленность, лесопромышленным комплексом. 
 
Машиностроение и металлообработка, заводы Кирова 
 
• ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК» - кировское предприятие по изготовлению авиакомплектующих, различной техники и товаров народного потребления; 
• ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» - одно из крупнейших в России предприятий по изготовлению электрооборудования для гражданской и военной авиации; 
• ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» - машиностроительное предприятие, специализируется на выпуске железнодорожных подъёмных кранов и другой вспомогательной ж/д техники; 
• ОАО «Кировский завод «Маяк» - машиностроительное предприятие в городе Кирове. Специализируется на выпуске военной техники и товаров народного потребления; 
• ОАО «Кировский станкостроительный завод» - машиностроительный завод. Специализируется на выпуске деревообрабатывающего оборудования и сопутствующих материалов; 
• ЗАО «Кировский завод «Красный инструментальщик» (ЗАО «КРИН») - инструментальный завод, входит в состав ЗАО «Холдинговая компания «Инструментальные заводы»; 
• ОАО «Завод «Сельмаш» - станкостроительное предприятие, единственный в России и СНГ производитель корпусов неуправляемого ракетного вооружения для вертолетов и штурмовой авиации. 
 
Металлургическая промышленность Кирова 
 
• ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» - металлургическое предприятие, в 2000 году вошло в состав Уральской горно-металлургической компании. 
 
Химические предприятия и заводы Кирова 
 
• ООО «БиоХимЗавод» - завод, специализирующийся на производстве этилового технического спирта и кормовых дрожжей; 
• ОАО «Шинный комплекс «Амтел — Поволжье» - производитель автомобильных шин; 
• ОАО «Завод полимерных изделий» ЛИТОН – производство тары и упаковки для пищевой промышленности. 
 
Лесная и деревообрабатывающая промышленность Кирова 
 
• ОАО КДП «Новая Вятка» - специализируется на комплексных поставках плит МДФ (MDF) и ДВП; 
• ООО ЛПК «Полеко» – специализируется на производстве и реализации ДВП, круглых лесоматериалов; 
• ОАО «Лесной профиль» - крупнейшее лесозаготовительное предприятие г. Киров.

           Чебоксары

Столица Чувашской Республики, архитектурный памятник России; административный, научный, промышленный и культурный центр Чувашской Республики. Расположен в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС, на правом (высоком) берегу Чебоксарского водохранилища.

       Промышленность Чебоксар

Промышленность  Чебоксар, предприятия и заводы Чебоксар 
Основными отраслями промышленности Чебоксар являются машиностроение, электротехническая, пищевая. 
Машиностроение и металлообработка Чебоксар 
 
• ОАО «Текстильмаш»  - производство ткацких станков;  
• ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» (Промтрактор) - производство бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники;  
• ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»  - производитель тракторостроительного оборудования и запасных частей к нему;  
• ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель»  - производство и поставка полуприцепов и цистерн; 
• Чебоксарский приборостроительный завод - ОАО НПК «Элара» - производитель пилотажно-навигационных комплексов, систем автоматического и дистанционного управления и пр.; 
• Чебоксарский электроаппаратный завод «Электроприбор» - производитель аналоговых и цифровых электроизмерительных приборов; 
• ОАО «Энергозапчасть» - ведущий производитель запасных частей и оригинальных установок к электрическому и электротехническому высоковольтному оборудованию электростанций и сетей в России и странах СНГ; 
• ОАО «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» - производитель кабельных изделий; 
• ОАО «АБС ЗЭиМ Автоматизация» - проектирование и производство средств автоматизации. 
Предприятия энергетики Чебоксар 
• Чувашэнерго – транспортировка, распределение электроэнергии; 
• Чебоксарская ТЭЦ-2 – установленная мощность 460 МВт, 1270  Гкал/час.

    1. Саранск

Столица Республики Мордовия (с 1934 года). Расположен по обе стороны реки Инсар (бассейн Волги).

Основан в 1641 году, статус города получил в 1780 году.

Промышленность  Саранска, предприятия и заводы Саранска 
 
Основными отраслями промышленности Саранска являются машиностроение и металлообработка, приборостроение, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность. 
 
Машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и заводы Саранска 
• ОАО «Саранский литейный завод «Центролит» - предприятие металлообработки г. Саранска, осуществляющее производство узлов и деталей литейного производства для автомобильной промышленности; 
• ОАО «Авторемзавод Саранский» - крупный производитель сельскохозяйственной техники; 
• ОАО «Саранский завод автосамосвалов» - предприятие автомобильной промышленности по производству автосамосвалов, прицепов; 
• ОАО «Станкостроитель» - производитель кузнечно-прессового и деревообрабатывающего оборудования. 
 
Электротехническая отрасль промышленности Саранска 
• ГУП  «Лисма» - крупная производственная компания, специализирующаяся на производстве источников света и светотехнической аппаратуры; 
• ОАО «Электровыпрямитель» - крупнейшая российская электротехническая компания, специализирующаяся на разработке и производстве силовых полупроводниковых приборов; 
• ОАО «Саранский завод точных приборов» - завод по производству полупроводниковых приборов, сварочных автоматов; 
• ОАО «Медоборудование» - производитель дезинфекционных приборов и техники; 
• ОАО «Орбита» - крупный производитель диодов, стабилитронов, тиристоров; 
• ОАО «Саранский приборостроительный завод» - крупный завод, производящий счетчики и датчики различных видов; 
• ОАО «Инструмент Саранский» - предприятие по производству инструмента для различных отраслей промышленности; 
• ОАО «Сарансккабель» - предприятие, специализирующееся на выпуске кабельной продукции.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района РФ. Горьковская железная дорога