Базовые машины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 10:02, реферат

Описание работы

Базовая машина должна обеспечивать: тяговое усилие, необходимое для копания грунта, при движении её с рабочей скоростью без потери устойчивости и достаточно низком удельном давлении на опорную поверхность;отбор мощности для привода механизма управления рабочим органом; достаточно высокие скорости движения и проходимость при обратных холостых ходах и транспортных переездах; сравнительно быстрое и легкое изменение направления и скоростей движения при переходе от рабочего хода к обратному, холостому ходу или транспортному переезду

Файлы: 1 файл

Базовые машины.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Базовые машины

 

 

Базовая машина – это гусеничный или колесный трактор, тягач или любая другая самоходная машина, которую можно агрегатировать (соединять) с навесным, полуприцепным или прицепным строительно-дорожным оборудованием, в том числе с землеройным.

 

Базовая машина должна обеспечивать: тяговое усилие, необходимое для копания грунта, при движении её с рабочей скоростью без потери устойчивости и достаточно низком удельном давлении на опорную поверхность;отбор мощности для привода механизма управления рабочим органом; достаточно высокие скорости движения и проходимость при обратных холостых ходах и транспортных переездах; сравнительно быстрое и легкое изменение направления и скоростей движения при переходе от рабочего хода к обратному, холостому ходу или транспортному переезду;

удобное управление одновременно навесным, полуприцепным или прицепным оборудованием и базовой машиной; возможность быстрого проведения технических уходов, разборки, сборки и ремонта; необходимую безопасность и удобство водителя.

В качестве базовых машин для бульдозеров используют в основном гусеничные тракторы и в меньшей степени – двухосные колесные тракторы и тягачи.Прицепные скреперы и грейдеры агрегатируются с этими же тракторами и тягачами, а полуприцепные – главным образом с двухосными колесными тракторами.

Самоходные скреперы выполняют на базе одноосных колесных тягачей, которые входят составной частью в эти машины и соединяются с ковшом скрепера при помощи шарнирно-сцепного устройства.

Автогрейдеры представляют собой самоходные машины специальной конструкции.

Эффективность применения гусеничных или колесных машин определяют грунтовыми эксплутационными условиями.

Работа в тяжелых грунтовых условиях вызывает большой повреждение и износ шин. При работе в абразивной среде, например на песчаных грунтах, гусеницы выходят из строя быстрее, чем шины колес.

 

Определенные требования предъявляют также к положению центра массы базовых машин, удельному давлению на грунт, обзорности с места водителя, управлению и конструкции кабины, необходимый комфорт для водителя.

 

 

 

 

Безопасность при эксплуатации транспортных средств

 

 

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией транспортных средств является:

нарушение требований правил дорожного движения на улицах и дорогах, а также во всех местах, где возможно движение транспортных средств, например, внутризаводские территории;

- нарушение требований правил  техники безопасности;

- неосторожные действия исполнителей  работ;

- отсутствие механизации выполняемых  работ;

- неправильный и опасный прием  труда, работа в опасной зоне;

- неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин;

- выполнение несвойственной работы;

- скользкость полов, территорий, платформ, кузовов, лестниц, буферов, подножек автомобилей;

- незнание правил безопасности  выполнения работ, устройства автомобиля, оборудования.

При эксплуатации автомобильного транспорта, тракторов, погрузчиков, других транспортных средств необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте. При эксплуатации автомобилей, тракторов и других мобильных машин возникновение опасных факторов отмечается при выполнении почти всех производственных операций.

Следствием травматизма является нарушение требований безопасности при их выполнении: техническое обслуживание, текущий ремонт и хранение подвижного состава автотранспорта; вождение подвижного состава автотранспорта по улицам и дорогам; обслуживание и текущий ремонт автомобилей в пути; погрузка и разгрузка грузовых автомобилей.

 

 

Дорожно-строительные машины

 

Бульдозеры

 

Бульдозером называют самоходную землеройную машину, представляющую собой гусеничный или колесный трактор, тягач или другую самоходную машину с навешенным с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом криволинейного профиля, расположенным вне базы ходовой части.

Чаще всего отвал располагают криволинейной отвальной поверхностью в сторону от базовой машины, габарит которой по ширине он полностью перекрывает.

Бульдозер служит для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 60-150 м грунтов, полезных ископаемых, рудных, строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, дамб, котлованов и других строительных, гидротехнических, земляных сооружений.

В зависимости от мощности и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах и материалах: от болотистых и песчаных до разборных, взорванных или разрыхленных скальных пород и руд.

 

Техника безопасности при эксплуатации бульдозера

Помимо общих требований техники безопасности, выполнение отдельных видов бульдозерных работ требует соблюдения определенных правил.

При производстве любых работ уклоны на подъемы и спусках, а также крены в поперечном направлении не могут превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации. Обычно эти значения не превышают для подъемов 25, спусков 35, для боковых кренов – 12-15є.

При сбросе грунта под откос поперечными ходами нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как в этом случае машина может сползти вниз. При движении бульдозера вдоль откоса или насыпи его ходовая часть не должна выходить за их края. Такие же требования соблюдают при засыпке траншей поперечными, косыми и продольными ходами бульдозера. Нарушение этих правил может вызвать обрушение стенок траншеи и сползание в неё всей машины.

Высота перемычек между траншеями при производстве любых работ траншейным способом не должна превышать высоту отвала, так как в противном случае возможно случайное обрушение грунта .

Сбрасывать грунт под откос методом работы через вал следует без заезда ходовой частью на разрыхленный грунт, находящийся за краем откоса, иначе вместе с рыхлым грунтом машина может сползти вниз по откосу.

При работе на косогорах следует создавать небольшой (3-7є) обратный уклон полки или террасы, что исключит возможность сползания трактора по склону или обрушения края разработанной полки или террасы вниз.

Расчищать местность от кустарника и мелколесья, а также сооружать пионерные дороги и пробивать трассы следует с большой осторожностью, так как при выполнении таких работ возможно повреждение радиатора, кабины, облицовки и других узлов базового трактора деревьями, корнями и другими препятствиями.

При корчевке пней и удалении крупных камней возможны наезд на корчуемый предмет поддоном картера двигателя, корпусами заднего моста и бортовых передач и их повреждение, что особенно опасно при отсутствии защитных кожухов снизу.

По той же причине опасно работа бульдозера на разработке взорванных и разрыхленных скальных пород. При этом особенно надо следить за тем, чтобы отдельные камни не попадали между отвалом, брусьями и ходовой частью и остовом базовой машины, а также между отдельными узлами и деталями ходовой части.

При валке деревьев после того, как дерево начало наклоняться, бульдозер останавливают, отводят назад, подводят отвал под корневую систему дерева и продолжают операцию валки одновременным действием напорного усилия базовой машины и подъемного усилия на отвале. В противном случае корни падающего дерева, попав под трактор могут повредить его или даже опрокинуть. При валке дерева от ударов могут обломиться крупные сучья, поэтому эту операцию выполняют с той стороны, где такие сучья отсутствуют.

Работы в воде можно производить при глубине, не выше указанной в инструкции заводом-изготовителем. Обычно эта глубина равна высоте гусеницы или радиусу колеса. При большей глубине вода может попасть внутрь отдельных узлов базового трактора.

Контакт бульдозерного отвала с буфером скрепера для толкания его при наборе следует производить на передаче, близкой к скорости движения скрепера. В противном случае возможно повреждение конструкций обеих машин. При толкании недопустимо движении бульдозера под углом к скреперу, так как при этом возможно повреждение конструкции скрепера и его шин ножам и отвала бульдозера. Нельзя вывешивать бульдозер на буфере скрепера, так как это перегружает конструкцию скрепера.

Загружать бульдозером транспортные средства с помощью лотков и эстакад следует постепенно, учитывая, что падение большой массы грунта или какого-либо материала в кузов автомашины может вызвать её повреждение.

 

Скреперы

 

Скреперы предназначены для послойного (горизонтального слоями) копания грунтов, транспортирования и отсыпки их в земляные сооружения спланированными слоями заданной толщины. Кроме того, при движении по насыпям скреперы своими колесами уплотняют отсыпанные слои грунта, благодаря чему сокращается потребность в применении специальных грунтоуплотняющих машин.

Скреперы используют для разработки грунтов – от чернозема и песка до тяжелой глины. Очень плотные грунты обычно предварительно разрыхляют специальными машинами – рыхлителями.

Дальность транспортирования грунта является основным показателем, от которого зависит возможность применения скреперов.

Прицепные скреперы в агрегате с базовыми гусеничными тракторами обычно используют при дальностях транспортирования от 100 до 800, максимум 1500 м. Чем больше емкость скрепера, чем быстроходнее его базовый трактор, тем на больших дальностях транспортирования целесообразно применять агрегат. Однако при дальностях транспортирования 1 км и более прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям-самосвалам, загружаемым одноковшовым экскаватором. Если дальность транспортирования менее 100 м , выгоднее применять более простые и дешевые бульдозеры на базовых гусеничных тракторах.

Полуприцепные скреперы, агрегатируемые с базовыми быстроходными колесными тягачами (агрегаты, условно называемые самоходными скреперами), применяют в благоприятных условиях при дальностях транспортирования от 300 до 3000 м и более. При дальностях менее 300 м целесообразно использовать более дешевый прицепной скрепер с гусеничным трактором.

По типу ходовой части базовой машины скреперы бывают с гусеничной и колесной тягой.

По способу загрузки ковша грунтом: скреперы с загрузкой движущим усилием, то есть тягой базовой машины, и скреперы с принудительной загрузкой при помощи скребкового элеватора, установленного на самом скрепере.

По способу выгрузки грунта из ковша различают скреперы со свободной (самосвальной) разгрузкой опрокидыванием ковша вперед и назад по ходу; с полупринудительной разгрузкой передней и донной, с принудительной разгрузкой.

При свободной разгрузке ковш с откинутой заслонкой опрокидывается вперед или назад по ходу скрепера. Под действием силы тяжести грунт высыпается из ковша на поверхность земляного сооружения.

Полупринудительная передняя разгрузка осуществляется опрокидыванием вперед (по ходу машины) днища и задней стенки ковша.

Принудительная разгрузка осуществляется при поднятой заслонке прямолинейным выдвижением задней стенки ковша.

 

Техника безопасности при эксплуатации скрепера

Все рабочие операции скреперов выполняют при их движении по бездорожью или в лучшем случае по примитивно подготовленным грунтовым дорогам, по материковым поверхностям забоев или по рыхлоотсыпанным грунтам отвалов. Местные неровности и уклоны могут вызывать потерю устойчивости движения машины, а также нарушение их равновесия.

Если путь движения скрепера проходит вдоль крутого откоса котлована или вдоль бровки траншеи, то край откоса и бровка траншеи должны быть отмечены легким ограждением или забором, чтобы машинист заранее видел опасное для движения место и смог проехать мимо без происшествий.

В работе скреперов часто встречающиеся операцией является отсыпка насыпей продольной возкой. При этом рекомендуется отсыпать края насыпи выше, чем её середину. Благодаря этому уменьшается опасность бокового падения скреперов на откос насыпи при движении вдоль её кромки.

Вогнутая поверхность отсыпанной скреперами насыпи планируется автогрейдером при её отделке с уклонами во внешние стороны.

Въезды и выезды скреперов по откосам насыпи опасны, так как откосы слишком круты для движения поперек них. Косые подъемы и спуски скреперов по откосу насыпи еще опаснее из-за возможности их бокового опрокидывания. Для обеспечения безопасности на откосе насыпи устраивают слабонаклонные въезды, которые могут использоваться и как съезды. Въезды или съезды на откосах насыпей формируются при их отсыпке скреперами.

Аналогичные въезды и съезды устраивают скреперами путем планирования пути при порожних ходах на откосах котлованов и резервов по мере их углубления.

Информация о работе Базовые машины