Автомобильная промышленность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Файлы: 1 файл

автомобильная промышленность РФ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Что касается серийной продукции, то завод собирается выпустить за год 9000 обычных «пазиков», еще тысячу — удлиненных, а также 500 автобусов модели «Аврора».

ЛиАЗ. Ликинцы обещают  запустить в серию низкопольный ЛиАЗ-5292, показанный на автосалоне в Москве; нынешние модели — «одиночка» и «гармошка» — будут модернизированы. Кроме того, планируется создание низкопольной «гармошки», удлиненного одиночного автобуса (он будет трехосным, 15-метровым) и даже троллейбусов — одиночного и сочлененного.

КАвЗ. Предприятие все  больше ориентируется на модели, разработанные в Павлово. В нынешнем году сюда будет полностью переведено производство пригородных модификаций автобуса ПАЗ «Аврора»; кроме того, курганцы планируют построить на павловском шасси новый школьный автобус.

ГолАЗ. Голицынский завод, в свою очередь, будет заниматься в основном производством ЛиАЗов  в междугородном исполнении 5256R. Благодаря новым агрегатам (задний мост, рулевой механизм и т.д.) эта модель станет менее шумной и более динамичной, а ее максимальная скорость увеличится до 120 км/ч.

Что касается лайнера  «Круиз» собственной разработки, то ГолАЗ планирует строить эту  модель по заказам на различных шасси — Mercedes, Scania, Hyundai.

 

 

Таблица 2. Производство автобусов

 

АВТОБУСЫ

январь-декабрь2003 г.

январь-декабрь2002 г.

прирост

Российская Федерация

Все заводы

76530

67308

+13,7

АМО ЗИЛ, Москва

69

109

–36,7

АО ГАЗ, Нижний Новгород

36229

32229

+12,6

в том числе:

ГАЗ-3221 Газель

29521

27785

+6,2

АО НефАЗ, Нефтекамск

786

481

+50,9

АО АЗ Урал, Миасс

520

475

+9,5

АО УАЗ, Ульяновск

21553

18898

+14

АО ЛиАЗ, Ликино Московской обл.

1670

1561

+7,0

в том числе:

ЛиАЗ-6212 сочлененный

73

АО КАвЗ, Курган

1607

1239

+29,7

АО ПАЗ, Павлово

11323

10358

+9,3

АО ГолАЗ, Голицыно Московской обл.

129

61

+111,5

АО ОЗТП-Сармат, Орск (Альтерна)

1

8

–87,5

ВАП Волжанин, Волжский

245

300

–18,3

АО Псков-Авто

43

154

–72,1

АО Тушино-Авто, Москва

544

683

-20,4

АО СемАР, Семенов Нижегородской  обл.

196

243

–19,3

АО МАрЗ, Мичуринск

248

362

–31,5

СП Сиб.-сканд. автоб. компания, Омск (Volvo)

5

3

+66,7

ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург

94

28

+235,7

ТОО СП РУП, Ивановская обл.

18

21

–14,3

ТРОЛЛЕЙБУСЫ

Российская Федерация

Все заводы

376

493

-23,7

АО Троллейбусный завод, Энгельс

139

300

–53,7

АО Мех. завод, Вологда

14

54

–74,1

АО Трамвайно-мех. завод, Санкт-Петербург

17

13

+30,8

АО Башкирский троллейбусный завод, Уфа

150

85

+76,5

АО Завод Транcмаш, Волгоград

56

41

+36,6


 

 

Концепция развития автомобильной промышленности России.

Концепция развития автомобильной  промышленности России одобрена распоряжением правительства № 978р от 16 июля 2002 года. Она определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения.

 

Прогноз развития автомобильного рынка России на период до 2010 года.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза, К 2010 году прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук.

Парк легковых автомобилей  возрастет к 2010 году с 21,2 до 30-33 млн. штук, в том числе иностранного производства с 4,6 до 7-8 млн. штук. При этом число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук, при этом доля продажи  автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до 16-17 процентов.

 

Стратегия деятельности предприятий.

Стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильных рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи.

Этому будет способствовать принятие российскими производителями  мер по обеспечению устойчивости цен на реализуемую автомобильную технику, в том числе путем снижения издержек, развития кооперационных связей с поставщиками материалов и комплектующих изделий.

Увеличению спроса на внутреннем рынке на грузовые автомобили и автобусы будут способствовать такие факторы, как совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, развитие фермерских хозяйств, рост объемов жилищного строительства, увеличение грузопотоков при магистральных перевозках. Спрос на муниципальный транспорт (особо большие, большие и малые городские автобусы) во многом определяется финансовыми возможностями местных органов власти и степенью износа парка автобусов.

Одним из направлений  развития внутреннего рынка автомобильной  техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств. Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности.

Учитывая низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава.

Использование механизма  финансового лизинга – один из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренной федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".

Экспортные возможности  российских производителей автомобилей  сдерживаются не только из-за недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой сети сбыта, технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.

Стратегия российского  экспорта на начальном этапе должна базироваться на возможности продажи автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся страны и организации там сервисной сети.

 

Научно-техническое  и кадровое обеспечение автомобильной  промышленности 

Развитие автомобилестроительной отрасли базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на создание новых видов автомобильной техники, отвечающих перспективным требованиям по безопасности, экологии и надежности.

Приоритетными направлениями  проведения научных исследований на среднесрочную перспективу являются:

  • использование альтернативных видов топлива (водород, природный газ, диметиловый эфир, биотопливо);
  • создание топливных элементов и комбинированных энергетических установок;
  • разработка двигателей внутреннего сгорания с регулируемыми рабочим объемом и степенью сжатия, а также внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость;
  • создание нового поколения автоматической трансмиссии, интегрированных (интеллектуальных) систем безопасности, бортовых систем диагностики и контроля, а также математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии;
  • освоение и внедрение технологий, обеспечивающих сопровождение продукции автомобилестроения в течение ее полного жизненного цикла.

Для решения этих задач  необходимо обеспечить формирование на предприятиях автомобилестроения соответствующего кадрового потенциала с использованием комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, соответствующей последним достижениям мировой науки и техники.

 
Интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность.

 

Основным направлением развития отечественной автомобильной  промышленности является интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов страны. Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление в ВТО позволит отечественным автомобильным компаниям:

  • получить возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях;
  • использовать механизм ВТО для защиты и отстаивания интересов производителей автомобильной техники;
  • повысить инвестиционную привлекательность автомобильной отрасли, так как иностранные инвесторы смогут рассчитывать на более стабильные торгово-политические условия;
  • облегчить экспорт автомобильной техники, производимой в России, на рынки третьих стран;
  • приблизить отечественные технические стандарты на автомобильную технику к международным нормам;
  • усилить конкуренцию на российском внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями автотранспортных средств. 

Меры по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду.

Автомобильное производство является источником загрязнения окружающей среды. Предполагается значительно снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за счет совершенствования наиболее вредных технологических процессов, замены устаревшего оборудования, средств доставки и утилизации отработанных технологических материалов.

Снижению негативного  влияния автотранспорта на окружающую среду и экономии топлива на автомобильном  транспорте будут способствовать расширение применения их альтернативных видов, к которым в первую очередь относятся природный газ и спиртовые топлива, а также использование водорода и химических источников энергии для электромобилей.

Повышение экологических  характеристик выпускаемых автомобилей  предусматривается осуществить  в 3 этапа.

На первом этапе реализации Концепции (до 2004 года) предполагалось оптимизировать конструкцию и технологию изготовления автомобильной техники, упорядочить нормативные требования по экологии и организовать выпуск автомобилей, удовлетворяющих нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕВРО-2, ЕВРО-3).

На втором этапе реализации Концепции (до 2008 года) следует обеспечить соответствие выпускаемых автомобилей нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕВРО-4).

На третьем этапе (до 2010 года) необходимо осуществить переход на электронное управление работой двигателя и автомобиля в целом.

В целях повышения  экологической безопасности автомобилей  в период их полного жизненного цикла предстоит решить вопросы законодательного, организационного и технологического обеспечения всей процедуры вторичного использования материалов и конструкций.

Необходимо обеспечить создание межведомственной системы  мониторинга соответствия безопасности автомобильной техники техническому уровню по экологии, безопасности, надежности и другим потребительским свойствам на базе организации системы испытаний в условиях реальной эксплуатации автотранспортных средств.

 

 




Информация о работе Автомобильная промышленность РФ