ВТО - структура, задачи, основные цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей социально-экономических последствий вступления России во Внешнеторговую организацию.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования ВТО
- изучить структуру ВТО
- раскрыть нормативную базу ВТО
- проанализировать итоги вступления России в ВТО

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3
1.Понятие и теоретические основы функционирования Всемирной торговой организации…………………………………………..……………....5
2.Законодательная база Всемирной торговой организации..…………………………………………………………………......12
3. Прогнозы и последствия вступления России во Всемирную торговую организацию……………………………………………….……………………16
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….24

Файлы: 1 файл

курсач т.право.docx

— 53.54 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Всемирная  торговая организация  является  общей организационной структурой  во взаимных торговых отношениях ее Членов по вопросам,  вытекающим из соглашений и связанных с  ними  документов  юридического  характера,  включенных  в Приложения к настоящему Соглашению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Для обеспечения регулирования  торгово-политических отношений участников Организации на основе документов ВТО  был принят пакет соглашений Уругвайского раунда многосторонних переговоров:

-  Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГААТ 1994г);

- Соглашения по сельскому  хозяйству;

- по применению санитарных  и фитосанитарных мер;

- по текстилю и предметам  одежды;

- по техническим барьерам  в торговле;

- по инвестиционным мерам,  связанным с торговлей;

- Соглашения о применении  ст. VI ГААТ 1994г;

- о досмотре грузов  перед отправкой;

- о правилах происхождения  товаров;

- о процедурах лицензирования  импорта;

- о субсидиях и компенсационных  мерах;

- о чрезвычайных мерах;

- Генеральное соглашение  по торговле услугами (ГАТС)

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).5

В основе правовой природы международных  организаций лежит наличие общих  целей и интересов государств-членов.

Принцип суверенного равенства  государств является руководящим в  построении международных организаций. Его проявление характеризуется  следующими чертами: договорная основа международной организации; добровольность членства; в основном рекомендательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равноправия государств как внутри, так и вне Организации.

Для правовой природы международной  организации существенным является то, что ее цели и принципы, комᴨȇтенция, структура и т.п. имеют согласованную  договорную основу.

Проблема соотношения государственного суверенитета и общих целей и  интересов организации находит  разрешение в ее учредительном акте. Между ними не возникает противоречий, если государство добросовестно  выполняет взятые на себя по уставу организации обязательства и  следует установленным принципам.

В настоящее время широко признается следующее положение: государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права, стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.

Способность международных организаций  совершать юридически действительные действия от своего имени предполагает наличие у них относительно обособленной правовой воли. Такая воля качественно  отличается от каждой индивидуальной воли государств-членов. Индивидуальные волевые акты членов организации  не поддаются ни слиянию, ни простому сложению. Они согласуются, и эта  согласованная воля международной  организации носит межгосударственный характер. Именно это волевое обособление  международных организаций лежит  в основе их международной правосубъектности и признанной за ними способности делать волеизъявления, принимать на себя права и обязанности по международному праву.

Источником этой относительно обособленной воли, ее правовой основой является учредительный акт. Это означает, что ни сами международные организации, ни их органы не могут совершать  действия, выходящие за рамки учредительного акта.

Конечно, наделение международных  организаций правами и обязанностями  не означает их приравнивания к государствам -- основным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.6

Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные  соглашения в рамках своей комᴨетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, «правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой Организации».

Как субъекты международного права  международные организации несут  ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью  и могут выступать с претензиями  об ответственности.

Международные организации наделяются также правом набирать ᴨȇрсонал  на контрактной основе. Это не представители  государств, а международные должностные  лица, подчиняющиеся исключительно  международной организации и  действующие от ее имени и в  ее интересах.

Каждая международная организация  располагает финансовыми средствами, которые складываются в большей  части из взносов государств-членов и расходуются исключительно  в общих интересах организации.7

Таким образом, правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и других документов, являвшихся в правовом положении единым "пакетом". Организационно пакет договоренностей Уругвайского раунда состоит из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и приложений к этому документу, содержащих правовые Соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что страна, вступающая в ВТО должна принять все договоренности без каких-либо исключений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОГНОЗЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО.

Итоги присоединения России к ВТО  пока противоречивы. Апокалипсические прогнозы не оправдались, так как  негативные последствия ощутило  лишь несколько секторов. Больше других пострадали, например, свиноводы.

Однако преимуществами бизнес пока не пользуется. Власти не помогают производителям: переговоры о создании благоприятных  условий на внешних рынках могли  бы идти более интенсивно, указывает  фонд.

Между тем, за полтора года пребывания России в ВТО уже накопилось немало острых вопросов. Наиболее проблемными  оказались "заградительные" меры и торговые ограничения, вроде утилизационного  сбора, повышенной пошлины на импорт комбайнов, запреты на ввоз скота. С  их помощью Россия пытается "защититься от ВТО".

Еще одной проблемой расхождения  между правилами ВТО и Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана, по поводу которого США уже подали в ВТО официальное уведомление  с 29 вопросами к России.

Во время переговоров о вступлении в России в ВТО преобладала  идеологическая риторика, поэтому до сих пор возникает много практических вопросов, пояснил журналистам руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. Прагматичные инструменты  извлечения выгод не обсуждались.

С ним не согласен представитель  Минэкономразвития: "И хорошо, что  нет громких новостей". Раз  не приходится прилагать дополнительные усилия по отстаиванию интересов  России в спорах, значит, условия  присоединения были оптимальными, считает  чиновник.

Россия присоединилась к ВТО  еще в августе прошлого года, но власти до сих пор не приняли нормативно-правовые акты, которые бы регламентировали членство в этой организации. Неготовыми оказались даже документы по учреждению постоянного представительства РФ при ВТО.8

Как ранее заявлял Владимир Путин  на заседании Совета безопасности, меры поддержки, которые правительство  обязалось оказать отечественному бизнесу, оказавшемуся в непростых  условиях ВТО, оцениваются в 75 млрд рублей минимум. В зоне риска, по определению президента, находятся животноводство, сельхоз- и остальное машиностроение, пищевая и легкая промышленность.

В ближайшие годы членство в ВТО  будет очень сложным для предпринимателей и бизнес-сообщества, потому что сегодня у них нет понимания, как сделать это членство эффективным.

К таким выводам пришли эксперты Экономического клуба ФБК, очередное заседание которого было посвящено первым итогам участия  России во всемирной организации. "Быть членом ВТО гораздо сложнее, чем  присоединиться. Нам надо осознать, что многого мы не умеем, надо многому  учиться, хотя срочно подготовить необходимые  кадры не удастся", - отметил директор Информационного бюро по присоединению  России к ВТО Алексей Портанский.

Кадровая проблема - одна из основных. По словам Портанского, особенно остро ощущается нехватка квалифицированных юристов, хорошо знающих нормы международного права, правила ВТО и способных защищать интересы наших предпринимателей. Вообще, по словам экспертов, бизнесмены знают крайне мало о том, что собой представляет эта организация, какую роль она играет в мире и зачем, собственно, нам понадобилось туда вступать. Профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД Борис Ашавский обращал внимание на то, что России было бы полезно взять на вооружение китайский опыт - там госпрограмма по обучению госслужащих, бизнесменов и представителей образования была реализована еще до вступления в ВТО. У нас же этого сделано не было, сегодня такое обучение в экстренном порядке проходят во Всероссийской академии внешней торговли служащие профильных министерств.

По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК  Игоря Николаева, прежде чем подводить  итоги, необходимо определиться, какова была цель вступления в ВТО - стать  полноправным участником мировой торговли и повысить уровень конкуренции  собственной экономики или просто присоединиться к "элитарному клубу"? Эксперт отметил, что пока складывается впечатление, что Россия не использует выгоды от членства в организации, а, наоборот, всячески ей противодействует. По словам Алексея Портанского, ВТО воспринимается как внешняя угроза, и это отношение не только не было устранено, но и усугубилось в процессе переговоров по вступлению. Игорь Николаев обратил внимание на целый "букет" протекционистских мер, принятых Россией уже после вступления, - от введения утилизационного сбора на импортные автомобили и пошлин на ввозимую зерноуборочную технику до решения о повышении ставок пошлин на молочные продукты. Безусловно, все эти меры были приняты, чтобы защитить отечественных товаропроизводителей - например, в I полугодии 2012 года импорт зерноуборочных комбайнов вырос на 92%, и чтобы выровнять эту ситуацию, в конце декабря прошлого года была введена пошлина размере 27,5%. В то же время некоторые опасения, как считает Николаев, преувеличены. Речь идет прежде всего о "первой жертве" ВТО - свиноводстве. Эксперт привел данные Росстата, согласно которым в январе 2013 года импорт свинины из стран дальнего зарубежья вырос на 2,9%, а в январе 2012 года - уменьшился на 1,5%. "Как видим, никакой катастрофы тут нет", - заключил экономист.9

Ответственный секретарь  Рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Борис Вишневский надеется, что с использованием рыночных механизмов ВТО удастся избавиться от нерентабельных предприятий, число которых в некоторых регионах доходит до 50%. Известный экономист Евгений Ясин в свое время назвал их "гирями на ногах экономики". В то же время, по мнению Вишневского, анализировать отраслевые проблемы и эффект от вступления в ВТО сегодня слишком рано - может быть, какие-то выводы можно будет сделать в марте 2014 года.

Алексей Портанский подчеркнул, что эффективное членство в ВТО возможно только в том случае, если Россия выберет модернизационный путь развития. "Если у нас возобладают инерционный или сырьевой сценарии, ничего от членства в ВТО мы не сможем получить. Продавать углеводороды и прочее сырье можно и без ВТО", - отметил эксперт. Между тем, по словам Бориса Ашавского, на сегодня программа модернизации экономики не выполнена: лишь 25% отечественной промышленной и сельскохозяйственной продукции может быть конкурентоспособной на внешних рынках. Эксперт отметил, что за те 17 лет, что мы вступали в организацию, мы многое упустили - в отличие от того же Китая. По словам Портанского, в бизнес-среде многие не верили, что Россию все-таки примут в ВТО. "Поэтому в тот момент, когда нужно было практически готовиться к ратификации, депутаты все еще обсуждали, а нужно ли нам вступать", - сказал он. При этом он подчеркнул, что бизнес не против ВТО, он просто говорит о своих проблемах - это и энерготарифы, и административное давление. Нельзя ожидать, что российские предприниматели смогут на равных конкурировать с теми странами, у которых этих проблем нет. "Сначала необходимо решить внутренние проблемы российского бизнеса - это прежде всего высокие тарифы на электроэнергию и закредитованность", - отметил эксперт.

Доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Буклемишев напомнил, что от членства страны в ВТО должны выиграть потребители, для которых товары должны стать дешевле, а не производители, которые столкнутся с более жесткой конкуренцией. "Последние полгода показали: у нас много партий, защищающих тех или иных производителей, но нет партии, защищающей потребителей", - констатировал экономист. В то же время вступление в ВТО ему представляется лучшим экономическим событием прошлого года.10

Советник Института современного развития Никита Масленников отметил, что до вступления в ВТО российские производители теряли из-за антидемпинговых  процедур ВТО от 2,5 до 4 млрд долларов в год. "После вступления в ВТО автоматически были отменены 4 процедуры, но около 90 остались. За их отмену надо бороться, надо отстаивать свои интересы уже внутри ВТО", - считает эксперт. В то же время, по его мнению, вступление в организацию - это "историческая возможность много чего поправить в структуре российской экономики". Он заключил, что стимулирование структурных сдвигов в экономике - это тот позитив от вступления в ВТО, который уже начинает действовать.

Информация о работе ВТО - структура, задачи, основные цели