Виды нарушений таможенных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Таможенным кодексом Российской Федерации различаются следующие виды нарушений таможенных правил:
нарушение режима зоны таможенного контроля;
неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ;
неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ;
непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них;

Файлы: 1 файл

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.docx

— 79.49 Кб (Скачать файл)

 

3) нарушения таможенных  правил, посягающие на порядок  таможенного оформления товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу России (ст.ст. 250-254, 258, 259, 262, 263, 266, 267, 279, 286, 287ТКРФ);

 

4) нарушения таможенных  правил, посягающие на порядок  обложения перемещаемых через  таможенную границу России товаров  и транспортных средств таможенными  платежами и порядок их уплаты (ст.ст. 282-285 ТК РФ);

 

5) нарушения таможенных  правил, посягающие на порядок  предоставления в отношении указанных  выше товаров и транспортных  средств таможенных льгот и  порядок пользования ими (ст.ст. 280, 281 ТК РФ).

 

Такая классификация, хотя и  опирается на определение самого понятия «нарушение таможенных правил», однако, также весьма условна. Во-первых, отдельные противоправные деяния могут  одновременно посягать и на несколько  объектов. Так, например, деяние, предусмотренное  ст. 276 ТК РФ (перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу помимо таможенного  контроля) одновременно посягает и  на установленный порядок перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, и на порядок  их таможенного контроля. И во-вторых, в эту схему не вписывается статья 288 ТК РФ, предусматривающая ответственность за невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле. Таковыми лицами могут не выполняться требования как в отношении порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, так и в отношении порядка проведения их таможенного контроля, таможенного оформления, порядка обложения таких товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, а также порядка предоставления таможенных льгот и пользования ими, т. е., иными словами, объект посягательства в данном случае может быть любым.

 

Следующий способ классификации  видов нарушений таможенных правил - классификация в зависимости  от способа, места и времени их совершения, т. е. по признакам объективной  стороны правонарушения - также имеет  немаловажное значение для практической реализации административной ответственности  за таможенные правонарушения. И вот  почему.

 

К сожалению, действующий  Таможенный кодекс РФ при определении  признаков составов нарушений таможенных правил не отличается необходимой четкостью  и ясностью формулировок. Сформулированные в главе 39 ТК РФ диспозиции статей не дают полной картины об объективной  стороне данных правонарушений. На практике этот пробел устраняется за счет издания всевозможных приказов, инструкций и писем ГТК России, других структурных подразделений  таможенных органов, в которых даются подробные разъяснения, а порой - и прямые дополнения содержания соответствующих  статей ТК РФ. И таких приказов, инструкций и информационных писем сотни, если уже не тысячи.

 

Напомним, что объективная  сторона состава нарушения таможенных правил — это система установленных  нормами таможенного права специфических  признаков, отражающих внешнюю сторону (черты) данного общественно вредного явления и проявляющихся в  прямой зависимости от способа, места  и времени совершения конкретного  противоправного деяния (действия или  бездействия).

 

Юридический анализ действующих  таможенно-правовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

 

1) форма совершения противоправного  деяния (действие или бездействие);

 

2) противоправный результат  (материальный или нематериальный  вред, ущерб);

 

3) место, время и средства  совершения правонарушения.

 

Последняя группа признаков объективной стороны составов нарушений таможенных правил является факультативной для их классификации, поскольку находит отражение не в каждом составе исследуемых проступков, и поэтому рассматриваться нами не будет.

 

Нарушения таможенных правил могут совершаться в форме  действия или бездействия. В этой связи по признаку вида (формы совершения) противоправного деяния их можно  подразделить:

 

1) на правонарушения, содержащие  в объективной стороне состава  признаки бездействия (ст.ст. 250—253, 255, 263 ТК РФ и др.) и

 

2) на правонарушения, совершаемые  посредством осуществления того  или иного действия (ст.ст. 249, 256—262 ТК РФ и др.) в случаях отказа  либо уклонения от выполнения  требований соответствующих таможенно-правовых норм.

 

Особенность классификации  нарушений таможенных правил по признаку формы совершения противоправного  деяния заключается в том, что  в ряде случаев законодатель объединил  в диспозиции конкретной таможенно-правовой нормы деяния, выражающиеся по своей объективной стороне состава и в действии, и в бездействии. Например, ответственность по ст. 254 ТК РФ наступает как бездействие, выражающееся в недоставлении перевозчиком товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место, так и за действия, связанные либо с выдачей без разрешения таможенного органа, либо с утратой такого имущества. В целом же, составов нарушений таможенных правил, объективная сторона которых характеризуется совершением того или иного противоправного действия, почти в три раза больше, чем составов, объективная сторона которых предполагает бездействие.

 

Общественная вредность  нарушений таможенных правил определяется наступлением тех или иных последствий  посягательства, поэтому классифицировать их можно и по характеру последствий, т. е. — по противоправному результату. По этому критерию следует выделять нарушения таможенных правил, общественно  вредные последствия которых носят материальный характер (например, действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение — ст. 282 ТК РФ и др.), и нарушения таможенных правил, совершение которых несет вред нематериального характера (например, нарушение режима зоны таможенного контроля - ст. 249 ТК РФ и др.). Их еще именуют как материальные и формальные составы нарушений таможенных правил.

 

Важное классификационное  значение по признаку объективной стороны  имеют также размер и характер наступивших общественно вредных  последствий совершенного правонарушения. Во-первых, размер причиненного правонарушением вреда (ущерба) нередко учитывается при назначении вида и размера налагаемого взыскания (санкции большинства деликтных статей Таможенного кодекса РФ не имеют фиксированного размера), а во-вторых — он является условием разграничения некоторых видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере таможенного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных ст.ст. 276-279 ТК РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ). А характер общественно вредных последствий правонарушения (цели и мотивы, на достижение которых направлено противоправное деяние) позволяет разграничить те или иные деяния при так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то же по существу деяние предусмотрено двумя и более статьями Таможенного кодекса РФ.

 

Например, состав правонарушения, предусмотренный ст. 279 ТК РФ (недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств) является формальным составом, ограниченным самим действием (бездействием) и не требующим наступления конкретных последствий. Однако, недекларирование или недостоверное декларирование может быть противоправным способом совершения более общественно опасных действий — неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, освобождения, занижения или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле.

 

Кроме того, недекларирование товаров в определенном смысле является специфической пассивной формой (способом) сокрытия товаров от таможенного контроля, а недостоверное декларирование — это, по существу, обманное использование правонарушителем таможенного документа — декларации. Иными словами, недекларирование или недостоверное декларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под признаки составов нарушений таможенных правил, предусмотренных ст.ст. 274-278, 282, 283 ТК РФ. Необходимым условием правильной квалификации деяния является установление мотива и цели действий правонарушителя при недекларировании или недостоверном декларировании товаров и транспортных средств.

 

Обязательным признаком  объективной стороны правонарушений, предусмотренных ст.ст. 274-278, 282, 283 ТК РФ, является причинная связь между  недекларированием или недостоверным декларированием и самим перемещением товаров через таможенную границу, сокрытием товаров, освобождением от уплаты, занижением таможенных платежей и т. д. Дополнительной квалификации в таких случаях по ч. 1 ст. 279 ТК РФ не требуется, так как объективная сторона данного правонарушения включена в качестве способа конструкции составов, предусмотренных ст.ст. 274-278, 282, 283 ТК РФ, которые по отношению к ст. 279 ТК РФ являются специальными правовыми нормами.

 

В зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить на:

 

а) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут  быть любые физические или юридические  лица, отвечающие общим признакам  субъекта административного правонарушения (например, правонарушение, предусмотренное  ст. 249 ТК РФ — нарушение режима зоны таможенного контроля и др.);

 

б) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут  быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические  лица, обладающие помимо общих признаков  субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, правонарушение, предусмотренное ст. 250 ТК РФ - неуведомление таможенного органа Российской Федерации при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы, субъектом которого может выступать либо перевозчик, перемещающий товары через границу, либо лицо, использующее транспортное средство и за него ответственное).

 

На практике же надлежащее применение тех или иных составов нарушений таможенных правил невозможно без знания и инкорпорирования норм той части Таможенного кодекса  РФ, которую условно принято обозначать как «экономическую», а также  — разрабатываемых ГТК России на основе этих норм всевозможных ведомственных  нормативно-правовых актов (приказов, инструкций и др.). Так, например, касаясь  уже упомянутой ст. 250 ТК РФ: правоприменитель должен знать, что она направлена на пресечение противоправных действий, нарушающих закрепленное в ч. 1 ст. 139 ТК РФ соответствующее требование о необходимости при ввозе товаров и транспортных средств уведомления таможенного органа перевозчиком о пересечении им таможенной границы. Он также должен знать перечень исключений из этого правила, форму и порядок уведомления, а также иные касающиеся этого вопроса нюансы.

 

Отдельной строкой следует  коснуться статьи 266 ТК РФ, которая  Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П признана несоответствующей  Конституции РФ и в настоящее  время на практике не применяется. Данной статьей предусматривалась ответственность  за непринятие мер по обеспечению  выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом  товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные  предельные сроки хранения. Ответственность по ст. 266 ТК РФ предусматривалась в виде конфискации товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. Причем применялась эта статья на практике вне зависимости от того, принимало ли лицо, которому она вменялась, меры к выпуску товара в свободное обращение либо нет, не допуская возможности смягчения ответственности. Поэтому, а также в силу некоторых иных обстоятельств, данная статья ТК РФ, поскольку она устанавливает ограничение конституционного права собственности, не соответствующее требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, и была признана Конституционным Судом РФ как противоречащая смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ X. НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТИ  НАРУШЕНИЯ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О  НАРУШЕНИЯХ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ

Глава 39.

Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти  нарушения

Статья 249. Нарушение режима зоны таможенного контроля

 

Перемещение товаров, транспортных средств и лиц, включая должностных  лиц государственных органов (кроме  таможенных), через границы зоны таможенного контроля и в ее пределах, а также осуществление производственной и иной коммерческой деятельности без  разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, либо совершение иных действий, нарушающих режим зоны таможенного контроля, - влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Статья 250. Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации

 

Неуведомление таможенного органа Российской Федерации при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации о пересечении таможенной границы Российской Федерации - влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Информация о работе Виды нарушений таможенных правил