Виды нарушений таможенных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Таможенным кодексом Российской Федерации различаются следующие виды нарушений таможенных правил:
нарушение режима зоны таможенного контроля;
неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ;
неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ;
непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них;

Файлы: 1 файл

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.docx

— 79.49 Кб (Скачать файл)

 

Следует также отметить, что при характеристике объективной  стороны того или иного нарушения  таможенных правил в Таможенном кодексе  РФ нередко используются такие понятия, как пользование, распоряжение, хранение, приобретение и др. Толковать эти  понятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается  в гражданском законодательстве.

 

В качестве субъекта нарушения  таможенных правил может рассматриваться  любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности  за предусмотренные таможенным законодательством  деяния (действия либо бездействия), связанные  с нарушением правил, соблюдение которых  входит в его установленные законом  или иным нормативно-правовым актом  обязанности в сфере таможенного  дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 291 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, освобождается от ответственности за его совершение.

 

В соответствии с таможенным законодательством, субъектами нарушений  таможенных правил могут быть как  российские, так и иностранные:

 

а) предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо», а также лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица;

 

б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту  совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

 

в) должностные лица, если в их служебные обязанности в  момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных  договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

 

Еще раз подчеркнем, что  субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, т. е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в ст. 246 ТК РФ, предусматривающей соучастие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо. Это является явным пробелом действующего таможенного законодательства, который приходится исправлять на практике.

 

В соответствии с формулировкой  ст. 246 ТК РФ соучастием в совершении нарушения таможенных правил признается совместное участие в нем двух или более физических лиц. Соучастниками  нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель  и пособник.

 

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее  нарушение таможенных правил либо непосредственно  участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а  также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности  за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных  государств и т. п.). Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем — лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совершению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

 

При наложении взыскания  на совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень  и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

 

Субъективная сторона  нарушения таможенных правил зависит  от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.

 

Если субъектом нарушения  таможенных правил выступает физическое (либо должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое  отношение лица к своему противоправному  поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или  неосторожности. Это четко сказано  в ч. 5 ст. 231 ТК РФ. Понятия умысла и неосторожности в Таможенном кодексе РФ не раскрываются, они являются общеправовыми.

 

Умысел предполагает, что  лицо, совершившее нарушение таможенных правил, предвидит и желает наступления  общественно-вредных последствий  своего деяния (прямой умысел) или сознательно  допускает наступление этих последствий (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут  быть совершены только умышленно, относятся прежде всего таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля — ст. 276 ТК РФ; сокрытие от таможенного контроля товаров - ст. 277 ТК РФ; перемещение товаров и транспортных средств с обманным использованием документов или средств идентификации - ст. 278 ТК РФ; недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств - ст. 279 ТК РФ). К умышленным относятся также действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение - ст. 282 ТК РФ; действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат или иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований - ст. 283 ТК РФ и др. Неосторожность может проявляться:

 

• как самонадеянность, когда  лицо предвидит общественно-опасные  последствия своего деяния, но легкомысленно  рассчитывает на возможность избежать их;

 

• как небрежность, когда  лицо не предвидит общественно-опасные  последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

 

По небрежности могут  быть совершены нарушения таможенных правил, связанные с нарушением установленного порядка производства таможенного  оформления и таможенного контроля (например, невручение документов на товары в месте доставки - ст. 253 ТК РФ; нарушение  порядка производства таможенного  оформления — ст. 258 ТК РФ и др.).

 

Наряду с обязательными  признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив  и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

 

С субъективной стороной как  признаком состава нарушения  таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические  лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, дело обстоит совсем иначе.

 

Во-первых, в ст. 230 ТК РФ, где  дано определение нарушения таможенных правил, нет упоминания о том, что  таким нарушением признается виновное деяние — в отличие, например, от определения понятия административного  правонарушения, которое содержится в ст. 10 КоАП РСФСР. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 231 ТК РФ юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не несут ответственности за совершение нарушения таможенных правил только в случаях, когда такое нарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. И, наконец, в-третьих, среди указанных в ст. 320 ТК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о нарушениях таможенных правил, указана лишь виновность физических или должностных лиц, а в отношении рассматриваемых нами субъектов сказано, что подлежит доказыванию сам факт совершения ими нарушения таможенных правил.

 

Все это свидетельствует  о том, что для привлечения  к ответственности за нарушение  таможенных правил юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица достаточно наличия  в их действиях (бездействии) признаков  объективной стороны таможенного  правонарушения. Субъективная сторона  здесь роли не играет и доказыванию  в процессе производства по делу не подлежит.

 

3.3.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  К ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

 

ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

 

1. Ответственность за  нарушения таможенных правил  наступает в случае, если эти  нарушения по своему характеру  не влекут за собой уголовной  ответственности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

 

2. Лицо, совершившее нарушение  таможенных правил, несет ответственность  на основании законодательства, действующего во время совершения  правонарушения.

 

3. Иностранные лица несут  ответственность за нарушения  таможенных правил на общих  основаниях с российскими лицами.

 

4. Военнослужащие, сотрудники  органов внутренних дел, органов  внешней разведки, органов федеральной  службы безопасности, сотрудники  иных военизированных организаций,  а также призванные на военные  сборы граждане несут ответственность  за нарушения таможенных правил  на общих основаниях. На общих  основаниях несут ответственность  также воинские части и другие  имеющие статус юридического  лица воинские формирования, органы  внутренних дел, органы внешней  разведки и иные подобного  рода субъекты.

 

5. Привлечение юридических  лиц, а также лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, к ответственности за нарушение  таможенных правил не освобождает  от ответственности их должностных  лиц и иных работников за  нарушение ими таможенных правил. Кроме того, привлечение должностных  лиц и иных работников к  уголовной ответственности за  контрабанду и за совершение  иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юридическое лицо, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от ответственности за нарушение таможенных правил. Этот принцип носит название принципа двусубъектности ответственности.

 

6. Акты, смягчающие или  отменяющие ответственность за  нарушение таможенных правил, имеют  обратную силу, т. е. распространяются  и на правонарушения, совершенные  до издания этих актов. А  акты, устанавливающие или усиливающие  ответственность — обратной силы  не имеют.

 

7. Применение мер воздействия  за нарушение таможенных правил  не освобождает лиц, привлекаемых  к ответственности, от обязанности  уплаты таможенных платежей и  выполнения других предусмотренных  Таможенным кодексом РФ требований.

 

8. При совершении одним  лицом двух или более нарушений  таможенных правил взыскание  налагается за каждое правонарушение  в отдельности без поглощения  менее строгого более строгим.

 

9. При определении меры взыскания за совершенное нарушение таможенных правил допускается возможность (с учетом всех обстоятельств дела, существенно снижающих степень общественной опасности деяния) назначения более мягкой меры воздействия на правонарушителя, чем это предусмотрено Таможенным кодексом РФ за данное конкретное правонарушение, а при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил — и возможность полного освобождения правонарушителя от ответственности.

 

3.3.3. ВИДЫ ВЗЫСКАНИЙ ЗА  НАРУШЕНИЯ

 

ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И НЕКОТОРЫЕ  ОСОБЕННОСТИ

 

ИХ НАЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с Конституцией РФ (п. «к» ст. 72) и КоАП РСФСР (ч. 2 ст. 24) все административные взыскания можно поделить на устанавливаемые в централизованном и на устанавливаемые в децентрализованном порядке. А поскольку таможенное регулирование в нашей стране находится в исключительном ведении Российской Федерации, можно сделать вывод, что административные взыскания за нарушения таможенных правил следует относить к категории устанавливаемых в централизованном порядке. Иными словами, какое-либо нормотворчество в этой сфере (как впрочем и в таможенной сфере в целом) со стороны субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления здесь полностью исключено.

 

Под взысканием за нарушение  таможенных правил понимается мера административной ответственности, применяемая к  лицу, совершившему нарушение таможенных правил.

 

За совершение нарушений  таможенных правил законодатель (ст. 242 ТК РФ) предусмотрел следующие виды взысканий:

 

1) предупреждение;

 

2) штраф;

 

3) отзыв лицензии или  квалификационного аттестата, выданного  таможенным органом на осуществление  определенных видов деятельности  в сфере таможенного дела;

 

4) конфискацию товаров  и транспортных средств, являющихся  непосредственными объектами нарушения  таможенных правил; товаров и  транспортных средств со специально  изготовленными тайниками, использованными  для перемещения через таможенную  границу России с сокрытие  предметов, являющихся непосредственными  объектами нарушения таможенных  правил;

 

5) взыскание стоимости  товаров и транспортных средств,  являющихся непосредственными объектами  нарушения таможенных правил, товаров  и транспортных средств со  специально изготовленными тайниками,  использованными для перемещения  через таможенную границу России  с сокрытием предметов, являющихся  непосредственными объектами нарушения  таможенных правил;

Информация о работе Виды нарушений таможенных правил