Таможенные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Главное в политике государства – нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Это задача не простая. На сегодняшний день в свете мирового финансового кризиса роль налоговой политики трудно переоценить.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Косвенное налогообложение, его значение 5
1.1 Понятие косвенных налогов 5
1.2 Значение налогов в доходах государства 8
1.3 Развитие налоговой политики РФ 10
2. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и их характеристика 17
2.1 Характеристика НДС 17
2.2 Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации 20
2.3 Акцизы 23
3. Таможенные пошлины 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Внешняя торговля 33
3.3 Таможенная политика в странах ЕС 37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

готовый_курсовик.docx

— 93.52 Кб (Скачать файл)
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. [ст. 143 НК РФ]

 

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
  • передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не являются объектами  налогообложения:

  • передача основных средств, нематериальных активов, прочего имущества некоммерческим организациям на осуществление их уставной (непредпринимательской) деятельности;
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них). [8, с. 21]

С принятием НК РФ существенно  сократилось число льгот по НДС. Но их количество остается достаточно большим, и предоставляются они  в основном в форме освобождения от налога отдельных видов товаров (работ, услуг) или отдельных операций.

В соответствии с принятым в РФ налоговым законодательством  обложение НДС производится по трем основным налоговым ставкам.

Налогообложение по ставке 0% осуществляется при реализации:

  • товаров, экспортируемых за пределы России, при условии их фактического вывоза за пределы российской таможенной территории;
  • работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией указанных выше товаров;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравниваемыми к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала;
  • товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения или по агентскому договору;
  • драгоценных металлов налогоплательщикам, осуществляющими их добычу или производство лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам.

Льготная ставка НДС в  размере 10% установлена на продовольственные  товары, такие как: скот и птица  в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесов), молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба живая (за исключением ценных пород), море- и рыбопродукты, продукты детского и диабетического питания, зерна, комбикорма, кормовые смеси, а также овощи.

Льготная ставка НДС в  размере 10% установлена также на отдельные товары для детей, книжную продукцию, связанную с образованием и культурой, лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Реализация всех остальных  товаров (работ, услуг), не освобожденных  в соответствии с российским налоговым  законодательствам от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 18%. [13, с 184-185]

В общем случае предприятие  должно начислить НДС на всю сумму, которую оно предполагает получить от покупателей (так называемый «исходящий» НДС). Одновременно оно имеет право уменьшить начисленный налог на суммы «входящего» НДС по сделанным ею покупками. Разница между налогом, начисленным с продаж, и «входящим» налогом по покупкам подлежит уплате в бюджет. [8, с. 21-22]

Исчисление и уплата НДС  регламентируется главой 21 НК РФ.

2.2 Роль НДС в налоговой  системе Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость  – наиболее распространенный налог  на товары и услуги в налоговых системах различных стран, в том числе и России. НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства.

Среди количественных показателей, характеризующих эффективность  применения НДС в отечественной  налоговой системе, выделяют следующие:

  • удельный вес налога в объеме всех налоговых поступлений;
  • удельный вес налога в стоимости ВВП;
  • удельный вес недоимок и штрафов в объеме всех налоговых санкций;
  • показатель, характеризующий администрирование налога.

Удельный вес налога в объеме всех налоговых поступлений в государственный бюджет характеризует степень участия конкретного налога в налоговой системе государства. Кроме того, этот показатель также позволяет определить роль соответствующего налога в налоговой системе и степень его участия в перераспределении национального дохода. Как видно из табл. 2.1, НДС – один из основных доходных источников государственного бюджета.

Удельный вес налога в  стоимости ВВП определяет степень  полноты поступлений налогов в бюджет и характеризует эффективность налоговой политики государства с точки зрения фискальных приоритетов этой системы (табл. 2.2). Анализируя данные табл. 2.1 и 2.2, можно сделать вывод, что российской налоговой системе в целом присущ относительно высокий уровень поступлений по НДС в объеме всех поступлений.

Таблица 2.1 – Совокупные объемы поступлений НДС в бюджетную  систему РФ

Показатель

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

НДС всего

6,63

1 069,7

6,3

1 472,2

6,82

1 510,9

5,68

   в том числе НДС на

товары, реализуемые  на территории РФ

4,65

749,1

4,42

1 025,7

4,75

924,2

3,47

  в том числе НДС на

товары, ввозимые на территорию РФ

1,98

320,6

1,89

446,5

2,07

586,7

2,2

ВВП, млрд. руб.

13 304,7

16 966,4

 

21 598

 

26 621,3

 

Таблица 2.2 – Поступления основных налогов в бюджет расширенного Правительства РФ в 2000 – 2006 гг. (в % ВВП)

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Налоговые доходы

35,7

35,7

35,6

34,6

35,3

36,9

36,9

НДС

6,2

7,2

7

6,7

6,3

6,8

5,7

НДФЛ

2,4

2,9

3,3

3,4

3,4

3,3

3,5


Удельный вес недоимок и штрафов в объеме всех налоговых  санкций характеризует степень администрирования отдельно взятого налога. Чем выше этот показатель, тем менее эффективно налоговое регулирование, выражающееся в неустойчивости налогового законодательства, налоговой политики, в противоречивости принимаемых законов, в тяжелом налоговом бремени, в усложнении процедуры взимания и уплаты налога. И, наоборот, чем ниже этот показатель, тем более эффективен механизм налогового регулирования экономики. Одной из причин образования недоимок (штрафов, пеней) в бюджет являются умышленные действия налогоплательщиков, скрывающих доходы и имущество от налогообложения либо искажающих бухгалтерскую и налоговую отчетность. Рассмотрим данные о задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (табл. 2.3).

Таблица 2.3 – Задолженность  по налогам, сборам, пеням и налоговым  санкциям в бюджетную систему  РФ (% ВВП)

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

6,35

5,31

4,82

3,93

5,24

3,48

Из них в  федеральный бюджет

В том числе

4

4,54

4,12

3,3

4,7

3,03

Налог на прибыль

1,25

0,99

0,81

0,54

1,36

0,84

НДС

3,56

2,64

2,23

1,84

2,45

1,44

Платежи за пользование  природными ресурсами

В том числе:

0,35

0,26

0,19

0,16

0,33

0,25

НДПИ

0,01

0,02

0,17

0,14

Остальные федеральные  налоги и сборы

0,85

0,66

0,89

0,76

0,55

0,5

Акцизы

0,35

0,3

0,18

0,18

0,13

0,11


Итак, задолженность по налогам  и сборам в бюджетную систему  в 2000 – 2005 годах постепенно снижалась. Исключением является лишь 2004 год, в  котором был зафиксирован рост доли налоговой задолженности в ВВП. Рост задолженности свидетельствует о наличии уклонения от уплаты налогов и говорит о сложности расчетного механизма изъятия налога.

Показатель администрирования  налога связан с деятельностью налоговых  органов и иных платежей в бюджет. Эффективность деятельности налоговых  органов можно оценить рентабельностью  налогов, под которой понимаемся соотношение затрат на содержание налоговых органов и суммы реальных налоговых поступлений. В связи с этим А.С. Алисенов отмечает, что показатель, характеризующий рентабельность сбора НДС, в 2000 г. составил 0,04%, в 2001 г.– 0,03%, 2002 г. –0,01%, 2003 г. – 0,02%, 2004 г. – 0,02%, 2005 г. – 0,018%. Это говорит о том, что в России наблюдается тенденция снижения уровня расходов на содержание налоговых органов над суммами налоговых доходов, собранных в государственных бюджет. [10]

На основании проведенного анализа эффективности поступлений  НДС в бюджет можно судить о  необходимости совершенствования  порядка применения этого налога, также ситуация требует разработки решения по сокращению действия бюрократических механизмов.

2.3 Акцизы

Акцизы представляют собой  вид косвенного налога, который весьма широко используется в мировой практике. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Также они устанавливаются на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка.

Акцизам присущи специфические  черты, отличающие их от НДС: объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров, перечень которых ограничен лишь несколькими наименованиями. Если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, поскольку плательщиками акцизов в данном случае являются организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для их дальнейшей перепродажи.

Плательщиками акцизов являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. [8, с. 33]

Информация о работе Таможенные пошлины