Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ В РФ
1.1 Общая характеристика таможенных платежей в РФ
1.2 Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей
1.3 Значимость определения таможенной стоимости для исчисления таможенных платежей
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ
2.1 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства
2.2 Анализ эффективности предоставления льгот по уплате таможенных платежей на примере Омской таможни
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей
3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

налоги 2.docx

— 98.50 Кб (Скачать файл)
Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Адвалорные пошлины более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью. Адвалорные ставки используются как в импортном тарифе, так и при обложении вывозными таможенными пошлинами.
Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен.
В мировой таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям указывается и адвалорная, и специфическая ставка пошлины. В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний взимаются или обе пошлины одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможенной пошлины. Ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными.
По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается довольно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на определенные страны[9].
Для определения размера таможенной пошлины немаловажное значение имеет таможенная стоимость товара. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения. Величина таможенной стоимости зависит от компонентов, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, и метода ее определения.[10]
Выбор ставки ввозной таможенной пошлины зависит также от страны происхождения товаров. Сведения о стране происхождения заявляются при декларировании товаров таможенным органам.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины: 1) специальная пошлина; 2) антидемпинговая пошлина; 3) компенсационная пошлина.
Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.
Полномочия по проведению расследования возложены на Минэкономразвития России. Порядок проведения расследования и введения данных видов пошлин определен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[11]. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин.
Антидемпинговая пошлина - применяется при введении меры по противодействию демпинговому импорту.
Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.[12]
При этом в целом ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов. Однако допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе», - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.
Тарифные преференции – это льготы по таможенному тарифу при осуществлении торговых отношений РФ с иностранными государствами – предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система РФ, определяется равным образом как для наименее развитых (с полным освобождением от таможенной пошлины), так и для развивающихся (со снижением ставки пошлины) стран. Преференциями пользуются также страны СНГ, заключившие с РФ Соглашения о свободной торговле.
Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных или глубоко переработанных в таких странах, предоставляются в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины.[13]
Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
1.2 Характеристика  основных факторов, регулирующих систему  исчисления таможенных  платежей
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, когда осуществляется оформление в листах международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 295 ТК РФ), либо когда выставляются требования об уплате таможенных платежей в соответствие со статьей 350 ТК. При выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин производится таможенным органом.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации (ст. 324 ТК).
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ[14] и Налоговым кодексом РФ[15], за исключением случаев, например, ст. 282 ТК при применении единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования. В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком РФ для целей таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 ТК).
Таможенная пошлина определяется как соответствующая таможенной ставке процентная доля таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу (для товаров, оплаченных адвалорными пошлинами):
1. Таможенная  пошлина = таможенная  стоимость товара  х ставка таможенной  пошлины.
Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых по специфической ставке, рассчитывается по формуле:
2. Таможенная  пошлина = количество  единиц товара, подлежащих  налогообложению x специфическая  ставка x курс евро, установленный ЦБ  России (Банком России) на день принятия  таможенной декларации. [16]
Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых комбинированными ставками, рассчитывается следующим образом:
а) в первую очередь рассчитывается адвалорная ставка по формуле (1);
б) во вторую очередь рассчитывается специфическая ставка по формуле (2).
Из двух рассчитанных величин выбирается большая. Она и является величиной, необходимой для уплаты таможенной пошлины.
При помещении товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ). Ставки НДС применяются в зависимости от вида ввозимого товара в соответствии со статьей 164 НК России в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131.[17]
Ввезенные на таможенную территорию РФ подакцизные товары, заявляемые к помещению под таможенный режим выпуска внутреннего потребления, подлежат обложению акцизами. Расчет сумм акцизов в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, осуществляется на основании ставок, установленных статьей 193 НК России, в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 26 ноября 2001 г. № 1127.[18]
Помещение товара под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления предполагает полную уплату всех таможенных платежей. По общему правилу таможенные платежи состоят из ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов за таможенное оформление.
В Приложении № 2 в виде схемы представлены факторы, влияющие на начисление таможенных платежей[19].
Первый фактор, влияющий на уплату таможенных платежей, – определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД.
Должностные лица таможенных органов, осуществляющие классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, контролируют правильность определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации[20] при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также порядок принятия решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Определение кода ТН ВЭД перемещаемого груза возложено на декларанта, и правильность контролируется таможенными органами. Правильное определение кода ТН ВЭД и классификация товара имеет решающее значение при определении ставок, установлении режима, льгот, платежей. Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТНВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации. Кроме того, при определении кода товаров по ТНВЭД полезно применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений).
Второй фактор, влияющий на возможность перемещения товара и уплаты таможенных платежей, – попадает ли товар под нетарифные меры регулирования.
Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности – это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным мерам государственного регулирования.
Нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
1. Введение  временных количественных  ограничений экспорта  или импорта отдельных  товаров, вызванных  необходимостью защиты  национального рынка.
2. Реализация  разрешительного  порядка экспорта  или импорта отдельных  товаров, которые  могут оказать  неблагоприятное  воздействие на  безопасность государства, жизнь или здоровье  граждан, имущество  физических или  юридических лиц, государственное  или муниципальное  имущество, окружающую  среду, жизнь или  здоровье животных  и растений.

Информация о работе Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования