Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Почти половина доходной части Федерального бюджета пополняется за счет таможенных органов (на 2000 год на таможенные органы возлагается 49 % доходной части бюджета). Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
I.Понятие органов дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов Российской Федерации, их цели и задачи как органов дознания…….……………………….5
II.Практическая деятельность таможенных органов как органов дознания:
2-1. Возбуждение уголовного дела…………………………………..8
2-2. Производство неотложных следственных действий………...9
2-3. Участие защитника в работе по уголовному делу при производстве дознания………………………………………...18
2-4. Привлечение таможенными органами лица в качестве обвиняемого и его допрос……………………………………..19
2-5. Окончание процесса дознания и деятельность органа дознания после передачи уголовного дела следователю….2
III. Правоохранительная деятельность отделов дознания таможенных органов России на современном этапе и перспектива ее развития………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………...26
Список использованной литературы и источников………………28

Файлы: 1 файл

3p.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Адвокат не вправе отказываться от принятия на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.©

 

 

 

 

 

 

2-4. Привлечение  органами дознания лица в качестве  обвиняемого и его допрос.

Таможенные органы как  органы дознания правомочны привлекать в качестве обвиняемого лишь по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), так как по этим преступлениям не обязательно проведение предварительного следствия и расследование производится в форме дознания.

По остальным преступлениям, совершенным в сфере таможенного дела, которые предусмотрены в ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ, по которым предварительное следствие является обязательным, процессуальными полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого таможенные органы как органы дознания не обладают и эти функции отнесены к компетенции следователя.

Дознаватель таможенного  органа, располагая достаточными доказательствами по уголовному делу, находящемуся в его производстве, указывающими на определенное лицо как на лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), привлекает его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

Дознаватель привлекает лицо в качестве обвиняемого после  установления события преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, получения фактических данных, свидетельствующих о виновности конкретного лица в совершении указанного преступного деяния, отсутствия обстоятельств, устраняющих его уголовную ответственность.

При наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, дознаватель выносит мотивированное постановление о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. Это постановление утверждается начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим.

В ст. 144 УПК РСФСР предусмотрено, что в постановлении о привлечении  в качестве обвиняемого должны быть указаны:

время и место его  составления; кем составлено постановление;

фамилия, имя, отчество привлекаемого в качестве обвиняемого;

преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с  указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами  дела;

уголовный закон, предусматривающий ответственность за данное преступление. Требуется предельная конкретность изложения в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого фактов противоправных деяний, которые вменяются обвиняемому.

После вынесения вышеуказанного постановления следует процессуальный момент предъявления обвинения.ª

Предъявление обвинения  должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения  постановления о привлечении  в качестве обвиняемого, а в случае привода — в день привода.

Обвинение может быть предъявлено по истечении двух суток в случаях, если не известно место пребывания обвиняемого или он не явился по вызову дознавателя таможенного органа.

Дознаватель, удостоверившись  в личности обвиняемого, объявляет  ему постановление о привлечении  в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявляемого обвинения. Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и дознавателя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.

В случае отказа обвиняемого от подписи дознаватель удостоверяет на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, что обвиняемому текст постановления объявлен.

Дознаватель таможенного  органа при предъявлении обвинения обязан разъяснить обвиняемому его права, о чем делается отметка на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, которая удостоверяется подписью обвиняемого.

Обвиняемый по ст. 194 УК РФ, в отношении которого вынесено дознавателем таможенного органа в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом, постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в уклонении от уплаты таможенных платежей, имеет право на защиту. Он вправе:

знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявленному ему обвинению; представлять доказательства; заявлять ходатайства; обжаловать в суде законность и обоснованность ареста; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направленными в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения и продления срока содержания под стражей, а по окончании дознания или предварительного следствия — со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме; иметь защитника; участвовать при рассмотрении судьей жалоб на применение таможенным органом заключения под стражу и продления срока содержания под стражей; участвовать в судебном разбирательстве в суде первой инстанции; заявлять отводы прокурора и суда; защищать свои и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону.©

Обвиняемый, содержащийся под стражей в качестве меры пресечения, вправе иметь свидания с защитником, родственниками и иными лицами, а также вести с ними переписку.

Статья 150 УПК РСФСР предусматривает порядок допроса обвиняемого. Дознаватель таможенного органа обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения.

Допрос обвиняемого  не может производиться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Обвиняемый допрашивается  в месте производства дознания. Дознаватель вправе, если признает это необходимым, произвести допрос в месте нахождения обвиняемого.

Обвиняемые, вызванные  по одному и тому же делу, допрашиваются порознь, причем Дознаватель принимает меры, чтобы они не могли общаться между собой.

В начале допроса дознаватель  должен спросить обвиняемого, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении, после чего предлагает обвиняемому дать показания по существу обвинения. Дознаватель выслушивает показания обвиняемого, а затем, в случае необходимости, задает обвиняемому вопросы.

О каждом допросе обвиняемого  дознаватель таможенных органов составляет протокол. В нем указываются данные о личности обвиняемого, в том числе — фамилия, имя, отчество, время и место рождения, гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий и должность, местожительство, прежняя судимость, а также другие сведения, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела.

Показания обвиняемого  заносятся в протокол в первом лице и, по возможности, дословно; в  случае необходимости записываются заданные обвиняемому вопросы и его ответы. По окончании допроса протокол предъявляется обвиняемому для прочтения или по его просьбе прочитывается дознавателем. Обвиняемый имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол.

По прочтении протокола  обвиняемый своей подписью удостоверяет правильность записи его показаний.

Перед подписью обвиняемого в протоколе  отмечается, прочитал ли протокол обвиняемый лично или ему он был прочитан дознавателем.

Если протокол написан на нескольких страницах, обвиняемый подписывает каждую страницу отдельно. Все дополнения и поправки в протоколе должны быть удостоверены подписью обвиняемого и дознавателя.

Если допрос обвиняемого  производится с участием переводчика, то протокол допроса должен включать указания на разъяснение переводчику его обязанностей и предупреждение об ответственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверяется подписью переводчика. В протоколе также отмечается факт разъяснения обвиняемому его права на отвод переводчика и поступившее в связи с этим заявление обвиняемого.

Обвиняемый своей подписью в конце протокола подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод протокола соответствует данным им показаниям. Если протокол допроса был переведен на другой язык в письменном виде, то перевод в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны переводчиком и обвиняемым.¨

 

 

 

2-5. Окончание  дознания и деятельность органа  дознания после передачи уголовного  дела следователю.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ, дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю.

Постановление выносится дознавателем и утверждается начальником таможенного  органа (как органом дознания) или  лицом, его замещающим. В постановлении  должны быть кратко изложены обстоятельства дела.

Таможенный орган как  орган дознания не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях.

При передаче дела все  документы и материалы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись.

После передачи дела следователю  таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению  следователя.

Таможенный орган по поручению следователя, в случае приостановления дела в связи  с неизвестностью места нахождения обвиняемого или не установленного лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, производит необходимые розыскные действия.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения (если не имеется законных оснований для приостановления или прекращения дела), знакомит обвиняемого, а в случаях, предусмотренных УПК, — и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела (ст. 199, 201, 202, 203, 204 УПК РСФСР).

После рассмотрения ходатайств обвиняемого и его защитника, если их рассмотрение не привело к прекращению уголовного дела, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.

После подписания дознавателем обвинительного заключения и утверждения его начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим, уголовное дело направляется прокурору.

Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.

Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение.

После утверждения или  составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.§

III.  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛОВ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВА ЕЁ РАЗВИТИЯ.

 

 

Деятельность таможенных органов как органов дознания за период 1996-1998 гг. характеризовалась следующим образом: всего возбуждено 10031 уголовное дело (при этом  с каждым годом этот показатель становится все увеличивается и увеличивается).  Из них по статье 78 УК РСФСР (контрабанда) и 188  УК РФ (контрабанда) – около 22 процентов от всех дел на сумму более 55 миллиардов рублей.

Значительное число  преступлений и правонарушений в  сфере таможенного дела  приносят  физические лица при перемещении  автомобилей как при въезде,  так и при выезде  из  страны. Соответственно по 14881  уголовным делами по делам о нарушении таможенных правил  (за 1998 год) изъято 2710 общей стоимостью автомобилей почти на 18 миллиардов рублей.

Традиционно высоки  показатели  незаконно  перемещаемых  валютных ценностей. По 4375 таможенным правонарушениям и преступлениям изъято валютных  ценностей на общую сумму 53,345 миллиарда рублей.

Несмотря на превалирование экспорта над импортом количественные и качественные показатели  таможенных  преступлений при импорте значительно превышают соответствующие показатели при экспортных  операциях, что объясняется, в частности либерализацией экспорта при одновременном ужесточении мер регулирования импорта.

 Основные позиции   по  импорту (выпуск для свободного  обращения) занимают продукты питания,  алкогольная продукция и автомобили. К этой группе товаров относится основное количество правонарушений и преступлений. По суммам предъявленных штрафных санкций (69 млрд. руб.)  и  конфискованным товарам  (25 млрд. руб.) первое место занимает алкогольная продукция.

За 9  месяцев 1999 года таможенными  органами Российской Федерации в  ходе контроля лиц,  транспортных средств  и грузов,  следующих  через  таможенную границу,  было обнаружено и задержано в 510 случаях 5213 кг наркотиков, 1,8 млн.  ампул и таблеток сильнодействующих  психотропных веществ, 200  кг  химических продуктов,  служащим основным сырьем нелегального производства наркотиков. За аналогичный период 1995 года было задержано в 205 случаях 1440,85 кг наркотиков,  что свидетельствует об увеличении числа задержаний в этом году в 2,5 раза и общего количества задержанных наркотиков в 3,6 раза.§

Информация о работе Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания