Таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века, история ее развития и совершенствования.
Основной задачей данной работы является выяснение этапов развития таможенной системы СССР с послевоенного периода и до коренной перестройки структуры таможенных органов во второй половине 80-х годов, либерализация внешней торговли и внедрение элементов рыночной экономики.

Содержание работы

1) Введение………………………………………………………..........3
2) Таможенная система СССР в послевоенный
период и в 60-х годах………………………………………….........4
3) Совет экономической взаимопомощи.
Внешнеэкономические связи СССР..................................................8
4) Интеграция таможенных служб стран
Совета Экономической Взаимопомощи...........................................9
5) Преобразования таможенной системы
СССР в 80-х годах................................................................................13
6) Заключение...........................................................................................17
7) Список источников и литературы......................................................18

Файлы: 1 файл

таможка ККР1.docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

 

Контрольно-курсовая работа

«ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

В 60-80-х ГОДАХ ХХ ВЕКА»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………..........3
  2. Таможенная система СССР в послевоенный

период и в 60-х годах………………………………………….........4

  1. Совет экономической взаимопомощи.

 Внешнеэкономические  связи СССР..................................................8

  1. Интеграция таможенных служб стран

 Совета Экономической  Взаимопомощи...........................................9

  1. Преобразования таможенной системы

СССР в 80-х годах................................................................................13

  1. Заключение...........................................................................................17
  2. Список источников и литературы......................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие таможенного дела СССР  и его приоритетов тесно связано с расширением политических и внешнеэкономических связей страны. Особый интерес представляет собой изучение эволюции таможенного дела как института обеспечения экономической безопасности государства и как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности.

В данной работе рассматривается  таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века, история ее развития и совершенствования.

Основной задачей данной работы является выяснение этапов развития таможенной системы СССР с послевоенного периода и до коренной перестройки структуры таможенных органов во второй половине 80-х годов, либерализация внешней торговли и внедрение элементов рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД  И В 60-х ГОДАХ.

После окончания Второй мировой  войны  основной задаче Главного таможенного управления СССР налаживание работы таможен. В первые послевоенные годы обстановка на границе была сложной, характеризовалась неустроенностью таможен и таможенных постов, таможенная система переживала трудности с кадрами, их обеспечением. Поэтому в первую очередь было обращено внимание на укрепление кадров, а учитывая острую проблему питания, для таможенников выделялись специальные пайки. Для проверки работы таможен при ГТУ была создана специальная ревизионная группа.

В послевоенный период было издано множество документов, относящихся  к таможенным операциям. А в 1963 году был издан двухтомный сборник  нормативных документов для таможенных учреждений, который состоял из 13 разделов.

1.    Организационные  вопросы. В этот раздел включены: Положение о таможнях и таможенных  постах, утвержденное Главным таможенным управлением 11 октября 1962 г.; документы, регламентирующие оперативную работу.

2.   Таможенный контроль  за грузами. В данном разделе  помещены документы, определяющие правила пропуска грузов, правила осуществления таможенного контроля пушно-меховых товаров, правила пропуска через государственную границу СССР грузов, следующих не по заказам всесоюзных внешнеторговых объединений; Инструкция таможенным учреждениям по выполнению контрольно-инспекторских функций (приказ МВТ от 11 сентября 1953 г. № 73) и др.

3.    Таможенный контроль  в морских портах.

4.   Таможенный контроль  на железнодорожных станциях.

5.   Таможенный контроль  в аэропортах.

6.  Таможенный контроль  в речных портах и на шоссейных  дорогах.

7.   Таможенный контроль  за предметами валюты и валютными  ценностями, перевозимыми отдельными лицами.

8.   Таможенный контроль  за грузами и предметами дипломатических  представительств и дипломатов, а также дипломатической почтой.

9.  Таможенный контроль  за международными почтовыми  отправлениями.

10.     Ответственность    за    нарушение    таможенных    правил    и    за контрабанду.

И. Таможенные сборы.

12.   Международные соглашения  по таможенным вопросам.

13.   Учет и ответственность.1

В 60-х годах ХХ века правовое регулирование таможенных отношений  осуществлялось в соответствии с новым Таможенным кодексом СССР, который был принят в 1964 году. Положениями Таможенного Кодекса предусматривались 3 главные задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Общие положения кодекса и его отдельные разделы свидетельствуют о принципе централизации таможенного дела в СССР на основе передачи прав в этой сфере союзных республик центральной власти. Таможенная система СССР состояла из центральных таможенных органов и местных таможенных учреждений. В кодексе были четко определены порядок подчиненности, отчетности таможенных учреждений, их функции, взаимодействие таможенников с пограничными войсками. Таможенные органы выступали от имени государства и были наделены государственными знаками и символами (флагом таможенных учреждений, эмблемой).  

Основные виды таможенных операций, предусмотренные Кодексом, определялись в зависимости от способа перевозки пассажиров, условий и требований, которые предъявляются к пропуску груза. На таможенные органы возлагалась ответственность за непосредственную борьбу с контрабандой, в Таможенном кодексе Контрабанда квалифицировалась как незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, ценностей и других предметов).

В 50-е годы было усовершенствовано  тарифное законодательство. Свод таможенных тарифов состоял из следующих разделов: общий таможенный тариф по привозной торговле; общий таможенный тариф по вывозной торговле; привозной тариф для стран Востока; тариф для товаров афганского происхождения; дифференцированный таможенный тариф для товаров, привозимых через Мурманский порт; конвенционные ставки таможенных пошлин на некоторые товары, специально оговоренные в торговых соглашениях с иностранными государствами. Тарифные ставки, изложенные в дополнительных документах, учитывались при осуществлении таможенных операций и способствовали совершенствованию таможенного контроля.2

Постановлением Совета Министров  СССР от 28 июля 1961 г. № 671 был утвержден  новый Таможенный тариф СССР. Он вводился в действие с 1 октября 1961 г. В нем учитывались изменения, происшедшие в послевоенный период в мировой торговле, а также новые взаимоотношения между странами — участниками Совета Экономической Взаимопомощи. В этой связи минимальные ставки пошлин, предусмотренные в тарифе, применялись к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного обложения, максимальные ставки пошлин — к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют.3

В период действия данного Таможенного кодекса совершенствовалась таможенно-тарифная политика, работа таможенных органов была направлена на безусловное выполнение положений Кодекса.

Принятые меры помогли  укрепить таможенную систему и подготовить  ее к выполнению задач в условиях создания Совета Экономической Взаимопомощи. Однако, практика проведения таможенных операций показала, что таможенный тариф не является инструментом таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Практика таможенного дела в 6о-х годах постоянно требовала пересмотра многих положений с учетом изменений, происходящих в экономике и внешнеэкономических связях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СССР.

Расширение экономической  интеграции в рамках Совета Экономической  Взаимопомощи (СЭВ), дискриминационные  меры по отношению к СССР, а также  идеологический фактор  в большей  степени повлияли на объем и характер внешнеэкономических связей СССР.

ФРГ, США и другие капиталистические  страны поддерживали тенденцию дискриминации  в торговле во взаимоотношениях с  СССР и другими социалистическими  странами. Торговым отношениям СССР с  США препятствовали списки товаров, запрещенных для торговли с СССР и другими социалистическими  странами.

В рамках же социалистической системы внешнеэкономические связи стран содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны.   Это способствовало международному разделению труда и кооперированию родственных отраслей производства стран СЭВ.

Однако,  слабое вхождение  в мировой рынок, торговая дискриминация  и недостаточное использование  научного и производственного потенциалов  оказывали негативное влияние на работу Совета Экономической Взаимопомощи. Также из-за низкой технической оснащенности и устаревшей техники многие товары на мировом рынке были неконкурентоспособными.

Наиболее приоритетным считалось расширение внешней торговли с развивающимися странами, особенностью которой являлись долгосрочные кредиты, на основе которых она осуществлялась. СССР и другие страны-участники СЭВ не смогли увеличить внешнеторговый оборот из-за дискриминационной политики со стороны капиталистических стран и недостатков торговли с развивающимися странами.

 

 

  1. ИНТЕГРАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ СТРАН  СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.

В начале 50-х годов были установлены контакты между таможенными  органами стран социалистического  содружества и СССР. Они осуществлялись на основе двухсторонних встреч и  переговоров. А уже к началу 60-х  годов в государствах-членах  Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) была сформирована система таможенных органов, которая учитывала международное  разделение труда и валютное обращение  в рамках социалистического сотрудничества.

В начале 60-х годов таможенное законодательство получило свое развитие в совместных документах стран — участников СЭВ в Соглашении о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, объявленном письмом Главного таможенного управления от 18 июля 1962 г. № 016-1/208 р.

Соглашение, состоящее из 18 статей и преамбулы, было подписано 5 июля 1962 г. в Берлине представителями стран СЭВ и было ратифицировано Президиумом Верховного Совета СССР 30 января 1963 г, а также соответствующими органами стран социалистического содружества.

Соглашением предусматривалась совместная деятельность таможенных и других контрольных органов на территории соседнего государства, односторонний таможенный досмотр грузов багажа и почтовых отправлений; информация друг друга по вопросам нарушений действующих таможенных и валютных правил, сообщение данных, которые могут способствовать раскрытию нарушений и борьбе с ними.

К транспортным средствам, грузам, багажу, почтовым отправлениям, валюте, другим платежным средствам и  валютным ценностям, ввезенным с  территории одного государства —  участника Соглашения, должны применяться законы и правила того государства, на территории которого указанные предметы находятся. Предметы, незаконно ввезенные с территории одного государства на территорию другого, должны передаваться по запросу государству, которому они принадлежат.

Таможенные органы, согласно Соглашению, в своей работе должны тесно взаимодействовать, организовывать систематическое ознакомление работников таможенного аппарата с законами и служебными предписаниями по таможенным вопросам, обмениваться текстами действующих законов и служебных предписаний по таможенным вопросам, а также бланками таможенных документов, применяемых в грузовом и пассажирском сообщении и в почтовом обмене.

Предусматривалось, что для осуществления целей и принципов, содержащихся в соглашении, компетентные органы могут заключать между собой соглашения по специальным вопросам.

На основании Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам были заключены многосторонние и двусторонние договоры между странами — участниками СЭВ. Среди них следующие многосторонние договоры: 24 июня 1965 г. в Берлине — Соглашение об упрощении и унификации таможенного оформления ярмарочных и выставочных грузов; 13 августа 1968 г. в Улан-Баторе — Протокол по изменению и дополнению указанного соглашения; 25 октября 1965 г. в Будапеште — Соглашение о таможенном оформлении временно ввозимых и вывозимых автотранспортных средств; 18 ноября 1965 г. в Праге — Соглашение о таможенном оформлении международных перевозок, осуществляемых автомобильным грузовым транспортом; 18 апреля 1967 г. в Софии — Соглашение о таможенных льготах для граждан одной страны, которые работают или учатся в другой стране; 9 июня 1967 г. в Берлине — Соглашение об одностороннем таможенном досмотре внешнеторговых грузов; 12 апреля 1968 г. в Праге — соглашения «Об унификации норм в пассажирском сообщении» и «О таможенных льготах для персонала транспортных средств, пересекающих границу, и лиц, исполняющих служебные обязанности в пограничных районах».

Информация о работе Таможенно-тарифная политика СССР в 60 – 80-х годах ХХ века