Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

За последние пятнадцать лет российская нефтяная промышленность претерпела масштабную трансформацию, которая снова вывела Россию в число крупнейших производителей нефти. Россия является вторым по величине (после Саудовской Аравии) экспортером нефти в мире и обеспечивает 12% мировой торговли нефтью.
Сегодня сложно представить время, когда роль нефти в международных отношениях, ее влияние на экономику и политику не становились одной из центральных тем в средствах массовой информации, особенно в нашей стране. Однако возникла нефтяная индустрия в России сравнительно недавно, лишь во второй половине XIX века: в 1846 году на Каспии, близ Баку, в те времена являвшегося частью Российской империи, была пробурена первая в мире нефтяная скважина.

Файлы: 1 файл

курсовая Михайловской.docx

— 207.63 Кб (Скачать файл)

С целью поддержания сложных нефтедобывающих проектов предполагается сохранить  в  перспективе  практику  дифференциации  таможенно-тарифного режима  для  нефти,  добываемой  на  месторождениях,  характеризующиеся сложными  геолого-экономическими  и  природно-климатическими  условиями.

В  части  регулирования  экспорта  нефтепродуктов  в  среднесрочной перспективе останутся неизменными параметры ранее введенного таможенно-тарифного режима «60-66», в частности, для мазута будет установлена ставка вывозной пошлины на уровне сырой нефти с 2015 года при сохранении единой пошлины на прочие нефтепродукты (за исключением бензинов) на уровне 66% от пошлины на нефть.

В отношении ставок пошлины для бензинов в среднесрочной перспективе (после 2015  года)  будет  рассмотрена  целесообразность  принятия  решения (дифференцированно на товарные бензины) о снижении до уровня менее 90% от пошлины на нефть, но не ниже уровня пошлин на «светлые» нефтепродукты.

В краткосрочной перспективе в целях восполнения возможного дефицита бензинов  будет  рассмотрена  целесообразность  повышения  ставок  вывозных таможенных пошлин на октаноповышающие добавки. В  течение  2013-2014  годов  на  постоянной  основе   проводится мониторинг  производства,  экспорта  и  потребления  нефтяного  кокса  для подготовки предложений  по  оптимизации  таможенно-тарифного  режима  в отношении экспорта некальцинированного нефтяного кокса в случае наличия дисбаланса на внутреннем рынке. К 2015-2016 годам в отношении экспорта сжиженных углеводородных газов по  мере  реализации  проектов  нефтехимических  предприятий  по  запуску пиролизных мощностей и в целях обеспечения преимущественной поставки сырья на внутренний рынок планируется пересмотреть механизм и уровень ставки вывозной пошлины. Конкретные параметры изменений будут определены с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.21 Одним  из  направлений  работы  станет  углубление  сотрудничества  с партнерами по Таможенному союзу в области урегулирования вопросов по поставке нефти и нефтепродуктов. С учетом Соглашения Таможенного союза о порядке  организации,  управления,  функционирования  и  развития  общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской  Федерации от 9  декабря  2010  г. планируется  оптимизировать соответствующие механизмы  двусторонних  отношений.  Указанная  работа будет касаться продления срока действия Соглашения между Правительством Республики  Беларусь  и  Правительством  Российской  Федерации  «Об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза» от 9 декабря 2010 г., а также уточнения положений  Соглашения  между  Правительством  Российской  Федерации  и Правительством   Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан. При экспорте углеводородов в СНГ, включая Киргизию и Таджикистан, планируется предоставлять беспошлинный режим вывоза российской нефти и нефтепродуктов при  гарантиях  соблюдения  и  фактическом  обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении реэкспорта российских  товаров.

В  краткосрочной  перспективе ожидается подписание двусторонних  соглашений о  сотрудничестве  в  сфере поставки нефти    и    нефтепродуктов, предусматривающих  беспошлинный режим по ставок в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка указанных государств.

 

3.3. Развитие сервисного сектора как мера повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности России на Евроазиатском рынке

 

Обычно когда говорят о нефтяном секторе, прежде всего, подразумевают добычу и переработку нефти, а также реализацию нефтепродуктов. Но для того, чтобы данный отраслевой комплекс был конкурентоспособным, необходим эффективный сервисный сектор, который оказывает широкий спектр услуг – от проведения геологоразведки до производства оборудования. При этом именно в нефтесервисе лежат предпосылки и возможности решения многих проблем добычи, повышения ее эффективности как с позиций отдельных компаний, так и с точки зрения государства. Поэтому не случайно, что в настоящее время проблемы нефтесервиса активно обсуждаются на самом высоком уровне: в Совете безопасности России, Государственной Думе.

Сервисные услуги в нефтяном секторе (нефтесервис) включают целый ряд направлений деятельности: бурение скважин (прежде всего эксплуатационных и разведочных); текущий и капитальный ремонт скважин; сейсмические исследования и геофизические работы; строительство инфраструктуры; применение методов повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи; услуги технологического и общего транспорта; производство, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования. Следует отметить, что в структуре услуг нефтесервиса в России основное место занимает эксплуатационное бурение, а также капитальный и текущий ремонт скважин.

В настоящее время общий объем рынка нефтесервиса в России оценивается на уровне 15–20 млрд долл. с тенденцией к росту в силу целого ряда объективных причин, связанных в том числе с необходимостью освоения новых нефтегазовых провинций, истощением ресурсной базы в «зрелых» районах. При этом в настоящее время бурение скважин например в Восточной Сибири обходится в 3–5 раз дороже, чем в Западной Сибири.

Усиление роли сервисного сектора связано также с тем, что мировой нефтяной бизнес движется в таком направлении, когда роль нефтегазовых компаний стала сводиться к получению лицензий на право пользования недрами, обеспечению финансирования и организации производственных процессов. При этом основную часть работ по разведке, освоению и разработке месторождений выполняют сторонние сервисные компании. Эта трансформация обусловлена в том числе и возрастанием технологической сложности добычи нефти и газа.

При работе в условиях риска и высокой конкуренции нефтяные компании не могут позволить себе иметь высококвалифицированный персонал и наукоемкое оборудование, предназначенное для выполнения высокотехнологичных работ, особенно когда потребности в них не постоянны. Таким образом, использование услуг сервисных компаний позволяет нефтяным компаниям перенести риски недоиспользования персонала и специализированного оборудования на данные компании. Такой подход позволяет сервисным компаниям сконцентрироваться на выполнении отдельных (часто наиболее сложных) технологических операций и в полной мере использовать имеющийся персонал и собственные технические решения, инновации в организации и технологиях. Результаты такой специализации проявляются в сокращении издержек для производителей (сервиса) и для потребителей услуг – нефтедобывающих компаний.

В современных условиях разработка и использование многих новых технологий в добыче углеводородного сырья происходит либо по инициативе, либо с участием сервисных компаний. Интеллектуальный, наукоемкий сервис, даже при более высокой стоимости позволяет значительно снизить как издержки прироста единицы запасов, так и себестоимость добываемой продукции. Например, благодаря современным технологиям, использованию точной информации о свойствах и структуре залежей, вместо трех скважин бурится одна, но она обеспечивает более высокую производительность и, соответственно, рентабельность добычи. Роль таких технологий очень высока, поскольку стоимость бурения составляет около половины от общего объема капиталовложений в нефтедобычу. В рамках сервисного сектора создаются предпосылки для более быстрого применения новых технических решений и инноваций, увеличивается спрос на высококвалифицированные кадры.

Развитие сервисного сектора принципиально важно также в силу следующих обстоятельств:

  • устойчивое функционирование нефтяного комплекса при приемлемом для добывающих компаний уровне рентабельности и при рациональном с позиций общества использовании ресурсов недр может быть обеспечено только в условиях эффективного развития всех видов нефтесервиса – от геологоразведки до производства оборудования;
  • сокращение удельных издержек на разведку и добычу (во многом именно на это направлена деятельность нефтесервиса) фактически ведет к приросту ресурсной базы добычи углеводородов. Это связано с тем, что возникают предпосылки, во-первых, для продления добычи на «старых» объектах (что также определяет значительные положительные социальные эффекты, прежде всего на региональном уровне); во-вторых, для вовлечения в хозяйственный оборот новых участков недр (субрентабельных и трудноизвлекаемых запасов) и новых провинций;
  • сокращение издержек на добычу (при прочих равных условиях) ведет к росту прибыли и, соответственно, налога на прибыль, направляемого в бюджеты (при этом большая часть этого налога направляется в региональные бюджеты). Приросту налоговой базы способствует и увеличение ресурсной базы для добычи углеводородов вследствие расширения круга рентабельных объектов;
  • нефтесервис обеспечивает условия для формирования и эффективного развития малых и средних нефтедобывающих компаний. Такие компании обычно разрабатывают сложные объекты и могут быть конкурентоспособными только при наличии развитого, конкурентного рынка в нефтесервисе.

Необходимо формирование и поддержание спроса на услуги (прежде всего высокотехнологичные, наукоемкие). К таким мерам следует отнести формирование и развитие механизмов технического регулирования. Данные механизмы вместе с развитием системы мониторинга и контроля геологоразведки и разработки месторождений будут косвенно стимулировать повышение качества предоставляемых услуг, развитие технологической базы нефтесервисных предприятий. Вплоть до настоящего времени государству не удалось организовать современную и эффективную систему контроля за разработкой месторождений нефти и газа, а также системы стимулирования дополнительной добычи из трудноизвлекаемых запасов (которых в России более 50%). Такое положение дел приводит к тому, что спрос на новые технологии и оборудование явно ниже уровня, который требуется для рационального освоения недр с позиций их собственника – государства.

Для стимулирования спроса на услуги также важным представляется формирование реальной конкурентной среды в нефтедобыче, которая бы стимулировала компании к сокращению издержек. Существующий в настоящее время в России фактически олигопольный рынок далеко не в полной мере способствует сокращению издержек.

Пожалуй, одной из сфер, где государству удалось сделать реальные шаги, направленные в том числе на рост спроса на нефтесервисные услуги, является стимулирование освоения новых нефтегазовых провинций. Здесь следует отметить, например, меры по налоговому стимулированию добычи нефти в новых районах, прежде всего в Восточной Сибири. Также представляется необходимым стимулирование ввода в эксплуатацию простаивающих скважин, освоение мелких малорентабельных объектов. Это будет способствовать воспроизведению и упрочению производственной связки «малые добывающие компании – независимые сервисные компании», что принципиально важно для создания полноценного рынка в нефтяной промышленности России.

Также необходимы меры по повышению инвестиционной привлекательности сервисного сектора, т. е. необходимы стимулирующие меры с учетом особенностей функционирования предприятий данного сектора экономики (как с точки зрения производственного процесса, так и современного состояния нефтесервиса в России). Например, важное значение для развития наукоемкого сервиса должно играть льготное налогообложение НИОКР.

В связи с рядом опасений относительно неоднозначного влияния деятельности международных сервисных компаний, роль государства видится также в создании условий для трансфера новых наукоемких технологий российским компаниям, стимулировании развития отечественных сервисных компаний, в мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса.

Необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство в части размещения госзаказа на геолого-геофизические и буровые работы. Существующий порядок не учитывает вероятностную природу ожидаемого результата, специфику планирования этих работ и длительность периода их исполнения, необходимость регулярной корректировки видов и объемов работ в зависимости от получаемых результатов. В результате этого государство заказывает не новые открытия, не дополнительный прирост запасов, а объемы и виды работ, являющиеся средством достижения цели.

Сервисный сектор играет и важную социальную роль. Оказываемые услуги – это налоги, дополнительные рабочие места (причем часто высокооплачиваемые), дополнительные заказы на оборудование для бурения и добычи у машиностроителей. Поэтому развитие конкурентоспособного сервисного сектора должно быть сферой пристального внимания и региональных органов власти. Тем более что применительно к сервису (в отличие от нефтедобычи) они обладают вполне адекватным набором инструментов, способных существенно повлиять на ситуацию на региональных рынках.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

Нефтяная отрасль тесно связана со всей промышленностью страны. На её развитие расходуется более 20% денежных средств, приходится 20% основных фондов и 25% стоимости промышленной продукции России. Она использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Отрасль даёт не менее 30% валютных поступлений в Россию, позволяет иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.

Велика роль нефти и в политике. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Информация о работе Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации