Таможенное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция

Описание работы

Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

1) в первую очередь производится перечисление в федеральный бюджет сумм таможенных пошлин, налогов;

2) во вторую очередь производится возмещение расходов на перевозку (транспортировку), хранение и реализацию товаров.

Распоряжение драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, культурными ценностями, товарами, подлежащими маркировке, и иными товарами, оборот которых ограничен на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст.434 ТК РФ).

 

13. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу

 

Контролируемая поставка осуществляется в соответствии с гл. 42 ТК РФ. Так, в соответствии со ст. 435 ТК РФ контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.

При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.

Задачами контролируемой поставки являются:

1) установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;

2) установление отправителей и получателей;

3) установление с использованием контролируемых предметов лиц, совершивших или совершающих преступление;

4) обеспечение доказательств преступной деятельности.

Осуществлять перемещение контролируемых предметов могут как лица, осведомленные о противоправном характере перемещения контролируемых предметов и осознанно совершающих это деяние, так и лица, не знающие о противоправном характере перемещения и используемые преступниками «в темную».

Контролируемые поставки проводят путем:

1) наблюдения за грузовыми перевозками;

2) слежения за почтовыми отправлениями, в том числе и на подставные адреса, а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.

В режиме контролируемой поставки через таможенную границу Российской Федерации могут перемещаться:

1) предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (например, наркотические средства и психотропные вещества и т. д.);

2) предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;

3) орудия или средства совершения преступления (документы, оружие, деньги и т. д.).

В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством РФ. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством РФ (ст.436 ТК РФ).

В зависимости от выбранной тактики различают обычные и «чистые» контролируемые поставки. Обычная контролируемая поставка характеризуется прежде всего тем, что контролируемые предметы могут не изыматься до завершения операции. Возможны организация и проведение «чистых» контролируемых поставок, в ходе которых в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета (культурные ценности и т. п.) или по соображениям безопасности (наркотики, оружие и т. п.) на первоначальном этапе операции производят его полное или частичное изъятие с подменой на муляж.

 

14. Служба в таможенных органах. Понятие должностных лиц таможенных органов

 

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) (далее – Закон о службе в таможенных органах)служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока (ст.7 Закона о службе в таможенных органах).

Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает.

Сотрудник таможенного органа имеет право:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности и т. д. (ст.16 Закона о службе в таможенных органах).

Сотрудник таможенного органа обязан:

1) обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций и т. д. (ст.17 Закона о службе в таможенных органах).

Сотрудники таможенных органов после прохождения соответствующей подготовки при исполнении должностных обязанностей имеют право на ношение оружия, специальных средств.

Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы по следующим основаниям:

1) по собственному желанию до истечения срока контракта;

2) по достижении предельного возраста;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом в другой государственный орган (п.2 ст.48 Закона о службе в таможенных органах).

 

15. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

 

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность (ст. 45 ТК РФ).

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд (ст. 46 ТК РФ).

Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах и применяется в случае обжалования любых решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу (п.1 ст.55 ТК РФ).

В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев (ст. 48 ТК РФ):

1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:

1) признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично (п.2 ст.56 ТК РФ).

В упрощенном порядке (ст.57 ТК РФ) могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей, и (или) одного транспортного средства.

Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста – к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.

Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно (п.3 ст.57 ТК РФ).

 

16. Понятие таможенного оформления

 

ТК РФ не раскрывает понятия таможенного оформления, однако анализ его положений позволяет прийти к выводу, что под таможенным оформлением понимается совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей.

Таможенное оформление – это действия должностных лиц таможенных органов, направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования.

В ходе таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств лицами совершаются отдельные операции, которые именуются таможенными.

Согласно п.20 ст.11 ТК РФ таможенные операции – это отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

На практике институты таможенного оформления и таможенного контроля тесно связаны и не существуют друг без друга. Подача необходимых документов в таможенный орган обязательно влечет их проверку, а также досмотр товаров и транспортных средств.

В соответствии с п. 21 ст. 11 ТК РФ совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, называется таможенной процедурой.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенное оформление осуществляется на основе принципа законности, в соответствии которым данный процесс производится в порядке, определяемом ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации. Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными законодательством необходимыми для его обеспечения. Должностные лица таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы ни было противодействие реализации ими своих функций. Такое право может стать обязанностью лишь по требованию должностных лиц таможенных органов. Таможенное оформление производится в соответствии с принципом оперативности. Согласно ч. 1 ст. 152 ТК РФ, таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее 3 рабочих дней со дня принятия необходимых документов и предъявления товаров.

Информация о работе Таможенное право