Таможенно- тарифное регулирование и таможенная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить сущность и функции таможенных органов
2. Рассмотреть систему таможенно-тарифного регулирования
3. Классификацию таможенных пошлин
4. Определение таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Содержание работы

Введение

1.Определение и сущность таможенных органов РФ.
2.Функции таможенных органов РФ
3.Управление таможенных органов РФ
4.Таможенно-тарифные пошлины
5.Классификация таможенных пошлин
6.Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах
7. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

там статистика.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

Отдел по связям со средствами массовой информацией и общественностью

Управление делами

 

4.Таможенно-тарифные пошлины

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или  экспорта. При анализе пошлин с  помощью неоклассической концепции  будем исходить из следующих положений:

1. Пошлина (налог) взимается  с товара, пересекающего национальную  границу.

2. Вкусы, доходы и привычки  потребителей не меняются.

3. Не учитываются технологические  нововведения.

4. Не принимаются во  внимание тарифы на сырье, используемое  для производства товара.

5. Не учитываются транспортные  расходы.

Построим график,полагая, что иностранный поставщик готов поставлять любые количества товара по данной цене, т. е. полностью удовлетворить потребности данной страны.

На рис. 1 линия DDi обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от изменения цены; линия SSi показывает количество производимых национальной промышленностью товаров, изменяющихся в зависимости от изменения цен. При цене Р1 из общего количества потребляемого товара Q0Q4 на долю местного производителя будет приходиться величина Q0Q1, в то время как на долю иностранного поставщика придется величина Q1Q4. Введем дополнительный импортный налог Т1, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной О3Q4; в то же время национальные производители увеличат объем производства на величину Q1Q2; потери для иностранных поставщиков будут равны сумме отрезков Q1Q2 и Q3Q4. Площадь прямоугольника Р1Р2Q0Q4 будет определять величину потерь или дополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общим увеличением цен продаваемых товаров. Эта сумма включает дополнительные прибыли, полученные национальными производителями (четырехугольник «а»), и потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства (треугольник «b»). Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей, а прямоугольник «с» -- величину выигрыша лиц, получающих средства, собранные налогами. Большинство современных экономистов исходят из того, что материальные преимущества от следования принципу свободной торговли, несомненно, больше, нежели потери национальной экономики. Протекционизм снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности производства. Кроме того, если он используется в течение десятилетия (например, в Латинской Америке в 1960--1970 гг. ), то он блокирует доступ к новым и новейшим технологиям. Это вредно для рынка, характеризуемого как совершенной (наличие множества производителей и потребителей), так и несовершенной (наличие одной или нескольких монополий) конкуренцией. В условиях монопольного производства производитель получает сверхприбыль. При импорте свободная конкуренция сокращает величину сверхприбыли. В теоретическом плане экономисты классической школы допускают возможность наличия ряда оговорок к идее «свободной торговли». Наиболее распространенной является возможность установления «оптимального» таможенного тарифа. Суть ее сводится к следующему: если страна достаточно велика, то она в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товары за счет сокращения спроса на них. В этом случае она может ввести таможенный тариф с целью улучшения «условий торговли», т. е. заставить иностранных поставщиков снизить цены. Такая ситуация свойственна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы в нескольких местах. Поставщик после введения дополнительного налога (импортной пошлины), опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога. Такое явление называется «парадоксом Мецлера».

  На графике линия WWs обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения таможенного тарифа; линия WWsn - тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину РР3, превышающую величину тарифа Т; линия WWsn+Tпредложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры q1, q2, q3 показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия DDi--потребность в импортном товаре, изменяющаяся в зависимости от цены.

Как видно из графика, при  снижении цен объем расходов потребителей в связке с общим увеличением  поставок с q1 до q2 будет определяться площадью прямоугольника P2D2q2O вместо величины, равной площади P3D1q1O, а выгода для  потребителей составит сумму четырехугольника «а» и треугольников «b» и  «с».

Обязательным условием, при  котором экспортеры оказываются  готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей  стране или странах, вводящих новые  таможенные пошлины. В качестве примера  возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки какао из Ганы в I960 г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х годов в Великобританию.

Вступление Великобритании -- основного потребителя новозеландского масла -- в «Общий рынок» и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цены даже за счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка.

 

5.Классификация таможенных пошлин

Прежде чем приступить непосредственно к классификации  таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяется протекционистская  и фискальная функции. Протекционистская  функция связана с защитой  национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает стоимость последних  при их реализации на внутреннем рынке  страны-импортера и тем самым  повышает конкурентноспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Балансировочная функция - относится  к экспортным пошлинам, установленным  с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров,

внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Итак, таможенные пошлины делятся на:

1. По объекту обложения:

Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

Экспортные - пошлины, которые  накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО  применяются крайне редко, обычно в  случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных  цен мирового рынка на отдельные  товары и имеют целью сократить  экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

По способу  взимания:

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т. ). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран  в зависимости от содержащихся в  тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и  специфической пошлиной носит чисто  технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торговополитические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

Комбинированные - сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т. ).

По характеру:

Сезонные - применяются для  оперативного регулирования международной  торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров или  препятствует расширению национального  производства. Для принятия решения  о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей  и характера демпинга, который  может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного  демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько  частей. Выделяя один внутренний сегмент  рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д. ), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов.

6.Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах

Таможенные тарифы промышленно  развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными  по уровню пошлинами в зависимости  от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие  пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего  благоприятствования. Под режимом  наибольшего благоприятствования (или  правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных  торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу  всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др. ), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие  пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства  договорились в многостороннем порядке  и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), которое в течение  всего послевоенного периода  регулировало и до настоящего времени  регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

По способу  взимания различают следующие пошлины:

адвалорные, определяемые в  процентах от цены товара;

специфические, исчисляемые  со штуки, объема или веса;

комбинированные, включающие оба способа установления величины пошлины;

сезонные, которые взимаются  в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

фискальные, призванные увеличить  доходы государственного бюджета; 

протекционистские, которые  используются в целях защиты некоторых  отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

преференциальные ввозные  пошлины для некоторых товаров  из определенных стран;

льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью  поощрения импорта каких-либо товаров;

уравнительные, т. е. дополняющие  основные ввозные пошлины с целью  выравнивания цен импортных товаров  с ценами на товары национального  производства;

компенсационные, которые  используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные  субсидии при их производстве или  экспорте страной-экспортером;

антидемпинговые, которые  применяются для противодействия  импорту из тех стран, чье правительство  предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно  развитых государств содержат также  колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров  из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров  развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций. В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Информация о работе Таможенно- тарифное регулирование и таможенная политика