Таможенная стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы выступает анализ таможенно-тарифного регулирования, исходя из которой решаются следующие задачи:
• изучить таможенно-тарифное регулирование;
• раскрыть проблемы;
• выявить новые тенденции таможенного сотрудничества на многостороннем уровне.

Содержание работы

Введение 3
1. Таможенно-тарифное регулирование 3
2. Проблемные вопросы единого таможенно-тарифного регулирования 3
3. Практика применения Единого таможенного тарифа ...3
4. Оценка эффективности применения единого таможенного тарифа в таможенном союзе ЕВРАЗЭС 3
5. Перспективы развития в таможенных органах государств-членов Таможенного союза 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

Таможенная стоимость.docx

— 66.90 Кб (Скачать файл)

В течение 2011-2012 гг. Комиссия Таможенного союза уже приняла ряд решений о корректировке ставок ЕТТ по некоторым товарным позициям в сторону как увеличения, так и снижения.

Очевидно, что введение единого  таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли товарами должно сопровождаться систематическим проведением анализа и оценки эффективности его применения.

Проблема оценки результативности применения Единого таможенного тарифа, как одного из инструментов торговой политики, состоит в том, что большая его часть разработана слабо в теоретическом плане и, как следствие, не получила пока практического решения, а, между тем, уже с 01.01.2010 г. введен Единый таможенный тариф и, соответственно, не за горами время, когда предстоит оценивать эффективность его использования и на этой основе принимать решения по совершенствованию единого тарифного механизма2

Следует так же отметить, что на практике возникает немало проблемных ситуаций по вопросам применения единого таможенного тарифа. Ведь по определению Таможенного союза ЕврАзЭС, преимущества единой таможенной территории не распространяются на не вошедшие в Единый таможенный тариф товары, если они выпущены на территории одного из государств-участников таможенного союза по ставке пошлины, которая меньше применяемой на территории других государств-участников. В этом случае встает вопрос о принятии другими государствами-участниками таможенного союза мер защиты своих национальных экономических интересов, например, через таможенный контроль и таможенное оформление при ввозе таких товаров на их территорию.

Подобные ситуации обусловлены  объективными причинами: несовпадающими потребностями в объемах и номенклатуре импортируемых товаров, происходящих из третьих стран. Для выхода из таких ситуаций требуется разработать специальные меры таможенного оформления и таможенного контроля, которые позволили бы соблюдать один из основополагающих принципов Таможенного союза – отмену таможенного оформления на внутренних границах государств-участников союза без ущерба для их экономической безопасности. Такие меры будут обеспечивать жизнеспособность таможенного союза3

Анализ Единого таможенного  тарифа выявил следующие особенности  применения ставок ввозных таможенных пошлин.

1. Возможность применения  некоторых ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ сопряжена с выполнением (подтверждением) определенных условий (технических параметров, целевого назначения, экологического класса).

2. Согласно п. 2 Решения  № 130 от 27.11.2009 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании», указанным решением и иными решениями комиссии.

3. Еще одна особенность  применения Единого таможенного  тарифа определена п. 4 Решения  № 130 – Республика Казахстан применяет в течение переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ.

4. Кроме того, пунктом 8 Решения № 130 утвержден Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таким образом, с началом  функционирования Единого таможенного тарифа создаются единые условия ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза. 

  1. Оценка  эффективности применения единого  таможенного тарифа в таможенном союзе ЕВРАЗЭС

В торговле с третьими странами Стороны применяют единый таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования (в виде количественных ограничений, предоставлении исключительного права  на экспорт (импорт) отдельных видов  товаров, лицензирования и наблюдения), единые специальные защитные, антидемпинговые  и компенсационные меры и др.

Высшим органом Таможенного  союза является Межгоссовет ЕврАзЭС (на уровне глав государств и глав правительств Сторон). Для обеспечения условий  функционирования и развития Таможенного  союза Стороны учредили – в  качестве единого постоянно действующего регулирующего органа – Комиссию Таможенного союза (далее – Комиссия). Рабочим органом Комиссии является Секретариат Комиссии, созданный  на основе соответствующего соглашения.

В соответствии с «Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (2008-2010 гг.)», утвержденными Решением членов Интеграционного  Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Протокол от 23 апреля 2008 г., № 13), в 2009–2010 гг. должно состояться наделение Комиссии полномочиями в области регулирования внешней торговли и, в частности, полномочиями по установлению единого таможенно-тарифного регулирования, по применению единых мер нетарифного регулирования, по ведению таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза, по применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран.

Так, например, с 01.01.2010 г. введено  единое таможенно-тарифное регулирование (включая льготы, преференции). Соответственно, Комиссии предоставлены соответствующие  полномочия.

В соответствии со ст. 8 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании  в Таможенном союзе, Комиссия с единой даты предоставления ей Сторонами полномочий по ведению Единого таможенного  тарифа:

    • Осуществляет ведение единой ТН ВЭД;
    • Устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин (включая сезонные);
    • Вводит тарифные квоты и устанавливает порядок их распределения;
    • Определяет единую систему тарифных преференций, включая:
    • а) перечень развивающихся стран – пользователей единой системы преференций Таможенного союза;
    • б) перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы преференций Таможенного союза; в) перечни товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза предоставляются единые тарифные преференции;
    • Устанавливает порядок применения тарифных льгот, предусмотренных
    • статьей 5 настоящего Соглашения.

Очевидно, что введение единого  таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли товарами должно сопровождаться систематическим проведением анализа  и оценки эффективности его применения и, в случае необходимости, подготовкой  и принятием решений по корректировке  всех или отдельных элементов  механизма единого таможенно-тарифного  регулирования, например: вида ставки ввозной таможенной пошлины (предположим, перехода по отдельным товарам с  адвалорной ставки на специфическую); размера ставок ввозных пошлин по отдельным категориям товаров; размера  внеквотных и внутриквотных ставок ввозных пошлин; детализации и/или  агрегирования товарных подразделений  единой ТН ВЭД; установленных ранее  тарифных льгот; элементов единой системы  тарифных преференций.

Если исходить из положений  Договора о Комиссии Таможенного  союза и Соглашения о Секретариате Комиссии Таможенного союза, то подготовка проектов такого рода решений возлагается  на Секретариат Комиссии, а принятие решений находится в компетенции  Комиссии (или высшего органа Таможенного  союза).

Понятно, что применение какого-либо инструмента экономической политики предполагает проведение исследований результативности (или эффективности) его использования. Ясно в общем  случае и то, что внедрению конкретного  инструмента экономической политики должно предшествовать определение  цели (целей) его применения, а также  критериев, методов и порядка  анализа и оценки результативности его использования. В свою очередь, чтобы анализировать результаты применения инструмента экономической  политики, которые, кстати сказать, тоже должны быть выявлены и четко определены, необходимо соответствующее статистическое обеспечение. Оценку же эффективности  использования инструмента экономической  политики следует проводить, прежде всего, в аспекте сопоставления  цели (целей) его применения с достигнутыми результатами. Правда, при этом следует  учитывать, что на результаты использования  инструмента экономической политики могут оказывать влияние, помимо него самого, и другие факторы.

Таким образом, вырисовывается следующий перечень необходимых  действий (шагов): выбор инструмента  экономической политики; формулировка цели (целей) его применения; выявление  содержания результатов использования  данного инструмента; определение  критериев, методов и порядка  анализа и оценки результативности его применения; установление «чужих»  факторов, влияющих в той или иной степени на получение результатов; обоснование круга статистических данных, необходимых и достаточных  для проведения анализа и оценки эффективности (результативности) применения инструмента экономической политики; разработка, в случае необходимости, и внедрение системы учета  такого рода статистических данных.

Если подходить с этих позиций к проблематике оценки результативности применения Единого таможенного  тарифа (далее – ЕТТ) как одного из инструментов торговой политики, то следует, к сожалению, констатировать: большая часть из вышеуказанного - слабо разработана в теоретическом  плане и, как следствие, не получила пока практического решения, а, между  тем, уже с 01.01.2010 г. введен ЕТТ и, соответственно, не за горами время, когда предстоит  оценивать эффективность его  использования и на этой основе принимать  решения по совершенствованию единого  тарифного механизма.

Нижеследующее обоснование  проблемных вопросов в исследуемой  области, подходов к их решению проведено  на основе анализа ряда международных  договоров и соглашений, затрагивающих  проблематику таможенно-тарифного  регулирования в рамках формирующегося Таможенного союза при использовании  имеющихся теоретических наработок.

Начнем с характеристики предназначения ЕТТ. В Соглашении о  едином таможенно-тарифном регулировании  в Таможенном союзе (далее – Соглашение) определено (ст. 1), что основными  целями применения ЕТТ являются:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию Если подходить с этих позиций к проблематике оценки результативности применения Единого таможенного тарифа (далее – ЕТТ) как одного из инструментов торговой политики, то следует, к сожалению, констатировать: большая часть из вышеуказанного - слабо разработана в теоретическом плане и, как следствие, не получила пока практического решения, а, между тем, уже с 01.01.2010 г. введен ЕТТ и, соответственно, не за горами время, когда предстоит оценивать эффективность его использования и на этой основе принимать решения по совершенствованию единого тарифного механизма.

Нижеследующее обоснование  проблемных вопросов в исследуемой  области, подходов к их решению проведено  на основе анализа ряда международных  договоров и соглашений, затрагивающих  проблематику таможенно-тарифного  регулирования в рамках формирующегося Таможенного союза при использовании имеющихся теоретических наработок. ;

Поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров  на единой таможенной территории государств Сторон;

Создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Таможенном союзе;

Защита экономики Таможенного  союза от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для  эффективной интеграции Таможенного  союза в мировую экономику.

Указанные формулировки основных целей ЕТТ, вполне разумны на первый взгляд, а при более внимательном рассмотрении вызывают целый ряд  вопросов.

Во-первых, что подразумевается  в цели № 1 под рационализацией  товарной структуры ввоза товаров? Каковы признаки, позволяющие объективно оценивать степень (меру) достижения этой самой рационализации?

Кроме того, не следует забывать и о том, что структура товарного  импорта в трех государствах, формирующих  Таможенный союз, далеко не идентична. Вследствие этого трактовки рационализации товарной структуры ввоза товаров  каждой из Сторон могут существенно  различаться.

Во-вторых, что подразумевается  в цели № 2 под рациональным соотношением вывоза и ввоза товаров?

В-третьих, в существенных уточнениях нуждаются почти все  фрагменты 

(части) формулировки цели  № 3. Где тот критерий (та разграничительная  линия), позволяющий однозначно утверждать, что такие-то изменения в структуре  производства и в структуре  потребления товаров (причем не  в отдельных государствах, а в Таможенном союзе) – изменения прогрессивные, а такие-то изменения – регрессивные? О создании каких условий для прогрессивных изменений идет речь?

В-четвертых, что подразумевается  в цели № 4 под неблагоприятным  воздействием иностранной конкуренции? Каковы основные признаки, отличающие неблагоприятное и благоприятное  воздействие иностранной конкуренции?

В-пятых, о создании каких  условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую  экономику, в увязке с применением  ЕТТ, идет речь в цели № 5? Кроме того, каковы признаки (характерные черты), отличающие эффективную интеграцию от неэффективной?

К чему может привести указанная  неопределенность формулировок основных целей ЕТТ?

Представим себе, что ЕТТ  – в виде систематизированного перечня  единых ставок (по виду ставок, по размеру  ставок) таможенных пошлин – начал  применяться всеми Сторонами. Естественно, что процесс его использования  приведет к каким-то результатам, которые  нужно будет оценивать определенным образом и сопоставлять с основными  целями применения ЕТТ. Нетрудно предположить, что в странах–членах Таможенного  союза, в которых далеко не одинаковые структура ввоза товаров, структура  производства, структура потребления  товаров и т.д., могут отличаться (и весьма существенно) и достигнутые  результаты. Отсюда совсем не исключено  появление заявлений отдельных  Сторон о том, что рационализации товарной структуры ввоза товаров  у них не происходит; не поддерживается рациональное соотношение вывоза и  ввоза товаров; прогрессивные изменения  в структуре производства и потребления  товаров не наблюдаются, а, напротив, усиливаются, с их точки зрения, регрессивные изменения и т.д.

Информация о работе Таможенная стоимость