Таможенная стоимость: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, и путей их решения.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение понятия и сущности таможенной стоимости;
2. изучение нормативно-правовой базы регулирования таможенной стоимости;
3. исследование влияния различных факторов на таможенную стоимость;
4. выявление проблем определения таможенной стоимости и путей их решения.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

Введение

Определение таможенной стоимости  — одна из важнейших проблем, возникающих  у участников ВЭД в процессе осуществления  внешнеэкономической деятельности. Главная причина этого состоит  в том, что таможенная стоимость  товаров является основой для  исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Среди документов Всемирной  таможенной организации особое место  занимает Кодекс о таможенной стоимости  ГАТТ (Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам  и торговле). Основным правилом Кодекса  о таможенной стоимости ВТО установлено, что общим принципом и наиболее часто применяющимся методом  определения таможенной стоимости  является определение ее на основании  продажной цены, а другие методы определения таможенной стоимости  могут применяться только тогда, когда отсутствует либо сделка, либо одна из предпосылок применения основного  метода.

Однако, как показывает практика, большинство споров физических лиц с таможенными органами возникает в случаях, когда уровень таможенной стоимости, заявляемой при декларировании, оказывается ниже контрольного уровня цен, имеющегося в таможне.

Фактор достоверности  и точности ценовой информации на оформляемые в таможне товары тем более важен, что без его  соблюдения дорогие «брендовые»  товары могут оформляться по заниженной таможенной стоимости, в результате чего таможенные платежи будут взиматься  не в полной мере, а в бюджет государства  поступят не все денежные средства.

Целью данной работы является выявление проблем определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, и путей их решения.

 

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотрение понятия и сущности таможенной стоимости;
    2. изучение нормативно-правовой базы регулирования таможенной стоимости;
    3. исследование влияния различных факторов на таможенную стоимость;
    4. выявление проблем определения таможенной стоимости и путей их решения.

Методологической основой  работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы  таможенного права; монографии, учебные  пособия и публикации по истории  и настоящей практике таможенного  дела; нормативно-правовые акты Федеральной  таможенной службы (ФТС); источники  периодической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

1.1. Таможенная стоимость: понятие и сущность

Таможенная стоимость  товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением  между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости  товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" и используемая для целей:

- обложения товара пошлиной;

- внешнеэкономической и  таможенной статистики;

- применения иных мер  государственного регулирования  торгово-экономических отношений,  связанных со стоимостью товаров,  включая осуществление валютного  контроля внешнеторговых сделок  и расчетов банков по ним,  в соответствии с законодательными  актами Российской Федерации"1.

Согласно ТК ТС ( ст. 75):

Объектом обложения таможенными  пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров  и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в  натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной  упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой  товар представляется для розничной  продажи, объем или иная характеристика).

Таможенная стоимость  используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики.

Развитие международной  торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция  о создании унифицированной методологии  определения таможенной стоимости  товаров (Брюссельская конвенция о  таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию  не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х  годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились  принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе  именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало  тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который  облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения  или на произвольных или фиктивных  оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ) 2.

Кодекс о таможенной стоимости  ГАТТ закрепляет в качестве основного  принципа таможенной оценки использование  цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые  товары. Цена, реально уплаченная или  подлежащая уплате за товар при его  продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

- цена сделки или реализация  самой сделки не могут зависеть  от каких-либо условий, влияющих  на цену, кроме условий, определяющих  необходимые качественные и количественные  характеристики самого товара;

- экспортер и импортер  не должны быть взаимозависимы;

- импортер не возвращает  экспортеру прямо или косвенно  часть прибыли; 

- не должно существовать  ограничений в отношении переходящих  к импортеру прав пользования  и распоряжения оцениваемыми  товарами, за исключением ограничений  трех видов: 

1) ограничений, предусмотренных  законодательством государства-импортера; 

2) ограничений того региона,  в котором товары могут быть  перепроданы; 

3) ограничений, не влияющих  существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет  определения таможенной стоимости  на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.

 

1.2. Нормативно-правовая  база регулирования таможенной  стоимости

В настоящее время структуру  правовой базы по таможенной стоимости  можно представить в следующем  виде:

– законодательные акты Российской Федерации – Конституция  Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Таможенного союза, Налоговый  кодекс Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, иные федеральные  законы, прямо или косвенно затрагивающие  вопросы таможенной стоимости;

– указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства  Российской Федерации прямо или  косвенно затрагивающие вопросы  таможенной стоимости;

– нормативные и ненормативные  акты Минфина России по вопросам определения  таможенной стоимости;

– нормативные и ненормативные  акты ФТС России, приказы ФТС России, распоряжения и письма ФТС России по таможенной стоимости;

– организационно-распорядительные, информационные и иные правовые акты по таможенной стоимости РТУ и  таможен (в пределах их компетенции);

– межведомственные нормативные  акты, прямо или косвенно связанные  с вопросами таможенной стоимости.

Отдельным блоком идут документы  судебных органов по таможенной стоимости, например, такие как постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации3.

Центральное место в правовой системе по таможенной стоимости  занимает Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе», заложивший правовые основы определения таможенной стоимости  и тем самым сформировавший исходные предпосылки контроля таможенной стоимости  ввозимых товаров, которые в своей  основе соответствуют международному праву – Соглашению по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)4 «Оценка товаров в таможенных целях», а также включающий ряд принципиальных положений в части контроля таможенной стоимости, полномочий таможенного органа и декларанта5.

Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе»6 от 21.05.1993 № 5003-1 был принят в 1993 году и его положения по таможенной стоимости (раздел III и раздел IV) просуществовали в неизменном виде до 1 июля 2006 г. В настоящее время Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» действует в редакции ФЗ Российской Федерации «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 08.11.2005 № 144-ФЗ7. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и статьей 14 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» Правительству Российской Федерации законодателем предоставлены полномочия по разработке:

– правил применения методов  определения таможенной стоимости  ввозимых товаров на основе положений  этого Закона в целях обеспечения  выполнения международных обязательств Российской Федерации. Тем самым предусмотрены соответствующие документы, разрабатываемые Всемирной таможенной организацией (WCO) по вопросам таможенной стоимости (консультативные заключения, комментарии, пояснительные примечания и т.д.):

– порядка определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  в случаях незаконного перемещения  ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации;

– порядка определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой  силы.

По перечисленным вопросам издано постановление Правительства  Российской Федерации от 13.08.2006 № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации»8.

Кроме этого, статьей 14 Закона «О таможенном тарифе» определено, что Правительство Российской Федерации  устанавливает порядок определения  таможенной стоимости товаров, вывозимых  с таможенной территории Российской Федерации.

Не менее важное место  в структуре нормативно-правовой базы по таможенной стоимости занимает Таможенный кодекс Таможенного союза. Нормы кодекса «встраивают» методологию  определения таможенной стоимости  в процедуру декларирования товаров  и таможенного контроля. ТК (в  соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона «О таможенном тарифе») устанавливает  особенности определения таможенной стоимости применительно к отдельным  таможенным режимам9.

Наряду с нормами Таможенного  кодекса они могут быть установлены  и другими нормами, например, как  это сделано в настоящее время  Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»10.

Основными нормативно-правовыми  актами, которыми руководствуются таможенные органы при осуществлении контроля таможенной стоимости, являются

Информация о работе Таможенная стоимость: понятие и сущность