Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить роль таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности государства.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) Рассмотреть понятие, функции, виды таможенных пошлин.
2) Изучить правовую основу применения таможенных пошлин.
3) Проанализировать применение таможенной пошлины в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Файлы: 1 файл

1ramka.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Внешнеэкономическая политика - политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов и т.д. Проводя внешнеэкономическую политику, государство призвано: во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеторговых позиций, стимулировать вывоз товаров национального производства.

Таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих перемещение через таможенную границу товаров, услуг, капиталов и т.д. Одним из средств реализации таможенной политики является таможенная пошлина. В настоящее время роль таможенной пошлины в регулировании внешне экономической деятельности государства велика. При импорте таможенная пошлина регулирует потоки иностранной продукции на отечественный рынок, а при экспорте - является рычагом стимулирования вывоза отечественных товаров на зарубежные рынки.

Тема данной работы актуальна, так как таможенные пошлины являются одной из важнейших статей пополнения государственного бюджета Республики Беларусь. В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта таможенные пошлины играют важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Грамотно построенное взимание таможенных пошлин окажут большое влияние на функционирование экономики в целом, развитие международной торговли, на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

 Цель данной  работы: изучить роль таможенных  пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности государства.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) Рассмотреть понятие, функции, виды таможенных пошлин.

2) Изучить правовую основу применения таможенных пошлин.

3) Проанализировать применение таможенной пошлины в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

4) Выявить пути  повышения влияния таможенной  пошлины в регулировании ввоза и вывоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложения. Объем данной работы ─ 41 страница. Первый раздел «Место и роль таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования» отражает непосредственно общие теоретические положения, касающиеся государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также таможенной пошлины как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 

 Во втором  разделе «Анализ взимания таможенной пошлины» проведен анализ применения таможенной пошлины в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 

В третьем разделе «Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» рассмотрены предложения по совершенствованию взимания таможенных пошлин.

Объектом исследования является таможенные пошлины как элемент таможенно-тарифное регулирования. Предмет исследования ─ таможенные пошлины, действующие в рамках законодательства Таможенного союза.

Основные методы исследования данной работы: анализ, дедукция, индукция.

Теоретической базой работы являются нормативно-правовые акты Республики Беларусь и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; учебные пособия, периодические издания.

В качестве источника  информации о видах, функциях, принципов  формирования таможенных пошлин использовалась книга Новикова В. Е. «Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования».

Источником  информации об анализе ставок ввозных  таможенных пошлин, степени унификации таможенных Единого таможенного тарифа и тарифа Республики Беларусь, является статья «Единый таможенный тариф Таможенного союза: анализ особенностей» В. Могучего, опубликованная в журнале «таможенный вестник» в 2010 году.

Источником информации о значении льгот при уплате таможенных пошлин является книга Чеботарева Н.В. «Мировая экономика».

Книга Алехновича А.В. «Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь» послужила источником информации о существующих проблемах в системе таможенно-тарифного регулирования, способах их решения.

 

1 МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ  ПОШЛИН В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Понятие, функции, виды таможенных  пошлин

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством  системы тарифов и различного рода платежей. Таможенный тариф  представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства [1, с.15].         

          Таможенные пошлины – инструмент таможенного тарифа.

В мировой экономике определяют таможенную пошлину как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта [2, с.67].

Таможенный  кодекс Таможенного союза закрепляет, что объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу [3].

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.

Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

Таможенные  пошлины выполняют три основные функции [1, с.18]:

  • фискальная функция состоит во взимании таможенной пошлины и направлении собранных средств в доход государственного бюджета;
  • протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
  • регулятивная функция позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

В зависимости  от характера движения внешнеторговых товарных потоков таможенные пошлины подразделяются на [1, с.15]:

 

  • ввозные;
  • вывозные;

Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления.

Вывозные  таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государств.

По способу  взимания различают три вида таможенных пошлин [6]:

  • адвалорные
  • специфические
  • комбинированные таможенные пошлины.

Адвалорные  ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости автомобиля). Адвалорные пошлины – это наиболее простой способ расчета денежной величины пошлины. Они являются наиболее распространенными видам таможенных пошлин. В большинстве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90% номенклатуры ввозимых товаров.

Специфические ставки – это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 евро за килограмм, два евро за литр вина и т.д.). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого и вывозимого товара.

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости  товара, но не более 20 евро за тонну).

 Для того, чтобы таможенные пошлины служили эффективным инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, нужно правильно их сформировать.

Важнейший принцип  формирования таможенных пошлин ─ принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач[1, с.20].

Принцип научной  обоснованности предполагает, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов. Это, прежде всего, закон стоимости, который предусматривает необходимость эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в обмене результатами труда между отдельными отраслями производства, в результате чего отдельные отрасли приходят в упадок.

Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.

В условиях углубляющегося развития международного обмена результатами таможенные пошлины должны способствовать развитию направлений научно-технического процесса и комплекса производств, позволяющих постигнуть поставленных тактических и стратегических целей. Поэтому одним из основных принципов формирования таможенных пошлин может являться учет приоритетов развития отдельных производств и отраслей, которые должны существовать и получать дальнейшее развитие в стране, специализацию в тех или иных областях научно-технической политики.

С этим принципом  тесно связан принцип эскалации  таможенных пошлин. Тарифная эскалация ─ повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [1, с.21].

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения  от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Одним из важных принципов формирования ввозных  таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики [1, с.23].

Если данная отрасль или производство приоритетны для развития экономики страны, то условия их конкуренции с импортными товарами должны обеспечивать реализацию потребителям товаров примерно по одной и той же цене с учетом потребительских свойств и полезности товаров, а отечественным производителям ─ прибыль, достаточную для поддержания нормального функционирования предприятий. В то же время при формировании таможенных пошлин необходимо обеспечивать равновыгодность реализации продукции в оптово-торговом звене отечественной и импортной продукции.

При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок.

Нарушение этого принципа формирования таможенных пошлин приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен.

Одним из принципов  установления таможенных пошлин является учет социально-экономических последствий  введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению работников, что связано с решением вопросов их трудоустройства. Особенно эти вопросы актуальны для территорий, где такие предприятия занимают ведущее место в экономике региона или являются градообразующими.

Таким образом, основные цели взимания таможенных пошлин можно сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Таким образом, в Таможенном союзе взимаются два вида таможенных пошлин: ввозная и вывозная таможенная пошлина. Ввозная таможенная пошлина применяется для пополнения государственных доходов; для защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров; с целью создания преимуществ для отдельных государств. Вывозная таможенная пошлина выполняет в основном регулирующую функцию, которая устанавливается с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров. Установление таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров оказывает большое влияние на международную торговлю, а значит и на экономику страны в целом. Поэтому необходимо соблюдать основные принципы установления таможенных пошлин для предотвращения нанесения вреда экономике государства.

Информация о работе Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования