Таможенная политика Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение таможенной политики, которую проводил Петр – I во время своего правления.
В рамках поставленной цели можно указать следующие задачи:
Подробно рассказать о политике меркантилизма, протекционизма, а так же об основных документах, которые регулировали и поддерживали такую политику
Указать причины и последствия основания Санкт-Петербурга.
Выявить функции и назначение Коммерц-коллегии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…2
Глава 1. Биография Петра………………………………………………………..4
1.1.Детство и юность Петра ………………………………………………....…..8
1.2.Зрелые годы императора ………………………………………………...….12
Глава 2. Создание морского флота как факт развития морской таможни в России ………………………………………………………………………....…15
2.1.Основание Санкт-Петербурга…………………………………….……..….18
2.2.Великое посольство…………………………………………….………..…..23
2.3.Северная война………………………………………………….…………...25
Глава 3. Политика протекционизма……………………………….............…....27
3.1.Коммерц-коллегии, их функции и деятельность………………..................30
3.2.Таможенный тариф 1724 года……………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Таможенная политика Петра I, Сидорова Ю.С. 1440.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на своевременность и необходимость  для государства таможенной реформы  Петра-I  и ее общественную полезность, до конца она не была доведена, так как государственных средств и кадрового персонала для этого не хватало. Внутренние и пограничные таможни по-прежнему находились на откупе и управлялись выбираемыми из купечества ежегодно бурмистрами или ларешными целовальниками, которые отвечали за сбор пошлин собственным состоянием. В связи с жалобами купцов в 1731 году в Санкт-Петербурге и Архангельске внутренние таможни соединялись с портовыми для упрощения процедуры сборы пошлин и облегчения торговой купеческой деятельности. [15]

Проблемы российской таможенной системы заключались  не только в действовавших долгое время по отдельности внутренних и порубежных таможнях. Не хватало также надежного персонала, особенно досмотрщиков. В 1743 году потребовалось увеличить их число в Петербургской таможне до 112 человек в связи с ростом количества торговых судов, посещавших порт. Досмотрщикам повышалось жалование до 40 руб. в год (при пакгаузах1 – до 60 руб.), но изменялись и требования к претендующим на эту должность. На службу принимали только грамотных и с представлением поручительств.  

Самой главной  проблемой, с которой не могли  справиться таможенные органы России, оставалась контрабанда. Правительство медлило с учреждением специальной службы для охраны границы, так как это требовало солидных финансовых затрат, а чиновники не обладали необходимой информацией о размерах контрабанды, проникавшей в страну и не имели единого мнения о борьбе с ней.Дефицит бюджетных средств также оказывал негативное воздействие и сдерживал процесс реформирования таможенной системы. В итоге, к концу первой половины XVIII века перестройка деятельности таможенных органов и реорганизация таможенной системы, начатые еще в годы правления Петра, не были завершены и многие проблемы так и оставались нерешенными. [11]

 

 

 

 

 

 

3.2 Тариф 1724 года

 

Уже в XVII в. в  России стало складываться мелкотоварное  ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.

Решающий рывок  в экономическом развитии России был сделан в первой четверти XVIII в., при Петре I. Если за весь XVII в. в стране было основано около 30 мануфактур, то в первой четверти XVIII в. - около 200.

Основным средством  для обеспечения этого становился протекционизм, то есть высокие таможенные пошлины на импорт производимых в  стране товаров и поощрительные  низкие пошлины на экспорт. Таможенный тариф 1724 года имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 года: пошлины на некоторые виды железных изделий достигли 75% их стоимости.

В первой четверти XVIII в. орудием этой политики стал Таможенный тариф 1724 года, имеющий ярко выраженный покровительственный характер для товаров отечественного производства. [2]

Таможенный тариф 1724 года установил следующие пошлины на ввозимые (импортные) товары: 75% от стоимости на те товары, производство которых в России полностью удовлетворяет внутренний спрос; 50% — на те, отечественное производство которых почти полностью удовлетворяет потребность; 25% — на те, производство которых в стране явно недостаточно для внутреннего потребления; 10% — на те товары, которые вообще не производятся в России. Пошлина на вывозимые (экспортные) товары была определена в 3% от их стоимости.

Характерной чертой экономической политики Петра были государственные монополии на товары (вино, соль, табак и т.д.) и принудительная роль государства (даже владельцы частных мануфактур состояли на службе). [5]

Фабриканты  получали большие привилегии:

  • освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии
  • избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.

В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой  всякому давалось право всюду  искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».

Основной проблемой  на русских мануфактурах того времени  была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к  мануфактурам приписывали целые  деревни и сёла, крестьяне которых  отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры. [8]

Российский  экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировались  сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности, в результате чего в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла.

Таможенную  пошлину можно было рассматривать  как премию производителям.

В соответствии с тарифом 1724 года ввозимые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. [10]

На вывозимые  из России товары существовала 3 % пошлина, кроме промышленного сырья и  полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.

Этот тариф  применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского  моря остались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 года регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724 года просуществовал до 1731 года, пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.

Не смотря на то, что некоторые западные исследователи  полагают, что экономическую политику Петра можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя.

Но, тем не менее, Петр был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.

Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более  сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отставание не смогли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Петр - весьма противоречивая личность. Одни относятся к нему положительно, другие крайне отрицательно, но в одном сходятся все – что нельзя оценить тот вклад, который он внес в развитие России.

При Петре Россия начала подниматься с колен – начали развиваться заводы и фабрики, мануфактуры, рыночные отношения, как внутри страны так и с зарубежными странами, строились новые города, был основан крупный торговый город Санкт-Петербург  и создан морской флот.

Создание морского флота стало очень важным шагом, поскольку только благодаря этому начала развиваться торговля с зарубежными странами, Россия обрела военное могущество (могла больше не боятся нападений с моря), и соответственно, с развитием торговли начали появляться таможенные посты, которые существуют и по сей день.

Основание Санкт-Петербурга сыграло немаловажную роль в развитии торговли, а в дальнейшем и в развитии страны вообще (ведь позднее туда перенесут столицу России). За 20 лет Петр из лесистой местности и болот сделал величественный каменный город. Сюда съезжались все приближенные царя, чтобы стимулировать наполнение города людьми Петр ввел низкие цены на земли, дворянам разрешалось строить дома, где они хотят. Более того, на такие строительства царь лично выезжал, чтобы выразить благодарность.

Поскольку в  результате  Северной войны Россия получила Балтику и теперь торговля облегчилась в разы, был создан Морской торговый устав, который регулировал основные правила досмотра и проверки грузов на таможне.

Нужно упомянуть Торговый устав 1724 года – смысл его заключался в поощрении отечественного производителя. Вводилась государственная монополия на некоторые товары, так же купцам и торговцам выделялись крупные ссуды под маленькие проценты, земли и так далее. Для иностранных же торговых людей вводились крайне высокие ввозные таможенные пошлины, поэтому торговля с Россией на ее территории многим странам была невыгодна.

Политика протекционизма и меркантилизма была направлена на накопления капитала (то есть экспорт  должен превышать импорт). Это было достигнуто при Петре за счет промышленного  производства.

Надо сказать, что при подборе кандидатур на должности управляющих таможнями предпочтение отдавалось дворянам и купцам, от купцов требовалось знание иностранных языков и арифметики. Формирование сословно-смешанного состава таможенного управления осуществлялось на основе стремления правительства опереться на дворян в ходе государственных преобразований системы управления в целом и в то же время использовать знания и опыт купеческого сословия для лучшей организации таможенного дела. Наряду с дворянами и купцами в таможнях служили иноземцы, отставные солдаты и крестьяне. 

В заключении можно  сказать, что таможенная система  преобразовывалась в соответствии с новыми принципами организации  и деятельности государственных  органов и должна была способствовать успешной реализации новой таможенной политики.

Таким образом, все поставленные задачи выполнены  в полном объеме и в указанные  сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. historicus.ru
  2. pagehistory.ru
  3. petr1-1672.ucoz.ru
  4. ru.wikipedia.org
  5. tamognia.ru
  6. История России с IX по XXI век/Измозик В.С., Рудник С.И., Ганелин Р.  – М.: Вентана-граф, 2011
  7. История России с древнейших времен до наших дней/под ред. А.Н. Сахарова – М.: ТК Велби, Проспект, 2008
  8. История России с древнейших времён/ С. М. Соловьёв.- М.: Полярис, 1998
  9. История таможенного дела и таможенной политики России / Ю. Г.  Кисловский, под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М.: Русина-пресс, 2004
  10. История таможенного дела и таможенной политики России/ В. В. Пиляева – М.: БалтРус, 2007
  11. Наследство Петра/статья в журнале Таможня/Т.С. Минаева – М.: ФТС, 2007
  12. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников/ В.П. Наумов – М.: Молодая гвардия, 2010
  13. Реформы Петра Великого/ Ханс Баггер – М.: Прогресс, 1985
  14. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/Н.И. Костомаров – М.: Астрель, 2006
  15. Таможенное дело в России. X - начало XX вв/под ред. А. Мячина – СПБ.: ПИК,  1995

 

1 Пакгауз - помещение или комната для хранения грузов (обычно кратковременного). Пакгаузы обычно существуют на железнодорожных станциях, пристанях и т. п.


Информация о работе Таможенная политика Петра I