Таможенная политика Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение таможенной политики, которую проводил Петр – I во время своего правления.
В рамках поставленной цели можно указать следующие задачи:
Подробно рассказать о политике меркантилизма, протекционизма, а так же об основных документах, которые регулировали и поддерживали такую политику
Указать причины и последствия основания Санкт-Петербурга.
Выявить функции и назначение Коммерц-коллегии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…2
Глава 1. Биография Петра………………………………………………………..4
1.1.Детство и юность Петра ………………………………………………....…..8
1.2.Зрелые годы императора ………………………………………………...….12
Глава 2. Создание морского флота как факт развития морской таможни в России ………………………………………………………………………....…15
2.1.Основание Санкт-Петербурга…………………………………….……..….18
2.2.Великое посольство…………………………………………….………..…..23
2.3.Северная война………………………………………………….…………...25
Глава 3. Политика протекционизма……………………………….............…....27
3.1.Коммерц-коллегии, их функции и деятельность………………..................30
3.2.Таможенный тариф 1724 года……………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Таможенная политика Петра I, Сидорова Ю.С. 1440.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 году Петр под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 года часть судов была спущена на воду, а весной 1699 года в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е. И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и гребных судов. По указу от 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).

За 30 лет (1696-1725 года) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.

Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра, главными помощниками которого были Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин и К. И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С. И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф. М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф. С. Салтыков, Г. А. Менши-ков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф. П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, Адмиралтейских) и Морской академий.  Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

 

      1. Основание Санкт-Петербурга

 
 Для целей обороны Невы место  постройки крепости было очень удобно. Остров находился у самого разветвления реки на два рукава, и крепость могла держать под обстрелом шведов, откуда бы они не появились. Остров с трех сторон был окружен широкими просторами Невы, с четвертой его отделял от соседнего Березового острова пролив, хотя и узкий, но могущий служить оборонительным рубежом. Стратегические выгоды острова были, по-видимому, оценены Петром сразу же, и он немедленно приказал начать работы по возведению на нем крепости.

Крепость была заложена 16 мая 1703 года, как свидетельствуют  документы, относящиеся к этому событию. 16 мая 1703 года и является датой основания Петербурга. Крепость первоначальное свое название Санкт-Питербурх получила 29 июня того же года в церковный праздник святых Петра и Павла. Позднее, когда в крепости был построен собор в честь Петра и Павла, она стала называться Петропавловской, название же Санкт-Петербург закрепилось за городом, возникшим вокруг крепости.

Работа по постройке крепости велась с быстротой, подсказывавшейся напряженной военной обстановкой  на Неве. К работам были привлечены прежде всего солдаты, находившиеся в лагере под Ниеншанцом. Кроме того, в постройке крепости приняли участие работные люди, занятые укреплением Шлиссельбурга. Но этого было недостаточно. Были немедленно разосланы указы о посылке на Неву рабочих из разных мест России, и скоро около строящейся крепости раскинулся целый городок работных людей. Это было первое гражданское население будущей столицы империи. [1]

Между тем к Неве приблизился, став у реки Сестры, шведский отряд, имея явное намерение начать активные действия против русских. Петр не стал дожидаться этого и сам перешел в наступление. 7 июля он во главе восьмитысячного отряда пехоты и конницы разбил шведов и заставил их уйти к Выборгу.

Губернатором Петербурга в это время был назначен А. Д. Меншиков. Ему было поручено наблюдать за постройкой города и крепости. Он действовал быстро и энергично, понимая, какую важность имеет закрепление достигнутого успеха. К осени 1703 года постройка крепости была почти закончена.

Параллельно со строительством города и крепости велось строительство 15 новых военных кораблей на Лодейнопольской верфи.

Знаменитый  историограф Карамзин Н.М. говорил, что Петр сделал "бессмертную ошибку", основав Петербург именно на этом месте, а не на другом. Его взгляд разделили многие. Но здесь не было ошибки Петра: Россия шла естественным ходом исторической жизни к своему упрочению на Балтийском море. Петр стал исполнителем этого исторического процесса, сознавая пользу, которую принесет Петербург, построенный в устье Невы.

Разветвленная дельта Невы давала возможности как  для строительства портовых сооружений и корабельный верфей, так и  для превращения Петербурга в  сильную приморскую крепость. Вот почему выбор Петра пал на невскую дельту, несмотря на трудный для освоения болотистый грунт и суровость природы.

Почти во всех специальных  трудах, посвященных изучению старого  Петербурга, первое десятилетие с  момента основания города считалось  временем строительного беспорядка. А между тем в истории строительства  Петербурга эти годы сыграли весьма существенную, если не решающую роль.

С первых же лет  после основания Петропавловской  крепости Петербург стал развиваться  необыкновенными темпами. Уже в том же 1703 году строительство перебросилось на Петербургскую сторону и на Васильевский остров. В 1704 году на левом берегу возникает Главное Адмиралтейство. Вокруг него разбивается эспланада (Адмиралтейский луг) , за которым вырастает Адмиралтейская слобода.

Наплыв населения  в Петербург был настолько  велик, что в течение десяти с небольшим лет была застроена территория между Адмиралтейством и Марсовым полем, а также и весьма протяженное побережье Невы от Финского залива и до Выборгской стороны.

В области внешней  торговли с Западной Европой, Петербург  в результате исключительных мероприятий Петра, стремившегося превратить его в "пристанище коммерции", занял первое место в России.

Надзор за торговлей  в Петербурге осуществляли таможни - внутренняя и портовая.

16 мая 1703 года  Петр Великий заложил первый  камень новой крепости.

Уже осенью он имел удовольствие принять первый Голландский  флейт: груженый вином, солью и другими  товарами. Обрадованный этим неожиданным  появлением, Петр осуществил на своей  шлюпке лоцмансую проводку этого  судна через песчаные мели до жилища Меншикова. Там капитан приглашен был обедать — только за столом узнал, что обедает с Царем и что этот Государь и был тем лоцманом, который столь умело провел его корабль к порту.

В свою очередь  и Царь тогда именно узнал, что  судно это принадлежит его  друзьям Кальфам из Заандама, которые приготовили ему этот сюрприз.

Он разрешил капитану Ауке Выбесу из Хинделопена  продать его товар без выплаты  пошлины. Сам Царь купил часть  товара, вельможи последовали его  примеру. Таким образом, Голландский  купец извлек из этого плавания несомненную выгоду.

Шкиперу (капитану корабля) было вручено 500 золотых, также  было обещано, что второй пришедший  корабль получит 300 золотых, а третий — 150. Первое время торговые суда прибывали  достаточно редко, поэтому такое  событие было настоящим праздником и приветствовалось выстрелами орудий. Однако город довольно быстро разрастался, что способствовало и развитию торговли.

Момент первого  прибывшего в порт торгового судна  стал исторической точкой отсчета многих таможенных управлений Санкт-Петербурга, которые существуют до сих пор, например, Балтийская таможня, Выборгская таможня, Василеостровская и так далее.

Первоначально иностранные купцы имели право  после прохождения таможенных процедур выгружать товары даже в своих  домах, что приводило к всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 1723 году, были построены на Троицкой площади специальные таможенные склады, впоследствии они были выстроены также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском острове, на острове Буяне и в ряде других мест.

В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки  престижа русских купцов, правительство  вводило при таможне строгую  бракировку товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели: обман  имел место нередко как со стороны  русских, так и иностранных купцов.

Быстрое развитие внутренней и внешней торговли Петербурга привело к созданию в столице  не только гостиных дворов, таможен, но и к учреждению в ней биржи - раньше Парижской, Берлинской и некоторых  других. Зародилась она в 1703 году первоначально как собрание купцов у торговых рядов на Троицкой площади.

Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта  уже в середине XVIII в. достигла такого уровня, что Петербург занял по сумме оборотов торговых первое место в стране.

Во времена Петра его политика в области таможенного дела была сначала направлена на поощрение экспорта изделий обрабатывающей промышленности, чтобы получить больше золота и серебра, необходимого для построения флота.

Однако Петр позже понял, что главная причина отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Он ввел оригинальный способ определения окладов ввозных пошлин:

Если доля внутреннего  производства товара составляла 25% соответствующего аналога, то пошлина равна ¼ цены аналога, если 50% – то половина цены аналога, если 75% – то ¾ цены аналога.

Такой арифметический подход был положен в основу таможенного тарифа 1724 года. Новизна таможенного тарифа 1724 года в том, что перечень приводимых и отпускных товаров был составлен в алфавитном порядке. При этом половина товаров облагалась ценовыми пошлинами (в % к цене), остальные с массы или меры, в денежном выражении.

Изменилась  организация таможенной службы. Заведовали таможнями обер-цолнеры, поставленные на фиксированное денежное довольствие. При них были «целовальники», которые отвечали за поступление таможенных доходов в казну своими личными средствами, причем в не меньшем размере, чем в предыдущем году.

В конце царствования Петра существовало 15 крепостей(11 морских на Балтике и 4 сухопутных), между крепостями и впереди них были созданы цепи форт-постов. Указом 1723 года было установлено учредить на дорогах «крепкие заставы», малые дороги завалить лесом или перекопать рвами и всех едущих стороной от застав наказывать изъятием того, с чем они будут взяты.

Поскольку Санкт-Петербург  стал местом сбыта контрабандных товаров Петр в 1724 году поручил Коммерц-коллегии «иметь таможенные яхты-служители»  для всяких отправлений купеческих дел, но спущена первая яхта на воду была только в 1747 году. 

 

 

      1. Великое посольство

 

В 1697 году в Европу отправляется делегация из России, так называемое "Великое посольство" в составе 250 человек. В "Великом посольстве" находился сам царь под именем Петра Михайлова. Ему было 25 лет.

Целью "Великого посольства" было:

  • найти союзников в борьбе с Османской империей;
  • оповестить западные страны о благополучном начале правления Петра;
  • познакомиться с западными законами, обычаями, культурой;
  • пригласить на службу в Россию иностранных специалистов различных профессий, в первую очередь знатоков военного и морского дела.

Делегация посетила Голландию, Англию, Австрию, Саксонию, Ватикан. В одних странах Петру оказывали подобающие царские почести, в других же - смотрели как на мальчишку. Это приводило Петра в бешенство. Ему еще больше хотелось доказать всем в Европе, что он ни в чем не уступает западноевропейским правителям. Петр знакомился с обычаями, законами, наукой, техникой и политическим устройством западноевропейских стран. Это знакомство убедило Петра в необходимости преобразований всех сфер русской жизни по западноевропейским образцам. Но решить главную задачу - заключить антитурецкий союз Петру не удалось. 

Информация о работе Таможенная политика Петра I