Таможенная политика при Петре 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Таможенная политика России имеет многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, она изначально выступала важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений.

Содержание работы

Введение 4
1. Таможенная политика при Петре 1 5
2. Политика меркантилизма Петра 1 10
3. Последствия таможенной политики Петра 1 12
Заключение……………..14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

Таможенная политика при Петре I.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики» 
 Институт международного бизнеса и права  

 

Реферат  
на тему:  
«Таможенная политика при Петре I» 

 

 

 

 

  
Выполнил:  
студент 1-ого курса ИМБиП  
очной формы обучения, группы 1442  
Кашинова А.А.

Проверила:  
Гокинаева И.А.

 

Санкт-Петербург, 2012

Содержание:

Введение 4

1. Таможенная политика при Петре 1 5

2. Политика меркантилизма  Петра 1 10

3. Последствия таможенной политики Петра 1 12

Заключение……………..14

Список используемой литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Таможенная политика России имеет многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, она изначально выступала важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. 
             В период правления Петра Великого XVII- начало XVIII в. в мире произошли огромные преобразования, касающиеся разных сфер общества. 
             До начала правления Петра 1 Россия была отсталой страной, на века отставшей от Европы почти во всех областях. Городов в ней насчитывалось гораздо меньше, чем на Западе. Процветало крепостное право – число крепостных увеличивалось, а их человеческие права попирались. Россию миновали  возрождение и реформация. Духовенство было невежественным, литературы почти не существовало, математика и другие науки игнорировались или презирались.  
             Петр получил в наследие целый комплекс начинаний в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. В эти преобразования Петр отдал весь свой незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, отвагу, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследие. 
             Одним из важнейших преобразований России Петром 1 является таможенная политика. Петр многое сделал для России: развитие промышленности и торговли; строительство первого русского флота; после успешных походов на Азов Петр обеспечил стране выход к Черному морю, что позволило успешно поддерживать  внешнеторговые отношения; победа в войне со Швецией обеспечила России выход в Балтийское море, и русские территории пополнились новыми странами. Основание нового города Санкт-Петербурга, ставшим одним из важных портовых городов России, играющий важную роль в экономике страны.  
Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. 
                  Государство заботилось, прежде всего, о своевременном и полноценном сборе пошлин, и поэтому таможенная политика сохраняла свое ведущее фискальное направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенная  политика при Петре 1

 

  Таможенный доход являлся одним из финансовых источников, который использовался для обеспечения государственных преобразований.

Таможенная политика Петра 1 начиналась с мелких преобразований. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Находили новые объекты обложения в сфере торговли, денежного обращения, оформления всякого рода сделок. 
Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов.

Важным нововведением  эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов и представляющая собой один из видов гербового знака.

Для того чтобы обеспечить стабильное поступление таможенных платежей в казну и увеличить ввоз в Россию серебряной монеты из-за рубежа указом Петра 1712 г. предписывалось пошлины собирать с русских и иностранных купцов сразу по прибытии кораблей и предъявлении товаров, не дожидаясь их продажи. Пошлины уплачивались на основании указа со средней цены товара. Вполне вероятно, что данное распоряжение появилось в результате деятельности коллегии по торговому делу, учрежденной в 1712 г., в состав которой входили нарвские и дерптские купцы.

В соответствии с Новоторговым уставом 1667 г., если русский или иностранный купец при осуществлении внешнеторговых сделок совершал покупки на ту же сумму, что и продал, то с этих товаров пошлину не брали, что часто приводило к сговору купцов и утаиванию пошлин. Чтобы такие ситуации не возникали в 1715 г. установили 5 % таможенную пошлину с продажной стоимости привозных и отпускных товаров, независимо от того покупались ли они на деньги, привезенные купцами или вырученные от реализации товаров.

Изменения в таможенной политике, проводившиеся в 1720-х гг. и сопровождавшиеся переводом таможенных служителей на фиксированное денежное содержание вместо бесплатного исполнения гражданской служебной повинности, также имели целью упорядочить поступления таможенных сборов в казну и усилить контроль за этим поступлением.

В 1718 г. Петром был издан именной  указ, запрещающий ввозить иностранную  каразею (грубошерстяную цветную ткань), в 1719 г. была введена 100 % запретительная пошлина на ввоз иностранных игл, так как швейные иглы в России производились в достаточном  количестве. В 1720 г. запретили выпуск за море лосиных и других кож, которые использовались для изготовления солдатской амуниции.

С окончание Северной войны Россия получила выход в Балтийское море и с основанием Петербурга открывали  русским товарам новый путь в Европу и привлекали зарубежных коммерсантов в Россию. К этому времени на внутреннем рынке уже отчетливо ощущалась конкуренция между российскими и иностранными товарами, что и стало причиной введения с 1724 г. протекционистского таможенного тарифа для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского портов. При составлении тарифа использовались данные, полученные от Берг- и Мануфактур-коллегий о состоянии российской промышленности, что и легло в основу "запретительных" и "поощрительных" пошлин. Тариф 1724 г. имел целый ряд особенностей. Перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них было обложено адвалорными пошлинами. Остальные – пошлинами с меры и массы (аршина, дюжины какого-либо товара, пуда) в фиксированной денежной сумме, исчисленной в рублях и копейках, т.е. специфическими пошлинами. Важно отметить и то, что система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений или объяснений. В основу исчисления пошлин был положен «арифметический» прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25 % соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети – третью часть: если половины – 50 %; если превышало привоз – 75 %. Таким образом, размер пошлинного обложения ввозимых товаров был поставлен в зависимость от степени развития внутреннего производства. На товары, которые уже производились в достаточном количестве, была назначена 75 %-я пошлина ad valorem.

Следует отметить и то, что действие тарифа распространялось на весьма ограниченный участок таможенной границы страны, о чем свидетельствовало само его название: «Тариф привозным и отвозным товарам для портов: Санкт-петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского».

         Размер пошлинного обложения импортных товаров стал варьироваться (от 25 до 75 % с цены товара) в зависимости от степени развития внутреннего производства. На товары, не производившиеся в стране, в фискальных целях налагалась умеренная пошлина от 4 до 10 % (кроме предметов роскоши, с которых взимали 20 %). Беспошлинно можно было провозить изделия из драгоценных металлов, огородные семена, строительные материалы, хирургические инструменты, обои, очки и т.п., товары, не только не имевшие российских аналогов, но и необходимые для развития страны и ее соответствия европейскому уровню.

  На большинство экспортных товаров сохранялась минимальная          2 - 4 % пошлина. Некоторые российские изделия - невыделанные лосиные, оленьи кожи, льняная и пеньковая пряжа рассматривались как сырье для отечественных мануфактур, поэтому облагались запретительной 75 % пошлиной.

Пошлина примерно на половину всех товаров, представленных в тарифе, начислялась  с цены, а на другую половину - с  меры и веса.

В Риге, Ревеле и других балтийских портах, присоединенных к России в  результате Северной войны, сбор пошлин осуществляли по особым местным тарифам, сохранившимся с прежних времен, чтобы способствовать развитию российской внешней торговли на Балтике и, по мере возможности, оградить ее от конкуренции со Швецией. С товаров, привозимых в эти города из России, взимали еще и прибавочную пошлину для создания равных условий с другими российскими портами.

Пошлину с товаров  собирали "полновесными ефимками" (ефимок - русское название немецкой серебряной монеты - иоахимста-лера, - ввозившейся в Россию и использовавшейся в качестве сырья для чеканки русской серебряной монеты. Весил около 28 г.), считая каждый по 50 копеек. Если же русские купцы не имели ефимков, с них брали по 125 копеек за ефимок. Однако при условии вывоза товаров российскими купцами на собственных кораблях, с них взималась 1/3 отпускной пошлины и русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок, при вывозе через Архангельск на тех же условиях - 1/2 отпускной пошлины. С привозных товаров на русских судах взималась также 1/3 пошлины против цены отпуска с прибавкой 25% прибыли (с привозных товаров в Архангельск - 1/2 пошлины и только ефимками). Кроме того, грузы, привозимые и отпускаемые через Архангельский порт, за исключением местной продукции (смолы, леса, кроме мачт, рыбьего жира), подлежали обложению с 25% надбавкой к пошлине, установленной в тарифе. Такой порядок сбора пошлин устанавливался для поддержания отечественного кораблестроения и столичной торговли, и стимулировал приток иностранной монеты в Россию. Для поощрения прихода судов в столичный порт еще в 1721 г. корабельщики, штурманы и матросы получили пошлинную скидку (корабельщики и матросы - по 4 ефимка, штурманы - 2 ефимка) при продаже ими мелочных товаров: глиняной посуды, продуктов питания, деревянных изделий. В 1724 г. это положение вошло в Морской торговый регламент.

           Морской торговый регламент 1724 г. также предоставлял российским купцам пошлинные преимущества. В отличие от иностранцев при перевозке российских товаров из одного российского порта в другой они платили пошлину только при привозе в первый порт. Иностранные же купцы вначале уплачивали привозную, затем отпускную пошлину (с иностранных товаров они ее не платили), а при приходе корабля в следующий порт - еще раз привозную пошлину (как с русских, так и иностранных товаров).

Высокие пошлины на импорт по тарифу 1724 г. предназначались не только для защиты отечественного производства и увеличения таможенных сборов. Правительство намеревалось сохранить и поддержать активный торговый баланс и сократить ввоз. Этой цели удалось достичь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политика меркантилизма  Петра 1

 

Реформы  в первой четверти XVIII в. отражали господствующую концепцию меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе, запрет вывоза из страны золота и серебра. Сам термин «меркантилизм» обозначает течение в экономической мысли и направление в экономической политике, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства страны за счет осуществления активного торгового баланса. Политика меркантилизма заключалась в:

1. Поощрение увеличения производства товаров для экспорта с целью развития промышленности, особенно мануфактурной;

2. Активный протекционизм;

3.Поддержке экспансии торгового  капитала, в частности, в поощрении

создания монопольных торговых компаний;

4. Развитие мореплавания и флота;

5. Захват колоний;

6. Резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.

Одной из форм меркантилизма  является политика протекционизма —  комплекс мер по закрытию внутреннего  рынка для иноземных товаров.

Поощрение нужных с точки  зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением с помощью системы пошлин и штрафов выпуска “ненужных” товаров. Петр широко применял политику протекционизма, которая была в то время орудием борьбы за самостоятельное развитие России. Высокие пошлины на ввозимые зарубежные изделия ограждали русские мануфактуры от иностранной конкуренции. Особенно важное значение имел Таможенный тариф 1724 г., в разработке которого принимал участие сам Петр I.

Таможенная политика России после издания таможенного  тарифа 1724 г. получила четко выраженную протекционистскую направленность. Русские мануфактуры в период своего становления действительно столкнулись с конкуренцией иностранных товаров, но производительность большинства отечественных мануфактур и качество их товаров оказались слишком низкими, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности государства и населения. Петр I переоценил уровень российского производства и готовность иностранных коммерсантов платить высокие отпускные пошлины на российские полуфабрикаты. Тем не менее, ограничение экспорта некоторых товаров помогало владельцам отечественных мануфактур обеспечить сырьем свое производство.

Информация о работе Таможенная политика при Петре 1