Специальные защитные меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Специальные защитные меры — меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Применение специальных защитных мер регламентировано в главе II (ст. 4—6) Закона № 63-ФЗ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..4
1. Специальные пошлины…………………………………………………..12
2. Антидемпинговые пошлины…………………………………………….17
3. Компенсационные пошлины…………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Ref_Shugaev_Zaschitnye_mery.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..4

1. Специальные пошлины…………………………………………………..12

2. Антидемпинговые пошлины…………………………………………….17

3. Компенсационные пошлины…………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………..31

Список использованных источников………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специальные защитные меры — меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Применение специальных защитных мер регламентировано в главе II (ст. 4—6) Закона № 63-ФЗ.

Если в результате расследования, проведенного федеральным органом  исполнительной власти, ответственным  за проведение расследований, установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в РФ в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет  существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство РФ может применить  специальные защитные меры в отношении  такого товара посредством введения импортных квот или специальных  пошлин. Специальные защитные меры в отношении какого-либо товара применяются на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара (ст. 4 Закона № 63-ФЗ).

При проведении расследования  в целях установления причинно-следственной связи между возросшим ввозом на таможенную территорию РФ товара и  существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его  причинения федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, должен объективно, в  том числе и с количественной стороны, оценить факторы, характеризующие  ситуацию в отрасли российской экономики, в особенности:

  • темпы и абсолютные величины прироста импорта товара (в абсолютных и относительных единицах);
  • изменения объема продажи такого товара, происходящего из РФ, на внутреннем рынке РФ;
  • изменения объема производства товара, показателей производительности труда, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отраслях российской экономики;
  • долю импортного товара в общем объеме реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке РФ (ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

Особенности введения и применения специальных защитных мер установлены  в ст. 6 Закона № 63-ФЗ.

Если задержка с применением  специальных защитных мер причинила  или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который будет трудно устранить  впоследствии, Правительство РФ на основании предварительного установления федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, явной причинно-следственной связи между возросшим ввозом товара на таможенную территорию РФ и  существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его  причинения может применить специальные  защитные меры посредством введения временной специальной пошлины при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения.

В случае, если в результате расследования применение специальных защитных мер признано нецелесообразным или будет признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка временной специальной пошлины, излишне взысканные суммы подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата ввозных таможенных пошлин.

В случае, если специальная пошлина введена в размере большем, чем ставка временной специальной пошлины, разница с плательщика не взимается.

Если после окончания  расследования принято решение  о применении специальной защитной меры посредством введения специальной  пошлины, срок действия временной специальной  пошлины засчитывается в общий  срок действия специальной защитной меры.

Срок действия специальных  защитных мер не должен превышать  срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации  отрасли российской экономики к  условиям конкуренции. Указанный срок не может составлять более чем  четыре года. Срок действия специальных  защитных мер может быть продлен  Правительством РФ, если в результате повторного расследования установлено, что существенный ущерб отрасли  российской экономики или угроза его причинения продолжает сохраняться, при условии, что отраслью российской экономики принимаются меры по адаптации  к меняющимся экономическим условиям. Общий срок действия специальных  защитных мер не должен превышать  восемь лет.

В случае введения специальных  защитных мер на срок более чем  один год условия их применения (объем  импортной квоты, ставка специальной  пошлины) рассматриваются Правительством РФ в течение указанного срока  для определения возможности  их смягчения в целях адаптации  отрасли российской экономики к  меняющимся экономическим условиям.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.

В случае, если срок действия специальных защитных мер в результате повторного расследования продлевается, условия применения таких мер не могут быть более ограничительными, чем условия применения в течение первоначального срока действия специальных защитных мер.

Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без  проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная  пошлина, в размере, не более чем  на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Введение специальной  пошлины на импорт из Украины труб из черных металлов устанавливается  постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 394.

 

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные  защитные, антидемпинговые и компенсационные  меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  и «О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товара». К ним относятся:

  • Импортные квоты
  • Специальные пошлины
  • Антидемпинговые пошлины
  • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
  • Компенсационные пошлины

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации  представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения

 

Несмотря на положение п. 3 ст. 318 Таможенного кодекса РФ о том, что специальные,

антидемпинговые и компенсационные  пошлины взимаются по правилам, предусмотренным  Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины, перечисленные  особые пошлины не являются разновидностью таможенной пошлины. Они имеют различную  правовую природу и выполняют  разные функции в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Если законодательной базой  для взимания таможенных пошлин является Закон РФ "О таможенном тарифе" и Таможенный кодекс РФ, то особые пошлины  взимаются в соответствии с законодательством  Российской Федерации о специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах.

В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" закреплено, что ввозные  и вывозные таможенные пошлины являются инструментами таможенно-тарифного  регулирования (ст. 19), а специальные, антидемпинговые и компенсационные  пошлины представляют собой средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. ст. 20, 27).

При определении особых пошлин законодатель выделяет следующие их характеристики:

- обложение особыми пошлинами  товаров, ввозимых на таможенную  территорию Российской Федерации;

- временный характер применения  особых пошлин;

- их установление в целях  защиты экономических интересов  российских производителей товаров  в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Помимо Закона РФ "О таможенном тарифе" законодательную базу для  взимания особых видов пошлин составляют:

- Федеральный закон от 8 декабря  2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров";

- Федеральный закон от 8 декабря  2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности";

- Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите  экономических интересов Российской  Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами" (продолжает  действовать в части взимания  специальной пошлины на сельскохозяйственный  товар).

При обложении особыми пошлинами  могут использоваться и международно-правовые акты (например, Протокол от 17 февраля 2000 года "О механизме применения специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного  союза", подписанный Правительствами  России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана; для России данный Протокол вступил в силу с 12 декабря 2000 года).

Введению особых пошлин должно предшествовать расследование, проводимое по установленной  процедуре (ст. ст. 3, 25 - 35 Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров").

Такое расследование проводится в  целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях  установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Правительство РФ определяет федеральный  орган исполнительной власти, ответственный  за проведение расследований. В настоящее  время им является Министерство экономического развития и торговли РФ (п. 2 Постановления  Правительства РФ от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения  о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"). Минэкономразвития России по результатам  расследования представляет в Правительство  РФ доклад, содержащий предложения  о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены особых пошлин с приложением проекта соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ в течение 14 календарных  дней со дня регистрации доклада, представленного Минэкономразвития  России, принимает решения о введении, о применении, о пересмотре или  об отмене особых пошлин либо о их неприменении в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Правительство РФ наделено правом принимать защитные меры, в том числе устанавливать особые пошлины, в случае, если какой-либо товар ввозится на российскую таможенную территорию в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится материальный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям непосредственно конкурирующих товаров в Российской Федерации.

При этом под непосредственно конкурирующим  товаром понимается товар, который  полностью идентичен товару, который  является или может стать объектом расследования, либо сопоставим с товаром, который является или может стать объектом расследования, по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить его в процессе потребления товаром, который является или может стать объектом расследования (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

Материальный ущерб отрасли  российской экономики - это подтвержденное доказательствами ухудшение положения  отрасли российской экономики, которое  наступило вследствие демпингового импорта или субсидируемого импорта  и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии  на товарные запасы, занятость, уровень  заработной платы в данной отрасли  российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики. Под угрозой причинения материального ущерба отрасли российской экономики законодатель считает подтвержденную доказательствами неизбежность причинения материального ущерба отрасли российской экономики (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ).

Информация о работе Специальные защитные меры