Современная акцизная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Основной ролью государственного регулирования экономики является создание условий, способствующих достижению высокого уровня экономического развития при обеспечении стабильной динамики процессов повышения эффективности производства, достижения соответствующего уровня социальных гарантий и социальной защиты населения. В то же время необходимо придать этим процессам организованный характер, упорядочить действие экономических объектов и субъектов, обеспечить соблюдение законности. Акциз - это один из видов косвенных налогов, имеет многогранную природу, включающую в себя исторические свойственные ему связи с пошлиной и регалиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Природа акцизного налога 4
ГЛАВА 2. Особенности акцизной политики в России 16
2.1. Акцизная политика в сфере алкогольной продукции 16
2.2. Акцизная политика в сфере табачной продукции 21
2.3. Предложения по совершенствованию акцизной политики в сфере алкогольной продукции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы остановить процесс роста нелегального рынка, а именно выпуск контрафактной и фальсифицированной продукции, есть следующие пути решения:

1. Четко сформулированная  государственная политика в части  систематизации акцизных ставок, дифференциация акцизной нагрузки  по различным секторам алкогольной  промышленности.

2. Существенное ужесточение  законодательства в части усиления  наказания, путем внесения изменений  в УКа, УПК, КоАП для юридических и физических лиц, занимающихся производством и оборотом контрафактного и фальсифицированного алкоголя, для всей цепочки участников данных схем, включая владельцев и директоров заводов, а также поставщиков неучтенного сырья и компаний перевозчиков.

3. Как одна из мер  переходного периода – выравнивание  акцизных ставок между вином, фруктовым вином, винными напитками  и игристым вином (шампанским) в  сторону усреднения на уровне  около 10 рублей. Что не должно  сказаться на общем сборе акциза, за счет увеличения сборов  на вине, фруктовом вине и винных  напитках, а также за счет увеличения  легального производства игристого  вина (шампанского) в связи с уменьшением  прибыльности выпуска контрафакта:

- Увеличение ставки на 2 рубля с литра увеличит сбор  на вине, винных напитках, фруктовых  винах на 1-1,2 млрд. рублей;

- За счет увеличения  производства легального игристого  вина (шампанского) акцизные сборы  вырастут на 1 млрд. рублей;

- Уменьшение сборов от  уменьшения ставки акциза на  игристое вино (шампанское) при продолжении  падения легального производства 2 – 2,2 млрд. рублей.

4. Реформирование работы  Росалкогольрегулирования, в части систематизации борьбы с нелегальным сектором.

5. Возрождение институтов  Межведомственной комиссии и  Центральной дегустационной комиссии.

6. Введение минимальных  цен на всю винодельческую  продукцию, шампанские и игристые  вина.

7. Для поддержки отечественных производителей необходимо уменьшить с существующих 15% до 5% или даже обнулить ввозную таможенную пошлину на импортный виноматериал, основные причины следующие:

- Нехватка отечественного  производства винограда и высокая  цена на него по сравнению  с другими винодельческими странами, при этом более 90% игристого вина (шампанского) и более 70% вина производится  из импортного виноматериала;

- Начавшееся снижение  импортных пошлин на бутилированную  винодельческую продукцию импортного  производства, которые составляют, в зависимости от вида вина, 17,5 или 18,1 процента, и согласно соглашению  с ВТО к 2018 году снизятся до 12,5%;

- Себестоимость одного  литра виноматериала составляет  не менее 20-25 рублей, производители  фальсифицированной продукции, используя  водно-спиртовые смеси с ароматизаторами имеют себестоимость на свой «виноматериал» в 3-4 раз меньше, таким образом, снижение цены уменьшит доходность производства фальсификата.

2.2. Акцизная политика в сфере  табачной продукции

 

Система взимания акцизов на табачные изделия постоянно совершенствуется. До 2003 года акциз взимался по специфической ставке, а начиная с 2003 года — по комбинированной, где адвалорная составляющая взималась с отпускной цены производителя. С 2007 года в России для исчисления адвалорной компоненты смешанной ставки стала применяться максимальная розничная цена (МРЦ) вместо отпускной цены с фабрики, а минимальный ограничитель стал вместо адвалорного специфическим. Переход на исчисление акцизов с помощью МРЦ положительно оценен индустрией, так как делает систему взимания акцизов более прозрачной.

Немаловажным фактом является то, что ставки акцизов на табачную продукцию растут значительно более высокими темпами, чем на другие подакцизные товары. Последние несколько лет правительство РФ индексирует ставки акцизов на табачную продукцию более чем на 20% ежегодно, что естественным образом увеличивает налоговую нагрузку на отрасль и как следствие поддерживает повышательную динамику цен на сигареты.

Акцизная политика, проводимая Министерством финансов РФ, приводит к тому, что цены на сигареты на российском рынке незначительно превосходят цены на такую же продукцию в сопредельных государствах, прежде всего в Казахстане и на Украине. Поддержание ценового баланса принципиально важно для предотвращения роста нелегального оборота табачных изделий на территории России. Во многом благодаря сбалансированной акцизной политике российский табачный рынок в последние годы является одним из самых благополучных — нелегальная продукция не превышает 0,5% объема рынка. Здесь уместно отметить, что по данным Федеральной налоговой службы собираемость акциза для табачной отрасли составляет 99%. Это является самым высоким показателем для отраслей — плательщиков акцизного налога.

В случае же резкого повышения акцизов и как следствие повышения цен на сигареты доля нелегальной продукции на российском рынке может существенно увеличиться прежде всего за счет притока контрабандной продукции из сопредельных государств, где имеются значительные свободные производственные мощности. Российский рынок станет более привлекательным для контрафактной и контрабандной продукции, ввиду более высокой прибыльности операций по ее реализации в России, нежели в сопредельных государствах.

Подобное происходит сейчас в странах Европейского союза, и стало общеевропейской проблемой — доля контрабандных сигарет в Европе составляет в среднем около 20%, а в отдельных странах, таких как Литва или Великобритания, доходит до 40%. Очевидно, что наличие такого большого теневого сектора приводит к недополучению в казну европейских государств миллиардов евро в виде налоговых поступлений и усиливает криминогенную обстановку в обществе.

Безусловно, цены на сигареты в России не такие высокие, как в странах Евросоюза, но это позволяет России проводить свою акцизную политику в рамках подписанной Конвенции ВОЗ и при этом не быть так называемым «буфером» по потреблению контрабандных и контрафактных сигарет, которым стремятся сделать нас борцы с табакокурением. Ведь не следует забывать и о том, что протяженность российско-китайской границы составляет более 4000 километров, а Китай, имеющий колоссальный запас производственных мощностей, может обеспечить фальсифицированной продукцией не только всю Европу, но и Россию.

Действительно ценовые меры по сокращению спроса на табак являются только одним из направлений реализации РКБТ. Не менее важным направлением РКБТ признает борьбу с торговлей фальсифицированными табачными изделиями и их контрабандой. Более того, в первых версиях текста Конвенции при её создании борьба с нелегальной торговлей табачными изделиями была более приоритетна для разработчиков, но в дальнейшем текст корректировали в основном представители медицинского сообщества, а не правоохранительные органы и акценты сместились. Опыт же европейских и других стран показывает, что перекос в сторону ценовых мер порождает проблемы в борьбе с нелегально завезенными табачными изделиями. Вопрос борьбы с контрабандой был одним из самых актуальных на ноябрьской Конференции сторон Рамочной конвенции.

По данным международной конфедерации обществ потребителей (Кон-

фОП), увеличение акцизов на сигареты существенно не отразится ни на поступлениях в бюджет РФ, ни на уровне курения в России, стоящей на третьем месте в мире по числу курильщиков.

В совокупности новые нормы регулирования, безусловно, могут привести к определенному положительному результату в части снижения уровня табакокурения и алкоголизма. Однако достаточно очевидно, что качественному улучшению ситуации – кардинальному сокращению уровня потребления табачных изделий, как и в случае с потреблением алкогольной продукции, может способствовать только проведение широкого комплекса мер социально-экономического характера, реализация долгосрочных целевых программ.

Речь, в первую очередь, об активной пропаганде здорового образа жизни (и создании условий для этого необходимых, в том числе, на уровне инфраструктуры), массированная социальная реклама, ориентированная, прежде всего, на молодежь. При этом, естественно, ключевой фактор – общее повышение благосостояния населения. Без достижения высоких темпов роста реальных располагаемых доходов и качественного увеличения уровня жизни вряд ли возможны качественные изменения социально-культурных стереотипов потребления алкогольных напитков и снижение уровня табакокурения.

Анализируя международную статистику, следует отметить, что акцизы на табак в России ниже, чем в странах Евросоюза, Турции, Китае. В частности, для наиболее бедных стран ЕС, таких как Румыния и Болгария, минимальная ставка составляет 1,28 евро (50 рублей) акциза на пачку. В России сегодня казна получает порядка 0,13 евро (пять рублей) с пачки сигарет. Для сравнения, в соседней Украине акцизная ставка на табак составляет порядка 0,24 евро (2,30 гривны).

Ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию в европейских странах, даже в рамках ЕС, варьируются в достаточно широком диапазоне.

В среднем они в 2-4 раз выше текущих российских уровней. Так, например, английское казначейство зарабатывает 15 млрд. фунтов в год на акцизах на алкоголь и сигареты. В России в 2012 году табачная продукция принесла в госбюджет 139,5 млрд. руб., а годом ранее – 108,1 млрд. руб.12.

2.3. Предложения по совершенствованию  акцизной политики в сфере  алкогольной продукции

 

Не продуманная стратегически и не обоснованная акцизная политика – это основной недостаток действующей системы государственного регулирования алкогольного рынка. Во-первых, эта политика носит чисто фискальный характер и угнетающе воздействует на развитие легального производства алкогольной продукции, а во-вторых, – способствует созданию более благоприятных экономических условий для нелегального производства и насыщения алкогольного рынка более дешевой и фальсифицированной продукцией.

Поэтому одним из основных направлений решения проблем повышения доходной базы бюджетов всех уровней за счет роста производства и оборота алкогольной продукции видится в приостановлении повышения ставок акцизов, то есть во введении временного моратория на повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию, а возможно – и в их снижении.

Конкурент у легального производителя, хотя всего и один – теневой сектор, но имеет весьма широкий простор для развития.

Весь опыт развития алкогольного рынка в России свидетельствует, что нелегальное производство алкогольной продукции нельзя сократить, применяя лишь административные методы регулирования ее производства и оборота. Требуется использование и экономических методов.

Одновременно с этим следовало бы обсудить и другие меры по ликвидации условий функционирования нелегального производства и оборота алкогольной продукции и повышению на этой основе доходов бюджета.

В частности, представляется целесообразным обсудить вопрос о переносе уплаты акциза с алкогольной продукции на спирт, который фактически  и при действующей системе является подакцизным товаром, поскольку ставка акциза на алкогольную продукцию в настоящее время жестко привязана к содержанию спирта в алкогольной продукции.

Установление объектом обложения акцизом спирта ставит со всей неизбежностью вопрос о переходе к государственной монополии на оборот эти-лового спирта. Для его реализации потребуется создание единого федерального органа с передачей ему всех функций, связанных с государственным регулированием производства и оборота этилового спирта, вырабатываемого из всех видов сырья, а также алкогольной и другой спиртосодержащей продукции, в том числе лицензирование, квотирование производства и закупок спирта, осуществление единой технической политики, контроля за качеством, составление баланса о производстве и потреблении, подготовке предложений по уровню ставок акцизов.

Поскольку закупка спирта у производителей в этом случае будет производиться по оптовым ценам, а продажа потребителям – по отпускным ценам с учетом перенесенного акциза, то уполномоченное федеральное унитарное предприятие в этих условиях стало бы единственным плательщиком акциза.

Сумму единого налога следовало бы установить исходя из экономически обоснованного для нормальной рентабельной деятельности уровня использования производственных мощностей (35-40 %), но не ниже фактического уровня их использования за последние 2-3 года. При этом указанные предприятия должны быть освобождены от уплаты большинства уплачиваемых ими в настоящее время налогов по аналогии с предприятиями, переводимыми на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Реализация указанного предложения в существенной мере позволит решить проблему теневого оборота в этой отрасли. Отпадет необходимость в налоговых постах, действующих в настоящее время на предприятиях, производящих ликероводочную продукцию, что обеспечит, кроме резкого увеличения поступлений в государственную казну налогов, также и дополнительное снижение государственных затрат на содержание контролирующих органов. Думается, что введение единого налога для предприятий этой отрасли автоматически сократило бы количество претендентов на получение новых лицензий.

Вполне возможны и другие варианты решения назревших проблем.

Указанная отрасль экономики в силу ее специфики обязана обеспечивать исключительно доходы государства, которые в конечном итоге должны быть использованы в интересах всего общества. И решать их необходимо как можно быстрее.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по итогам вышесказанного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего равномерного повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Это повысит стоимость данных продукций и тем самым снизит степень их доступности для населения, особенно для молодежи. Но при этом средства, полученные от такого повышения, необходимо направить на создание бесплатных реабилитационных центров и центров социальной и психологической помощи людям, страдающим от алкогольной и табачной зависимостей, так как именно на них отражается повышение акцизов на данные виды товаров.

Информация о работе Современная акцизная политика РФ