Современная налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………......6
1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………......6
1.2. Задачи и типы налоговой политики…………………………………….......9
1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13
1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23
2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23
2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33
3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран…………………….......33
3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_nalogam.docx

— 92.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………......6

1.1. Сущность и значение  налоговой политики……………………………......6

1.2. Задачи и типы  налоговой политики…………………………………….......9

1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13

1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23

2.1. Критерии эффективности  налоговой политики государства…………….23

2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33

3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран…………………….......33

3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта государственного регулирования  социально-экономических процессов  используются финансово-кредитный  и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и  использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной  системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для государственно-бюджетной  деятельности (расходы на военные, экономические  и социальные программы), экономического регулирования (налоги и расходы  должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью в  целях осуществления определенной экономической политики), выравнивания доходов (с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной  системе налогообложения, а также  системе трансфертных платежей социально  незащищенным слоям населения). Однако, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий  уровень налогов, их структура, степень  прогрессивности, а также структура  расходов и трансфертов не ослабляли  стимулов к сбережению, к развитию предпринимательской и трудовой деятельности. 

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более  полного выполнения государством своих  функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов  государственной власти, грамотной  и продуманной налоговой политике.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам  налогов и современной налоговой  политики Российской Федерации сегодня  уделяется довольно пристальное  внимание, так как от того, насколько  правильно построена система  налогообложения, насколько продумана  налоговая политика государства, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой  политики, а также определение  основных направлений и механизма  реализации налоговой политики в  Российской Федерации.

Исходя  из поставленной цели, задачами данной работы являются:

1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.

2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.

3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

4. Определить  наиболее перспективные  пути совершенствования налоговой политики России.

Курсовая  работа состоит  из трех глав. В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы налоговой политики государства, во второй главе - анализ эффективности современной налоговой политики РФ, в третьей главе рассмотрены направления совершенствования налоговой политики в России.

При написании курсовой работы были использованы литература, научные  труды и монографии российских экономистов  и зарубежных специалистов в области налогообложения, а так же учебные пособия и методические разработки, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1.  Сущность и значение  налоговой политики

Под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где  субъект управления - государство, а  объект управления - налоги, налоговая  система.

     Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. 

     Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство приходит к решению:

  1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
  2. Социальных задач (обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения);
  3. Задачи оптимизации налогов, т.е. достижения консенсуса между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

     Между налоговой политикой и экономической политикой существует тесная взаимосвязь. Налоговая политика порождается экономическими отношениями.

     Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. п.  Каждый шаг на пути эволюции системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.1

      На выбор конкретного пути в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.

      В основе формирования налоговой политики лежат два важных взаимосвязанных момента:

а) использование налоговых платежей для формирования доходной части  бюджетов различных уровней и  решение фискальных задач государства;

б) использование налогового инструмента  в качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности.

     Формирование налоговой политики любого государства должно строиться на соблюдении следующих принципов:

- принцип научной обоснованности;

- принцип справедливости;

- принцип определенности;

- принцип независимости;

- принцип оценки и учета;

- принцип единства стратегии и тактики;

- принцип гибкости;

- принцип гласности;

- принцип согласия;

- принцип честности.

Данный перечень принципов налоговой  политики государства ни в коем случае не является исчерпывающим. Однако соблюдение данных базовых принципов при реализации налоговой политики государства позволит поднять экономику РФ  на доселе невиданный уровень, значительно улучшить налогообложение.2

     Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию налоговых ставок и предоставления льгот через систему перераспределения доходов с помощью налогов, можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

В Конституции Российской Федерации  говорится о принципе единой финансовой политики. Налоговая политика - это составная часть финансовой политики и инструмент государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе.  Посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. 

Методы осуществления налоговой  политики зависят от тех целей, к  которым стремится государство, проводя налоговую политику. В  современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:

-  изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;

-  замена одних способов или форм налогообложения другими;

- изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения;

- введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.3

 

1.2. Задачи и типы  налоговой политики

  Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Задачи налоговой политики можно, условно, разделить на три основные группы:

1)  фискальная - направление денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения его функций;

2) экономическая или регулирующая - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3)  контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

      Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

а) высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

б) низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства сильно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

в) налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для организаций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.4

    Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

1)  четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

2) выстраивание целей по степени их важности и направление больших усилий на достижении наиболее важных из них;

3) проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

4)  оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

5) анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

6) анализ исходных условий;

7) корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

  На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.5 К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести:

Информация о работе Современная налоговая политика РФ