Современная акцизная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Основной ролью государственного регулирования экономики является создание условий, способствующих достижению высокого уровня экономического развития при обеспечении стабильной динамики процессов повышения эффективности производства, достижения соответствующего уровня социальных гарантий и социальной защиты населения. В то же время необходимо придать этим процессам организованный характер, упорядочить действие экономических объектов и субъектов, обеспечить соблюдение законности. Акциз - это один из видов косвенных налогов, имеет многогранную природу, включающую в себя исторические свойственные ему связи с пошлиной и регалиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Природа акцизного налога 4
ГЛАВА 2. Особенности акцизной политики в России 16
2.1. Акцизная политика в сфере алкогольной продукции 16
2.2. Акцизная политика в сфере табачной продукции 21
2.3. Предложения по совершенствованию акцизной политики в сфере алкогольной продукции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Еще в XIX веке прогрессивные мыслители и государственные деятели, ученые, познавая тайны экономического содержания акциза, пришли к выводу, что данный налог ограничивает возможность удовлетворения тех потребностей, которые наносят вред здоровью потребителей. Философию акциза они видели в его отрицании: чем выше акцизная ставка, тем выше цена, а, следовательно, и меньше объем спроса и размер налогового дохода. Этот философский подход нашел свое реальное воплощение в реформе финансов и налогообложения, которую проводил С.Ю. Витте. По отношению к налогообложению акцизом спиртосодержащей продукции он исходил из целевой направленности финансовых преобразований. В частности, С.Ю. Витте писал: «Реформа должна преследовать, прежде всего, народное отрезвление, а затем уже интересы фиска»8. Эти слова принадлежат министру финансов, для которого интересы фиска превалируют над всеми другими интересами. Однако глубокое понимание философии акциза позволило ему преодолеть стереотипность мышления в отношении фискальных интересов. Он их видел в сокращении потребления подакцизных товаров. Возникающие при этом налоговые потери обусловливают получение экономической выгоды, которая является результатом сокращения социальных издержек и роста располагаемого дохода потребителя.

В практике налогообложения в прошлом находила свою реализацию социальная составляющая акциза. Так, монополия на игральные карты в России посредством акцизного их обложения осуществлялась не только для ограничения игорного бизнеса, но и с целью направления получаемых доходов на содержание воспитательных домов9.

В период НЭПа акцизы относились к разряду самых высокодоходных налогов. Но даже в тот период они были социально ориентированы. Акцизные ставки на виноградные вина с повышенным содержанием алкоголя были в 3 раза больше, чем на вина с низким уровнем его содержания. По повышенной налоговой ставке облагался сахарин по сравнению с акцизной ставкой на сахар. При этом отмечалось, что такая акцизная политика проводится с целью охраны народного здоровья.

Таким образом, возникнув исторически как одна из первых налоговых форм, акциз длительное время выполнял сугубо фискальные цели и по существу не отличался от государственной пошлины. Но в процессе рыночной трансформации экономики его качественная определенность начала находить отражение в принципах налогообложения и в практике их реализации. Акцизный налог используется не только в целях ограничения спроса на определенные товары и услуги, но и для финансового обеспечения мер по предотвращению отрицательных последствий от потребления подакцизных товаров. Поэтому его целевая функция изменяется. Она призвана способствовать устранению отрицательных последствий, которые являются следствием удовлетворения потребности подакцизной продукцией.

Традиционно акциз рассматривается как налог на ограниченный перечень благ. К числу подакцизных товаров (продукции) не относятся товары первой необходимости, удовлетворяющие первичные потребности индивида и общества. Но уже на этом уровне генерируются потребности, которые объективно обусловливают необходимость производства специфических по своей полезности и ценности товаров. К жизненно важным они не относятся, а их потребление чревато отрицательными последствиями физиологического и социального характера. Но потребность в подакцизных товарах реально существует, и устранить полностью ее невозможно. Вместе с тем, экономическими мерами достичь ее сокращения вполне реально, используя, в том числе и акцизы, как специфический налог на потребление социально негативных товаров. Поэтому по своему содержанию акциз – это налог, который генерируется потребительной стоимостью отдельных товаров и услуг, а его изъятие осуществляется посредством использования их стоимости и формы ее выражения – цены.

В каждой рыночной стране определяется и проводится акцизная политика, эффективность которой зависит от степени реализации в ней теоретических основ акциза. В условиях рыночной трансформации экономики России акцизное налогообложение использовалось и используется в направлении достижения мировых стандартов. В то же время оно преследует в основном фискальные цели, а, стало быть, не в полной мере учитывает концептуальные теоретические его основы, что не обеспечивает эффективности использования данного косвенного налога. В результате потребление подакцизных товаров имеет ярко выраженную тенденцию к росту при невысоком удельном весе акцизных доходов в бюджете страны. Интересы налогоплательщика при этом девальвируются в силу фискальной направленности использования акцизных доходов. Финансовое обеспечение мер по сокращению потребления подакцизных товаров и нейтрализации последствий их потребления не приобретает комплексного и целевого характера. По-прежнему акциз, как и всякий другой налог, обеспечивает удовлетворение потребностей государства, которые адекватно не отражают его социальную направленность. В результате в Российской Федерации механизм акцизного налогообложения нестабилен, он постоянно изменяется. Такая ситуация характерна и для настоящего времени. Принимаемые меры по изменению акцизного налогообложения в стране не всегда адекватно отражают социально-экономические основы акциза. Так, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг. в части акцизного налогообложения предполагается дальнейшая индексация ставок акциза. Налоговую политику по взиманию акцизов на табачную продукцию планируется проводить в соответствии с принятыми в последние годы законодательными актами и планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. - №.1563-р. Что касается ставок акциза на продукцию нефтепереработки, то в плановом периоде предусматривается их рост на высокоэкологичный бензин. Так, повышение ставок акциза на автомобильный бензин 5-го класса на 2014-2015 годы планируется осуществлять ежегодно в диапазоне до 700 рублей за тонну, на автомобильный бензин 4-го класса - до 500 рублей за тонну10. В результате наблюдается экономически парадоксальная ситуация. В стране, занимающей одно из первых мест в мире по добыче нефти, цены на бензин экологически более чистый на четверть и более выше цен на бензин в других странах, например, такой экономически высокоразвитой стране, с доходами населения кратно превышающими доходы населения России, как США.

В 2014 и 2015 гг. налогообложение подакцизных товаров будет осуществляться по ставкам в повышенных размерах, которые были запланированы предыдущей редакцией п. 1 ст. 193 НК РФ. Дополнительная индексация предусмотрена только для ставок акциза на автомобильный бензин классов 4 и 5. Так, на бензин 4-го класса ставка акциза в 2014 г. равна 9916 руб. (вместо 9416 руб.), в 2015 г. – 10 858 руб. (вместо 10 358 руб.) за 1 т, а на бензин 5-го класса она составит в 2014 г. 6450 руб. (вместо 5750 руб.), в 2015 г. – 7750 руб. (вместо 6223 руб.) за 1 т.11.

Еще одна новация касается введения обязанности по уплате авансового платежа акциза. Так, с 1 июля 2014 г. производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в случае использования ими этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Россию с территорий государств - членов Таможенного союза и являющегося товаром Таможенного союза) должны уплатить авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Ранее такой платеж перечислялся, только если для производства применялся этиловый спирт-сырец, произведенный на территории России [8]. Таким образом, в ближайшей перспективе в акцизном налогообложении определены меры, направленные на повышение их уровня в бюджетной системе страны, уточнены отдельные положения механизма обложения данным налогом.  

В проводимой в настоящее время акцизной политике не в полной мере учитывается специфика данного налога, которая обусловлена полезностью и качеством подакцизных товаров. Например, повышенная налоговая ставка должна применяться к товарам и услугам, потребление которых ведет к росту социальных, экологических издержек общества и индивида. В уровне налоговых ставок акциза данное положение не всегда реализуется. Они не в полной мере выполняют функцию ограничителя потребления наиболее опасных для здоровья благ, не исходят из учета социальных ценностей и экологических последствий потребления подакцизных товаров.

Угрозы и риски в рыночной экономике России возрастают в силу неопределенности ее рыночного характера. Успешное их решение, нейтрализация обеспечивается и посредством использования научно-обоснованного акцизного налогообложения. Назрела необходимость расширения перечня подакцизных товаров и повышения налоговых ставок на товары нефункционального спроса. Они генерируют социальную нестабильность в обществе, а по своей экономической природе удовлетворяют нерациональные потребности.

Исходя из экономической природа акциза, требует изменения и пропорции распределения акцизных налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы. Основная их часть должна входить в налоговые доходы местных бюджетов, поскольку расходы по устранению последствий от потребления подакцизных товаров и услуг несут, прежде всего, бюджеты поселений, районов и муниципалитетов.

В процессе реформирования акциза уровень его воздействия на экологическую и социальную среду должен повышаться за счет не только изменения механизма налогообложения, но и целевого использования его доходов.

 

 

ГЛАВА 2. Особенности акцизной политики в России

2.1. Акцизная политика в сфере  алкогольной продукции

 

За 2013 г. бюджет Российской Федерации от поступления акцизов получил более 300 млрд. руб., из которых дополнительная доходность была обеспечена за счет увеличения (в 3,5 раза) акцизных сборов от производителей пивной продукции. При этом поступления налогов от крепкого алкоголя значительно снизились за счет возросшего теневого сектора. По средним оценкам только за 2013 г., бюджет недополучил около 500 млрд. руб.

За последние два года – 2012-й – 2013-й ставка акциза на крепкий алкоголь выросла на 60% - с 254 рублей за 1 литр чистого этилового спирта готовой продукции до 400 рублей. С 1 января 2014 года ставка составила уже 500 рублей. Такой рост не является ни экономически оправданным, ни отвечающим реалиям сегодняшних рыночных взаимоотношений, что как следствие породило системную проблему в виде роста объемов нелегального рынка алкогольной продукции. Из-за возросшей акцизной ставки, разница между легальной и нелегальной бутылкой водки в пересчете на 0,5 литра сегодня составляет более 130 руб. на единицу продукции, что в 10 раз больше доходности от продажи единицы легальной продукции, что и привело к появлению огромного количества нелегальных, криминальных заводов, оптовых компаний и магазинов розничной торговли. (К сведению: только в Северной Осетии сейчас действует более 40 подпольных заводов, в Ставропольском крае работает более ста магазинов, не входящих ни в один реестр). Во всей России количество нелегальных заводов и цехов уже ведется на тысячи, не говоря о неподдающихся точному подсчету торговых точках, продающих исключительно контрафактную и фальсифицированную продукцию. Как следствие – нелегальный сектор практически достиг уровня 70% от общего объема всей выпускаемой алкогольной продукцией (этот показатель уже выше, чем в 2008 году, когда был создан Федеральное агентство Росалкогольрегулирование). И если раньше данная ситуация была характерна для рынка крепкого алкоголя, то в 2013 году активно стало появляться на рынке и поддельное игристое вино (шампанское).

Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого вина достигается в результате выполнения многих условий, в том числе и протекционистской государственной политики в области виноделия, со всеми вытекающими налоговыми льготами и преференциями для локальных производителей. Государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах Евросоюза выглядит следующим образом. Местные производители освобождены от уплаты акцизов на вино, а также существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Существует гибкая политика по предоставлению государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли.

В России же существующая акцизная политика в отношении шампанских и игристых вин не только не способствует развитию отрасли, но уже приводит к сокращению объемов производства и ухудшению качества продукции. С 2010 по 2014 год падение составило 22,5%.

 

 

2009 тыс. дкл

2010 тыс. дкл

Процент к 2009 году

2011 тыс. дкл

Процент к 2010 году

2012 тыс. дкл

Процент к 2011 году

2013 тыс. дкл

Процент к 2012 году

Процент к максимуму

Общее производство игристых вин

19 061

22 201

116,5%

21 230

95,6%

20 545

96,8%

17 225

83,8%

77,6%

Общее производство вин, вин фруктовых, винных напитков без добавления этилового спирта

50 250

52 699

104,9%

44 352

84,2%

46 044

103,8%

51 704

112,3%

98,1%


 

Указанное падение продолжается и в этом году за период января по май 2014, производство составило только 88% к соответствующему периоду 2013 года. Если данная тенденция сохранится, то на конец года будет выпущено не более 15 000 тысяч декалитров легального игристого вина (шампанского), а значит, нелегальный сектор достигнет как минимум 40% от объема рынка, так как уровень розничных продаж постоянно увеличивается, а импорт растет не так быстро.

На взгляд Ассоциации падение рынка легального шампанского объясняется, прежде всего, ростом акцизов:

По винам шампанским и игристым (% к уровню 2010 года):

В 2011 году - на 29%;

В 2012 году - на 57%;

В 2013 году – на 71 %;

В 2014 году - на 79%.

Указанные темпы роста ставок акцизов значительно превышали темпы инфляции, особенно если учесть тот факт, что фактически при рассмотрении роста ставок акцизов их еще надо увеличивать на 18% НДС. Особо следует отметить, что акциз на шампанские вина гораздо выше акциза на тихие вина, хотя и те и другие - продукты естественного брожения винограда. С 2014 года ставка акциза на 1 литр тихого вина составляет 8 руб. за 1 литр. При этом ставка акциза на шампанское составляет 25 руб. за 1 литр. Акциз выше в 3,1 раза. Отметим при этом, что процесс производства шампанских вин более длительный, высокотехнологичный и затратный, чем процесс производства тихих вин. Себестоимость производства бутылки шампанского из-за дополнительных технологических приемов и требований гораздо выше себестоимости производства обычной бутылки тихого вина объемом 0,75 л. Ассоциация Производителей Игристых Вин считает, что ставки акциза на игристые вина должны быть снижены и приравнены к акцизам на тихие вина. Пример крепкого алкоголя показывает, что как только акциз на продукцию с учетом НДС превышает 30 рублей, начинает резко расти рынок нелегального алкоголя, с которого не уплачиваются никакие налоги.

Информация о работе Современная акцизная политика РФ