Система преференций в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является предоставление льгот по уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара.
Задачами данной работы являются:
1) изучить сущность и назначение страны происхождения товаров;
2) определить роль страны происхождения товаров в создании условий
повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран;
3) оценить единую систему преференций Таможенного союза;
4) проанализировать динамику ввоза товаров из стран пользователей единой системы преференций;
5) выделить пути совершенствования единой системы преференций Таможенного союза.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Страна происхождения товаров в системе таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
1.1 Сущность и назначение страны происхождения товаров. Нормативно – правовая база………………………………………………………………………5
1.2 Место страны происхождения товаров в создании условий повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран…………………..11
2 Система преференций в Таможенном союзе………………………………...15
2.1 Единая система преференций в Таможенном союзе……………………15
2.2 Анализ импорта товаров из стран пользователей единой системы преференций……………………………………………………………………..23
2.3 Совершенствование единой системы преференций Таможенного союза……………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 172.43 Кб (Скачать файл)

 

Из приведенных данных видно, что импорт из наименее развитых стран практически отсутствует. Исламская Республика (Афганистан) – единственная страна, импортирующая  товары в Российскую Федерацию и  включенная в список наименее развитых стран – пользователей системы  тарифных преференций Таможенного  союза. Доля импорта из Афганистана  очень мала и в указанном периоде  составила всего 170,7 млн. долларов США, то есть 0,1 % доли общего импорта за январь-август 2010г. Достаточно большое количество стран включено в перечень развивающихся  стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза. Такие страны: Нидерланды, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Китай, Республика Корея, Малайзия, Папуа – Новая  Гвинея, Перу, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Чили, Аргентина, Бразилия, Британские Виргинские острова, Египет, Индия, Куба, Монголия, Турция, Южная Африка. В  сумме поставки из этих развивающихся  стран составляют 30,8 % от общего объема импорта за представленный период.

Для наглядности импорта  товаров из развивающихся стран  составим сравнительную диаграмму (Рисунок 1).

 

Рис.1. Импорт в Российскую Федерацию из развивающихся стран в период январь-август 2009-2010гг. в млн. долл. США

Импорт в 2009 г. значительно ниже аналогичного периода 2010 г. Основной развивающейся страной импортером в Российскую Федерацию является Китай. В 2010 г. показатели импорта из данной страны очень увеличились. Так же из развивающихся стран импорт в Российскую Федерацию поступает из Кореи, Турции, Нидерландов, Бразилии. У других стран показатели намного ниже.

Рассмотрим перечень развивающихся  стран. Данный перечень представлен  в Приложении 1. Всего 102 страны. В  соответствии с единой системой преференций  Таможенного союза этим странам  предоставляется тарифные преференции, снижение ставки таможенной пошлины  на 25 %. Для того, чтобы установить, целесообразно ли предоставление таких  преференций всем странам, входящим в данный список, необходимо проанализировать экономические показатели данных стран. Список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в Европейском союзе, - в  зависимости от дохода на душу населения. [14]

Но для предоставления преференций необходимо чтобы импортируемый  товар входил в перечень преференциальных товаров. Разнообразие товаров, импортируемых Россией очень велико.

Многие группы товаров  относятся к преференциальным товарам. Для сравнения ввоза преференциальных товаров из стран дальнего зарубежья  и стран СНГ составим диаграмму (Рисунок 2).

 

Рис.2. Сравнительная диаграмма объемов ввоза преференциальных товаров в Российскую Федерацию (в фактически действовавших ценах; млн. долл. США) за 2009г. из стран дальнего зарубежья и стран СНГ

Из диаграммы видно, что ввоз преференциальных товаров в 2009 г. осуществлялся в основном из стран дальнего зарубежья. Преобладали товары: цитрусовые, мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, рыба свежая и мороженая, а так же чай и кофе. Из стран СНГ преобладает ввоз волокна хлопкового, нечесаного.

Для сравнения объемов импорта  преференциальных товаров из стран  дальнего зарубежья и стран СНГ, составим такую же диаграмму да период январь-сентябрь 2010 г. (Рисунок 3).

 

Рис.3. Сравнительная диаграмма объемов ввоза преференциальных товаров в Российскую Федерацию (в фактически действовавших ценах; млн. долл. США) за период январь-сентябрь 2010г. из стран дальнего зарубежья и стран СНГ

 

При сравнении двух диаграмм видно, что так же как и в 2009 г. преобладает импорт тех же товаров, а так же аналогично по странам дальнего зарубежья и по странам СНГ. Из стран дальнего зарубежья преобладает импорт в основном продовольственных товаров.

Цитрусовые в Россию ввозятся в  основном из Турции, а также из Египта, Израиля, Испании и Греции, хотя их продукция традиционно дороже турецкой. Нельзя не сказать об импорте таких  товаров из Китая.

По представленным диаграммам видно, что преобладает ввоз в основном продовольственных товаров из стран  дальнего зарубежья. Стоит отметить, что в перечне преференциальных товаров преобладают группы продовольственного товара. В перечне отсутствуют товары обрабатывающей промышленности.

В Россию поступает большое количество мяса, рыбы и цитрусовых. Ввоз цитрусовых является обоснованным, так как в  России практически не растут такие  товары. Если рассматривать импорт мяса и рыбы, то для России действительно  большой. На мясо свежее и мороженое  и на мясо птицы в России установлены  квоты, но в отношении рыбы никаких  мер нетарифного регулирования  нет. На мой взгляд, данную группу продовольственных  товаров можно исключить из списка преференциальных товаров.

Анализ динамики ввоза  товаров показал, что основной объем  торговли России приходится на промышленно  развитые страны Центральной и Восточной  Европы, а также на страны СНГ. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общем внешнеторговом обороте России. Исключением является импорт из Китая, который относится  к развивающимся странам. Для  товаров, происходящих из таких стан, создаются более выгодные условия  на внутреннем рынке России, по сравнению  с условиями для товаров из развитых стран.

Если рассматривать структуру  импорта, то ввозятся в основном преференциальные товары, что предусматривает льготный режим.

Доля наименее развитых стран  в импорте России очень мала. Причем, необходимо учитывать, что преференции  предоставляются в большей степени  для развивающихся и наименее развитых стран. Все это указывает  на то, что единая система преференций Таможенного союза не совершенна.

Отсюда можно сделать  вывод, что страна происхождения  товара является основополагающим фактором в показателях импорта в Российскую Федерацию. Но, как показывает статистика импорта, показатели ввоза практически не зависят от предоставляемых преференций в отношении развивающихся или наименее развитых стран. В данном случае большую роль играет статус страны на мировой экономической арене, так как основные показатели импорта относятся к развитым странам.

2.3 Совершенствование  единой системы преференций Таможенного союза

 

Анализируя систему преференций, следует отметить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение. При этом в образовавшемся Таможенном союзе Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Белоруссии список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в Европейском союзе, - в зависимости от дохода на душу населения. Средний показатель данного фактора в развивающихся странах принимается равным от 2 до 6 тыс. долл. США, что в 5 раз ниже среднеевропейских показателей. При таком соотношении предоставление преференций со стороны развитых европейских государств развивающимся странам вполне оправданно. Однако соотношение между среднедушевым доходом в России и в названных развивающихся странах не в пользу нашего государства. Таким образом, выходит, что Российская Федерация должна предоставлять тарифные преференции в отношении товаров из стран с более высоким уровнем дохода на душу населения. Такая льгота не является обоснованной. Возможно, целесообразно было бы пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых принятый за основу показатель (среднедушевой доход) ниже российского.

Таким образом, из рассмотренного анализа во второй главе, можно предположить, что девять стран из списка развивающихся стран, пользователей единой системы преференций Таможенного союза, можно исключить. Такими странами являются: Антигуа и Барбуда, Венесуэла, Китай, Кувейт, Ливия, Специальный административный район Китая Гонконг, Тринидад и Тобаго, Хорватия, Чили.

Однако простое исключение каких-либо стран из списка пользователей  оказало бы неблагоприятное воздействие  на весь комплекс политических и торгово-экономических  отношений с ними. Ограничение  круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций, что оказало бы негативное влияние на торгово-политические отношения Таможенного союза с другими странами.

Обратим внимание на то, каким  образом происходит изменение ситемы преференций в других странах. Например, программа Генеральной системы преференций США распространяется на 150 государств и территорий. При этом число пользователей растет. Общая система преференций Европейского союза распространяется на все развивающиеся страны (число стран и территорий-бенефициаров составляет 170). Процесс изменений схем тарифных преференций США и Европейского союза весьма сложен и идет на основе предварительных всесторонних проработок с целью не нанесения ущерба политическим и экономическим отношениям с соответствующими государствами. В США, например, изменения в страновом составе и товарной структуре Генеральной системы преференций осуществляются все последние годы. При этом США идут по пути расширения в целом территориального охвата Генеральной системы преференций (отдельные пользователи тем не менее исключаются) при сокращении объема реально предоставляемых льгот. В результате, товарная ее номенклатура включает более 4,5 тыс. товаров или примерно 50% всего таможенного тарифа, а тарифные преференции фактически распространяются всего на 7% совокупной стоимости импорта товаров в США. Технически же, если в США товар включен в Генеральную систему преференций, то он ввозится беспошлинно. Однако превышение импорта определенного уровня приводит к исключению данной товарной позиции из национальной схемы тарифных преференций.

России следовало бы пойти  по пути совершенствования системы  преференций на основе схем, используемых в Европейском союзе и США. Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран, как показал анализ внешнеэкономической деятельности, занимает лишь малую долю в общем внешнеторговом обороте России.

Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует  разработки порядка внесения изменений. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций.

Список преференциальных товаров имеет сельскохозяйственную направленность, тогда как все  остальные страны, руководствуясь бурным развитием промышленного производства в развивающихся странах, уже  переориентировали собственные  преференциальные системы в интересах  обрабатывающей промышленности. Международная  производственная кооперация и забота органов власти этих стран по обеспечению  недорогим сырьем, импортируемым  на преференциальных условиях, собственные  промышленные предприятия позволили  развитым странам достигнуть в настоящий  момент значительных преимуществ на мировом рынке товаров.

Таким образом, пересмотр  действующего перечня преференциальных товаров в сторону увеличения в нем промышленной продукции, в  которой нуждается отечественная  перерабатывающая промышленность, является, на мой взгляд, необходимым.

В Российскую Федерацию импорт рыбы свежей и мороженой достаточно большой для данного вида продукции. На мой взгляд, данный товар можно исключить из списка преференциальных товаров. Данный вывод можно сделать, рассмотрев статистику импорта и экспорта этого товара. Так, в 2009 г. физические объемы импорта рыбы свежей и мороженой уменьшились на 10,1%. Снижение импорта рыбы вполне закономерный этап по импортозамещению. На фоне роста отечественного вылова на 12,9% до 3,675 млн. тонн, увеличения объемов производства товарной пищевой рыбой продукции, включая консервы на 4,4% до 3,880 млн. тонн, в 2009 г. доля импортной зависимости по рыбе и рыбопродукции снизилась до 30%. Рыбная промышленность развита в России достаточно для того, чтобы убрать данный товар из списка преференциальных.

На примере анализа  импорта тракторов для сельского  хозяйства, строительства, дорожных работ  и другого в Россию из некоторых стран можно сделать вывод, что если включить данный товар в список преференциальных товаров, то это положительно скажется на внутреннем рынке России.

Подводя итог, можно сказать, что единая система преференций  не совершена и требует частичного изменения.

Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что достаточно обоснованными изменениями в Единой системе преференций Таможенного союза являются:

- пересмотреть перечень  стран-пользователей преференций,  ограничив его лишь теми государствами,  в которых среднедушевой доход  ниже российского, то есть исключение  девяти стран из данного списка;

- пересмотреть перечень  товаров, в отношении которых применяется Единая система преференций в сторону увеличения товаров промышленной продукции и возможного уменьшения продуктов продовольственного сектора.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив сущность, назначение и влияние страны происхождения  товара на развитие экономических отношений  Российской Федерации с другими странами можно сделать следующие выводы.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются базовые ставки таможенных пошлин. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое. Если в соответствии с Единой системой преференций предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении товаров и стран, то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией Единой системы преференций Таможенного союза. Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления льгот.

Информация о работе Система преференций в Таможенном союзе