Шпаргалка "административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

1.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
Административный процесс - урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов.
А.п. представляет собой:
а) порядок принятия органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (если они наделены государственно-властными полномочиями) нормативных и индивидуальных правовых актов, а также порядок рассмотрения этими органами обращения граждан и организаций в сфере своей компетенции, т.е. административную процедуру;
б) порядок рассмотрения судами и органами (должностными лицами) исполнительной власти дел об административных правонарушениях, т.е. административную юрисдикцию в сфере административной ответственности;
в) порядок осуществления правосудия по публично-правовым (административным) спорам между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями (юридическими лицами) - с др., т.е. административное судопроизводство в сфере административной юстиции.

Файлы: 1 файл

ап.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

1.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРОЦЕССА.

Административный процесс - урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов.

А.п. представляет собой:

 а) порядок принятия органами  исполнительной власти и органами  местного самоуправления (если они  наделены государственно-властными  полномочиями) нормативных и индивидуальных  правовых актов, а также порядок  рассмотрения этими органами  обращения граждан и организаций  в сфере своей компетенции,  т.е. административную процедуру; 

б) порядок рассмотрения судами и  органами (должностными лицами) исполнительной власти дел об административных правонарушениях, т.е. административную юрисдикцию в  сфере административной ответственности;

 в) порядок осуществления  правосудия по публично-правовым (административным) спорам между  органами публичной власти, с  одной стороны, и гражданами  и организациями (юридическими  лицами) - с др., т.е. административное  судопроизводство в сфере административной  юстиции.

2.СТРУКТУРА АП.

Административный процесс можно  разделить на три стадии (в зависимости  от содержания):

-  процесс административного правотворчества;

-  оперативно-распорядительный процесс;

-  административно-юрисдикционный процесс.

Стадии подразделяют в зависимости  от целей и задач, стоящих перед  ними; для каждой стадии характерен свой круг участников, различен их правовой статус; различны сроки совершения действий на каждой стадии; для каждой стадии определен свой специфический  круг юридических фактов; различается  процессуальное оформление итогов.

Общими для каждой стадии и всего  административного процесса в целом  являются следующие стадии:

-  анализ ситуации (собирается и изучается информация: административное расследование и др.);

-  принятие решения (обязывает, запрещает, уполномочивает, прекращает);

-  исполнение решения.

3.КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ  АП.

при классификации по индивидуально-конкретным делам система административных производств, которые составляют структуру административного процесса, может быть представлена таким образом:

1) производство по отработке и принятию нормативных актов;

2) производство по принятию индивидуальных актов управления;

3) производство по обжалованию решений, действий или бездеятельности органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан;

4) производство по обращениям граждан;

5) производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;

6) производство по делам об административных правонарушениях;

7) дисциплинарное производство;

8) производство по реализации контрольно-надзорных полномочий;

9) регистрационно-разрешительное производство;

10) производство по приватизации государственного имущества;

11) делопроизводство.

4.ПРИНЦИПЫ АП.

-  принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

-  обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

-  гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

-  принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

-  принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

-  принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

-  принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

-  принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

-  принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

-  принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

5.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В процесс административного правотворчества  можно включить два основных административных производства:

— производство по изданию органами государственного управления нормативных  административно-правовых актов;

— производство по изданию органами государственного управления индивидуальных административно-правовых актов.

Процесс административного правотворчества  также включает административные производства, подлежащие классификации и по иным основаниям:

— производства по принятию административных актов различными органами исполнительной власти (высшим, центральными, местными);

— производство по принятию правовых административных актов коллегиально и единолично и др.

Административно-правотворческие  производства - деятельность субъектов  публичного управления по принятию нормативных  административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат - принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил.

6.ОПЕРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Оперативно–распорядительная деятельность – это созидательная, организующая, правоприменительная деятельность.

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

В административно-правонаделительном (оперативно-распорядительном) процессе существуют такие производства:

- по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы, прием на государственные должности);

- по приватизации государственного и муниципального имущества;

- по применению мер поощрения;

- по распределению ресурсов (квартир, денежных средств, земельных участков, продовольствия и т. д.);

- по выдаче разрешений (лицензий, допусков, прав на управление);

- по регистрации (транспортных средств, иностранных граждан, граждан РФ, сделок с недвижимостью и т. д.);

- по аттестации качества продукции и услуг;

- надзорные и др.

 

7.АДМИНИСТРАТИВНО- ПРОЦЕДУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Процедурное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер. Его результат — удовлетворение законных запросов физических или юридических лиц, а также обеспечение эффективной работы управленческого аппарата. Наконец, в рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной: сам факт выдачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соответствует требованиям законности.    

 Наиболее важные виды процедурного  производства следующие:

a.лицензионно-разрешительное; 

b.регистрационное

c. правотворческое (в смысле порядка подготовки правовых актов управления).

8.АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

В административно-юрисдикционном процессе обособились производства:

  • по жалобам граждан;
  • по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное (по привлечению служащих, студентов и других субъектов к дисциплинарной и материальной ответственности);
  • исполнительное (исполнение актов судов и иных уполномоченных органов о передаче денежных средств и иного имущества либо совершение определенных действий в пользу других граждан, организаций);
  • по применению мер административного пресечения (принудительного лечения, задержания граждан, задержания транспортных средств и др.).

9.ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО- ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового  спора могут быть и органы  исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых  споров, как правило, лежит правовое  разрешение уполномоченным органом,  должностным лицом индивидуально-конкретных  споров, которые по своей природе  имеют субъективный характер, т.  е. одна из сторон пытается  восстановить или защитить свое  субъективное или так называемое  мнимое право или, возможно, ущемленный  интерес. В этом случае уполномоченный  орган, должностное лицо квалифицируют  (дают правовую оценку) правовой  спор и принимают обязательное  для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения  и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об  административных правонарушениях  регламентированы административно-процессуальными  нормами.

5. Нормы административного права  не только регулируют управленческие  отношения, но и создают основу  для особых административно-правовых  отношений, имеющих на определенной  стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в  стадию неравенства, напр. заключение  административного договора о  контрактной службе.

6. В определенной мере административная  юрисдикция как система представляет  собой взаимосвязанную и взаимозависимую  совокупность видов административных  производств, обладающих некоторой  целостностью порядка и последовательности  осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности  по видам уполномоченных субъектов,  ее осуществляющих. В КоАП РФ  перечислен 61 субъект уполномоченный  осуществлять функции административной юрисдикции.

10.СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО  –ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Система государственной власти в  виде специально созданных органов  власти, взаимодействующих и между  которыми распределены определенные функции  государственного регулирования.

1)судьи(мировые судьи);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних  и защите их прав;

Информация о работе Шпаргалка "административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов"