Риски в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков.
Целью данного реферата является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.

Содержание работы

Введение
1.Риски в таможенном деле 3 1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности 3
1.2. Структура и принципы системы управления рисками 5
2. Методы управления рисками 11
2.1. Основные методы управления рисками в области таможенного дела 11
2.2. Методы управления рисками, связанные с недостоверным декларированием 15
3. Анализ работы системы управления рисками 18
3.1. Объекты анализа риска 18
3.2. Этапы анализа риска в таможенной деятельности 18
3.3. Основные проблемы и перспективы исполнительной системы управления рисками в таможенном деле 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Там.менеджм. Риски в управлении.docx

— 65.93 Кб (Скачать файл)

- принцип законности, заключающийся  в соответствии принимаемых мер  по предотвращению или минимизации  рисков действующему законодательству  Российской Федерации;

- принцип единства управления  рисками, заключающийся в определении  единых подходов к принятию  управленческих решений по принимаемым  мерам по предотвращению или  минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого  на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:

- сосредоточить внимание на  наиболее важных и приоритетных  направлениях работы и, следовательно,  обеспечить более эффективное  использование имеющихся ресурсов;

-        увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

-        оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

-        ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

-        сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации[3].

Принципами управления являются:

Стратегическое управление - определение  областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения  таможенного законодательства и  наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение  соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

Оперативное управление - определение  локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в  случае возникновения рисков, характерных  для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе  распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение  областей риска, характерных для  краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

Основными элементами системы управления рисками являются:

1) Сбор и обработка информации  о товарах и транспортных средствах,  перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает  сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу  Российской Федерации, в том числе  информации:

- статистической о перемещаемых  товарах и транспортных средствах  через таможенную границу Российской  Федерации, а также сравнение  внутренней статистики Российской  Федерации со статистикой стран-контрагентов;

-        о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

-        поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

-        о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

-        о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

-        о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

-        о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;  

- о расчетно-платежных отношениях  по совершаемым

внешнеэкономическим сделкам;

- о транспортных логистических  схемах.

2) Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с  анализом рисков, состоят из определения:

- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

-        таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

-        объектов анализа;

-        критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

-        индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

-        оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3) Разработка и реализация мер  по управлению рисками.

При разработке и реализации мер  необходимо учитывать:

- прогноз результатов и определение  возможных последствий планируемых  мер и вероятности наступления  этих последствий;

-        анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4) Обобщение результатов принятых  мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы  управления  рисками

2.1.Основные методы управления рисками в области

таможенного дела

Одной из задач, решаемых в рамках управления в таможенной системе, является управление рисками. Данная задача не является изолированной, обособленной, от большинства других функций управления. При этом, поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками  не исчезает до реализации и контроля решений.

Управление рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности[10].

Принятие решения - волевой акт  формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации и  представлений о текущей ситуации. Риск решения - характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые  содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов  опасен[14].

Опасности для таможенного органа (как субъекта) - это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся  в провозе через таможенные границы  запрещенных товаров, нанесение  крупного финансового, материального  и экологического ущерба интересам  субъекта.

Деятельность по управлению риском включает следующие основные направления (этапы):

1.       Идентификация (выявление) риска.

2.      Оценка риска.

3.      Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.

4.      Предотвращение и контролирование риска.

5.      Финансирование риска.

6.      Оценка результатов.

Идентификация предполагает анализ всех видов рисков, независимо от того, находятся  они под вашим контролем или  нет. Цель этого - составление списка возможных рисков, которые могут  иметь влияние на работу данной организации. После составления списка рисков необходимо определить случаи, когда  эти риски могут осуществиться.

Для идентификации рисков могут  быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные  записи, схемы и мозговой штурм. Идентификация  рисков помогает не только получить представление  о том, где может произойти  рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

Методы идентификации риска  и оценки риска обычно называют анализом риска. Крайне важным является этап выбора метода и мер управления риском. «Метод» имеет более широкий  смысл, чем «мера». В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Существуют четыре основных метода управления риском:

- упразднение;

- предотвращение и контролирование;

- страхование;

- поглощение.

Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после  которой данный риск элиминируется.

Предотвращение и контролирование  риска - организация деятельности таким  образом, чтобы участники данного  процесса могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность  снижать вероятность наступления  неблагоприятного события; контролирование  риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

Страхование риска - метод, позволяющий  снизить ущерб, возникающий в  ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

Поглощение риска - способ ведения  деятельности, при котором ущерб, в случае материализации риска ложится  полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда  вероятность риска невелика или  ущербы в случае его наступления  не оказывают сильного негативного  влияния на участника (участников) деятельности.

Принятие правильного решения  служит залогом успеха деятельности любого субъекта принимающего решение, потому что снижает степень риска  и позволяет получить высокий  конечный результат[6].

Определение рисков в таможенной службе заключается в том, что риск - это  возможные нарушения таможенного  законодательства в процессе таможенного  контроля при выпуске товаров (а  также налогового, валютного или  иных видов законодательства в сфере  таможенного дела). При этом, неблагоприятные исходы при таможенных рисках это - выпуск партии товаров при наличии нарушений законодательства (при этом ущерб наносится интересам государства) или необоснованная задержка товаров (в этом случае потери несут предприниматели). Тогда общий ущерб от неблагоприятных исходов, будет представлять собой сумму потерь предпринимателей и государства, может быть выражен в денежной форме. Так, потери государства складываются из недопоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет по причине недостоверного декларирования товаров, необоснованного возврата НДС участникам внешнеэкономической деятельности, потерь отечественных производителей при занижении цен на импортные товары. Потери импортеров и экспортеров складываются из издержек в результате порчи товаров и увеличения срока их реализации.

Вероятности неблагоприятных исходов  оцениваются эмпирически как  отношения числа выявленных неблагоприятных  исходов таможенного контроля к  общему числу партий, прошедших таможенное оформление и контроль.

Целью управления таможенными рисками  является минимизация вероятных  суммарных потерь от неверных решений  при осуществлении таможенного  контроля. Для количественной определенности этой характеристики следует учитывать  и вероятность i-го риска pi, и возможный ущерб при неблагоприятном исходе ci.

В качестве формализованного критерия при управлении рисками можно  принять минимизацию математического  ожидания суммарного ущерба по всем рассматриваемым  рискам:

 

С=S (c* p i) = min.                         (1)

 

В рамках таможенной системы не представляется возможным управлять значениями цены риска ci, (потери от неверных решений могут изменяться только в результате изменения ставок пошлин, тарифов и налогового законодательства, что вне компетенции таможенной службы). Поэтому cпринимаются в качестве параметров целевой функции и остаются неизменными в рамках существующей правовой и нормативной базы государственного регулирования внешней торговли.

Однако вероятность неблагоприятного исхода управляема в рамках таможенной системы: ее можно уменьшать посредством  разработки новых процедур таможенного  контроля, увеличения его глубины  и расширения сферы охвата. Сокращение вероятности i-го риска за определенный период времени обозначим Dpi. При неизменной величине соответствующего ущерба cуменьшение его вероятности приводит к желаемому сокращению суммарного ущерба на величину DС:

 

DС = S (c*D p i)                             (2)

 

Такое сокращение суммарного ущерба требует временных, трудовых и финансовых ресурсов, которые, естественно, ограничены. К тому же система тотального таможенного  контроля теряет актуальность. Новая  философия предусматривает выборочность контроля и его форм с учетом рационального  использования ресурсов таможенных органов и затрат бизнеса

С учетом ресурсных ограничений  задача управления рисками может  быть формализована в виде классической задачи линейного программирования: в плановый период времени максимизировать  сокращение суммарного ущерба по всем таможенным рискам при наличии предельных норм затрат времени Т, финансов К и живого труда L:

Информация о работе Риски в управлении