Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, а также организационную структуру таможенных органов России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Эволюция таможенной политики России
1.1. Таможенная политика Московского государства
в XII - XVII веках……………………………………………………………………..……4
1.2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах………………..…..7
Глава 2. Структура таможни РФ и сущность таможенных пошлин
2.1. Структура государственных таможенных органов России……..11
2.2. Таможенные платежи: виды, общая характеристика………….…17
2.3. Сущность и назначение таможенных пошлин………………………..21
Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей
3.1. Влияния таможенных пошлин на внешнюю торговлю,
функция и роль таможенных пошлин……………………………………..25
3.2. Проблемы определения величины таможенных платежей….28
Заключение…………………………………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Эволюция таможенной политики России

              1.1. Таможенная политика Московского государства

                      в XII - XVII веках……………………………………………………………………..……4

              1.2. Таможенная политика СССР  в  1917 - 1991 годах………………..…..7

Глава 2. Структура таможни РФ и сущность таможенных пошлин

               2.1. Структура государственных таможенных  органов России……..11

               2.2. Таможенные платежи: виды, общая  характеристика………….…17

               2.3. Сущность и назначение таможенных пошлин………………………..21

Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей

               3.1. Влияния таможенных пошлин на внешнюю торговлю,

                       функция и роль таможенных пошлин……………………………………..25

                                  3.2. Проблемы определения величины таможенных платежей….28

Заключение…………………………………………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………………………………..35

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы  «Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую  роль  во  внешнеэкономических  отношениях   России. Грамотно  построенная налоговая система  в  области  внешнеэкономической  деятельности,  ее  структура,  цели  налоговой  политики    окажут  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,   и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны.

 Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и  стимулировать рост отечественного  производства, особенно  в  секторе  производства  экспортной  продукции, и  ввоз  импортных  товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет  некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В  курсовой  работе для более полного освещения темы  будут рассмотрены история таможенной политики нашего государства, правовые аспекты таможенной политики, системы государственных таможенных органов,  а также таможенные платежи, их виды, и их  роль во внешнеэкономической деятельности государства. 

Цель  курсовой  работы  -  раскрыть действующую  систему  налогообложения   внешнеторговой деятельности в  Российской  Федерации,  рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, а также организационную структуру таможенных органов России.

Глава 1. История таможенной политики России

 

1. 1. Таможенная политика  Московского государства в XII - XVII веках

Многочисленные факты  истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых.

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово “тамга”, означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного – пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой”, уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом, двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В качестве примера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 года или Договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.

Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые  адресовывались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.

Иван III, Василий III, а затем  Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила  Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

Можно говорить о создании к концу  ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

 

 

 

1. 2. Таможенная политика  СССР в 1917 – 1991 годах

Формирование нового Российского государства и системы  исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового  регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского Союза - предшественника Российской Федерации.

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября 1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

Ко времени Октябрьской  революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского.

Новая государственная  власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.

Переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное дело в  целом и таможенный контроль в  частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.

Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).

Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Развитие таможенного  дела вплоть до принятия в 1991 года нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось подзаконным нормотворчеством —  постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

Информация о работе Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин