Пути оптимизации деятельности государственных служб по защите интересов отечественных товаропроизводителей (таможенный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования ВЭД РФ на рубеже XX-XXI веков и направлений ее совершенствования.
Задачи работы:
 рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности;
 проанализировать современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
 провести анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ;
 выявить основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ и эффективность от их реализации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Понятие, сущность и принципы государственного регулирования ВЭД и ее роль для страны 6
1.2. Формы и направления внешнеэкономической деятельности на современном этапе 34
1.3. Формы, методы государственного регулирования ВЭД и ее нормативно-правовое регулирование 16
Глава 2. Современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ 34
2.1. Этапы развития системы государственного управления и регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 9
2.2. Современная внешнеэкономическая политика и состояние системы государственного регулирования ВЭД РФ. Органы, регулирующие и содействующие ее развитию 10
2.3. Влияние внешнеэкономической деятельности на состояние социально-экономического развития РФ и обеспечение ее национальной экономической безопасности 44
Глава 3. Анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 65
3.1. Анализ тенденций и перспектив развития ВЭД в условиях экономической интеграции и глобализации 65
3.2. Основные направления и мероприятия совершенствования системы государственного регулирования ВЭД РФ и эффективность от их реализации 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД РФ.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Вследствие  наличия большого количества участников внешнеэкономической деятельности она характеризуется усложненной  структурой нормативного регулирования, так как регулирование взаимоотношений экономических субъектов является необходимым условием их нормального сосуществования и взаимовыгодного партнерства.8

К субъектам, обладающим общей  компетенцией, относятся Президент  РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.

Они реализуют права  РФ в области внешнеторговой деятельности.

Президент РФ в этих целях  наделяется следующими полномочиями:

    • определяет основные направления торговой политики РФ;
    • определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;
    • осуществляет иные полномочия.

К ведению Правительства  РФ относится:

- введение специальных  защитных мер, антидемпинговых  мер и компенсационных мер  при осуществлении внешней торговли  товарами, а также применение  иных мер для защиты экономических  интересов РФ;

    • установление ставок таможенного тарифа;
    • введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения;
    • установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров;
    • определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
    • определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом;
    • принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств;
    • определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
    • установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
    • утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В этих целях на него возлагается  руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Необходимо указать, что это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий. На министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом.

Определенной компетенцией в области внешнеэкономической  деятельности обладают субъекты РФ.

 В соответствии со ст. 8 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности9 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относятся:

    • проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;
    • содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в настоящее время таким органом является Министерство экономического развития и торговли РФ) и Министерством иностранных дел РФ;
    • открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • осуществление формирования и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;
    • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
    • создание страховых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

В случае, если разрабатываются  предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, и при этом затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, то разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федераци10.

Минэкономразвития РФ обязано  согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации и находящихся в их компетенции. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней после представления на согласование соответствующего проекта плана или программы направляет официальное заключение в Минэкономразвития РФ. Непредставление такого заключения рассматривается как согласие с проектом плана или программы. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны информировать данное министерство обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:

Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области  таможенного дела, а также функции агента валютного контроля;

Министерство финансов РФ разрабатывает государственную  политику и нормативно-правовое регулирование  в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости  товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.

Специальной компетенцией также обладают различные федеральные  службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений  в сфере внешнеэкономической  деятельности. В качестве примера  можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля.

1.3. Формы, методы государственного регулирования ВЭД и ее нормативно-правовое регулирование

 

Государство с целью  защиты своих национальных интересов, интересов всего общества регулирует внешнеэкономическую деятельность, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.

Государственное воздействие  на субъектов внешнеэкономической  деятельности может быть прямым, например предоставление конкретным экспортерам льгот по освобождению от обязательной продажи части валютной выручки, или косвенным, например через установление высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.

Воздействие осуществляется посредством принятия законодательных  и иных нормативных актов, регулирующих возникающие при ведении внешнеэкономической  деятельности отношения, и преследует цель защиты как публичных, так и частных интересов.

Государственное воздействие  осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение упрочения  экономики, ее стабильности и развития.

Все государственное регулирование  направлено на эти цели, в частности, государство контролирует экспортно-импортные операции, осуществляя таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить отток капитала из страны и, следовательно, защитить экономические интересы;

б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды.

в) обеспечение возможности  доступа отечественный хозяйствующих  субъектов на зарубежные рынки.

г) обеспечение конкурентоспособности  отечественных предпринимателей.

д) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу.

е) обеспечение нужд отдельных  отраслей экономики.

Обеспечение этих нужд может  осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключать договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно содействие в обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.

Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.11

Методами  государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  • таможенно-тарифное регулирование (установление ввозных и вывозных таможенных пошлин);
  • нетарифное регулирование;
  • установление запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • принятие мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.12

Нетарифное  регулирование осуществляется в  следующих формах.

Установление  количественных ограничений. По общему правилу экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений, однако Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

  • временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
  • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить  производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить  производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять  с рынка временный излишек  аналогичного товара российского происхождения  путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

Информация о работе Пути оптимизации деятельности государственных служб по защите интересов отечественных товаропроизводителей (таможенный аспект)