Пути оптимизации деятельности государственных служб по защите интересов отечественных товаропроизводителей (таможенный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования ВЭД РФ на рубеже XX-XXI веков и направлений ее совершенствования.
Задачи работы:
 рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности;
 проанализировать современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
 провести анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ;
 выявить основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ и эффективность от их реализации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Понятие, сущность и принципы государственного регулирования ВЭД и ее роль для страны 6
1.2. Формы и направления внешнеэкономической деятельности на современном этапе 34
1.3. Формы, методы государственного регулирования ВЭД и ее нормативно-правовое регулирование 16
Глава 2. Современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ 34
2.1. Этапы развития системы государственного управления и регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 9
2.2. Современная внешнеэкономическая политика и состояние системы государственного регулирования ВЭД РФ. Органы, регулирующие и содействующие ее развитию 10
2.3. Влияние внешнеэкономической деятельности на состояние социально-экономического развития РФ и обеспечение ее национальной экономической безопасности 44
Глава 3. Анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 65
3.1. Анализ тенденций и перспектив развития ВЭД в условиях экономической интеграции и глобализации 65
3.2. Основные направления и мероприятия совершенствования системы государственного регулирования ВЭД РФ и эффективность от их реализации 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД РФ.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

      Пути оптимизации деятельности государственных служб по защите интересов отечественных товаропроизводителей (таможенный аспект)..

 

Содержание

 

 

Введение

 

В условиях современного экономического развития нашего государства, большую роль играет внешнеэкономическая  деятельность, связанная с импортом или экспортом товаров (работ, услуг).

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства  внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические  связи: изменение учётной ставки, налогообложения, новые льготы и  субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это меры стимулирования экспорта товаров и услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта (кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, ведение или отмены количественных ограничений и др.).

Отдельные инструменты  государственной экономической  политики могут употребляться в  различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости  от характера целей будет меняться место ТОО или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Развитие внешнеэкономических связей – одно из приоритетных направлений управленческо-регулирующей деятельности государства. Для его эффективной реализации необходимо, прежде всего, постоянно совершенствовать хозяйственный механизм в сфере внешнеэкономической деятельности по всем его направлениям. При этом следует подчеркнуть, что регулирование внешнеэкономических связей современной России преимущественно экономическими методами не может быть действенным, когда в стране ещё не сформировались нормальные рыночные отношения; фактически отсутствуют важнейшие их компоненты (конкуренция предпринимателей и свобода выбора потребителей); экономика оказалась в состоянии глубокого кризиса и в долговой зависимости у иностранных кредиторов. Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. Именно административные методы регулирования внешнеэкономических связей, будучи средствами прямого действия, обладают многими преимуществами.

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования ВЭД РФ на рубеже XX-XXI веков  и   направлений ее совершенствования.

Задачи работы:

    • рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности;
    • проанализировать современное состояние системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
    • провести анализ тенденций развития и направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ;
    • выявить основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ и эффективность от их реализации.

Предметом исследования является система государственного регулирования  ВЭД РФ. Объектом – направления  совершенствования системы государственного регулирования ВЭД РФ на рубеже XX-XXI веков.

Дипломная работа состоит из введения, первой, второй и третьей главы и заключения.

Материалы, послужившие  основой для дипломной работы, обширны и многообразны. В процессе написания данного исследования были  изучены следующие типы источников:

    • монографии;
    • аналитические отчеты и мониторинги СМИ;
    • законодательные акты;
    • официальная информация по исследуемым предприятиям;
    • публикации в российских и западных СМИ;
    • электронные ресурсы;
    • научные труды отечественных и зарубежных авторов.

При обработке информации и решении поставленных задач применялись абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы, а также методы сравнительного анализа, метод дедукции и т.д.

 

 

Глава 1. Теоретические  и организационно-правовые основы внешнеэкономической  деятельности

1.1. Понятие, сущность и принципы  государственного регулирования ВЭД и ее роль для страны

 

В условиях развития рыночной экономики и открытия границ для товарных и денежных потоков  все большее значение с каждым годом приобретает внешнеэкономическая  деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).1

Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственность.2

Исследователи отмечают, что основное «отличие внешнеторговой от внутренней экономической деятельности прежде всего состоит в том, что внешнеэкономическая деятельность регулируется не только национальным правом России, но в большей степени управляется нормами международного права»3.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также отношений, непосредственно связанных с такой деятельностью, определяются Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"4. Внешнеторговая деятельность определяется здесь как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона являются:

    • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
    • равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
    • единство таможенной территории РФ;
    • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
    • обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
    • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;
    • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
    • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
    • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

К субъектам  соответствующих отношений отнесены российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

К российским лицам  отнесены следующие субъекты:

    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
    • физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющиеся гражданами РФ или имеющие право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ.

Под иностранным  лицом понимается физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые  не являются российскими лицами.

1.2. Этапы развития системы государственного управления и регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

 

Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих  субъектов, как, впрочем, и вся предпринимательская  деятельность, подвергается правовому  регулированию. Нормы предпринимательского права регулируют отношения, возникающие в связи с государственным воздействием на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере. Эти нормы содержат условия осуществления внешнеэкономической деятельности, устанавливают права и обязанности ее участников.5

Правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности претерпело в последние десятилетия  значительные изменения, которые были связаны с развитием рыночной экономики в стране. В СССР до перестройки существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Это означало, что только уполномоченные государственные организации имели право выходить на внешний рынок. Все остальные хозяйствующие субъекты не имели самостоятельного доступа на зарубежные рынки и могли вести внешнеэкономическую деятельность только через посредников.

Начало либерализации  внешнеэкономической деятельности было положено принятием постановления  Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций". Этим постановлением отечественным предприятиям было предоставлено право самостоятельного выхода на мировые рынки.

Следующий этап либерализации внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". В соответствии с этим Указом всем зарегистрированным на территории России предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности было разрешено осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации.

На современном  этапе осуществление предпринимательской  деятельности во внешнеэкономической  сфере регулируется законами и подзаконными актами.

За последние  годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий  на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.6

 

2.2. Современная внешнеэкономическая политика и состояние системы государственного регулирования ВЭД РФ. Органы, регулирующие и содействующие ее развитию

 

В Федеральном  законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности"7 дано широкое понятие участников внешнеэкономической деятельности - это любые российские и иностранные лица, обладающие правом осуществления внешнеторговой деятельности.

Для повышения  точности и ускорения систематизации сделок необходимо дать расширенную классификацию участников внешнеэкономической деятельности в разрезе выполняемых ими функций:

  • международные организации (Всемирная торговая организация, Европейский союз, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.) осуществляют нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции;
  • государство (в лице законодательных органов - парламент, президент, правительство, министерство финансов, центральный банк и др.) осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и на межправительственном и межгосударственном уровнях;
  • государство (в лице контролирующих органов - таможенные органы, налоговые службы, центральный банк, прокуратура и др.) осуществляют контроль за соблюдением нормативных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность;
  • агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • экспортеры (физические или юридические лица) осуществляют экспорт;
  • импортеры (физические или юридические лица) осуществляют импорт;
  • посредники (физические или юридические лица, органы власти) оказывают содействие в осуществлении экспорта или импорта, создают инфраструктуру внешнеэкономической деятельности. Сами могут не осуществлять непосредственной внешнеэкономической деятельности, но оказывают услуги по продвижению экспортно-импортных контрактов.

Информация о работе Пути оптимизации деятельности государственных служб по защите интересов отечественных товаропроизводителей (таможенный аспект)