Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении положений, касающихся незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Данная цель определила постановку следующих задач:
- рассмотрение положений, касающихся административных правонарушений в области таможенного дела и определение незаконного перемещения товаров через таможенную границу как одного из вида таких правонарушений;
- изучение основных положений касающихся незаконного перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области таможенного дела…...……………...…………………………...……
1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела …..………………………………………………………………………....
1.2 Основные положения о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза…………………………………..
1.3 Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ……………………………………....
2 Анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела……………………………………………………………..….…………....
2.1 Сравнительный анализ законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан…………………………………………………………
2.2 Динамика административных правонарушений в РФ за период 2010-2013 гг…………………………………………………………………….
3 Проблемы производства дел об административных правонарушениях и пути их решения………………………………………………………………..
3.1 Проблемы предотвращения незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза …….……………………………
3.2 Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза…………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………
Административные правонарушения в сфере таможенного дела, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС по законодательству Республики Казахстан (КоАП РК)……...
Административные правонарушения в сфере таможенного дела, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС по законодательству Республики Беларусь (КоАП РБ)……….

4


7

7

10

13

18


18

21

27

27



30
34
37

Файлы: 1 файл

курсовая незаконное перемещение товаров.docx

— 112.11 Кб (Скачать файл)

 

Предметами правонарушений чаще всего являлись валюта, автотранспортные средства, табак, текстильные материалы и изделия из них, алкогольная и мясная продукция, электрические машины и оборудование. 

Проанализировав динамику административных правонарушений в области таможенного дела, можно прослеживать небольшое увеличение их числа. И причем, в 2013 году это число сокращаться не собирается. Это связано с несовершенствованием законодательной базы в области нарушений таможенных правил. Возникает ряд проблем, вызванных образованием Таможенного союза. Зачастую нарушения таможенных правил совершаются физическими лицами из-за не желания внимательно изучить информацию, имеющуюся как в электронном виде (электронный информационный терминал), так и на стендах, расположенных в информационных зонах. Таможенные органы рекомендует гражданам заблаговременно знакомиться с таможенными правилами.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы производства дел об административных правонарушениях и  пути их решения

 

3.1 Проблемы предотвращения незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза

 

В связи с бурным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС национальное законодательство государств-членов Таможенного союза существенно меняется и поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единому общему правовому регулированию.

Во многих областях таможенного законодательства, касающегося, например, перемещения товаров, использования таможенных процедур и т. д., унификация практически завершена, так как ключевые аспекты достаточно четко прописаны в Таможенном кодексе Таможенного союза. Иначе говоря, таможенные правила, по большей части, унифицированы. Но, что же происходит в случае, если лицом нарушены указанные правила, ведь изменение таможенных правил должно было повлечь и изменение ответственности за их нарушение.

Из Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что административные правонарушения и преступления - административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. При этом таможенные органы государств - членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза [1].

Таким образом, в настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза. При этом следует отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза никаких существенных изменений, в главу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посвященную административным правонарушениям в области таможенного дела, не вносилось.

Исследование правовых норм таможенного законодательства, а также положений так называемой «контрабандообразующей» статьи 16.1 КоАП РФ, с учетом правоприменительной практики таможенных органов, позволило выявить ряд существенных недостатков положений КоАП РФ. Прежде всего, данные недостатки связаны с противоречием норм статьи 16.1, КоАП РФ и ряда норм Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ [23].

Нормы КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, не всегда учитывают установленный законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу.

Вышеуказанное несоответствие правовых норм создает правовые основания для привлечения декларанта к административной ответственности за недостоверное декларирование товаров, даже в случае, если декларант реализовал свое предусмотренное таможенным законодательством право на внесение изменений в таможенную декларацию, тем самым приняв все зависящие от него меры по заявлению таможенному органу достоверных сведений.

То есть, в настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза.

Отсутствует унификация законодательства об административной ответственности и на уровне национальных законодательств государств-членов Таможенного союза. Правовые нормы в области ответственности за нарушение таможенного законодательства в государствах-членах Таможенного союза имеют серьезные отличия, что приводит к объективным противоречиям на пути к формированию единого экономического пространства [24].

Существенно отличаются и санкции за те правонарушения, ответственность за которые предусмотрена во всех государствах-членах Таможенного союза.

Также интересно отметить, что в Республике Беларусь, например, суд может вынести постановление по делу об административном правонарушении в отношении «неустановленного лица», а в Российской Федерации и в Республике Казахстан к ответственности привлекается юридическое лицо, должностное лицо или гражданин. Безусловно, это лишь небольшая часть примеров, свидетельствующих об отсутствии унификации законодательства государств-членов таможенного союза в области ответственности за нарушение таможенных правил [24].

В современных условиях активное участие таможенных органов России в международных и межведомственных оперативно-профилактических и иных мероприятиях, совместных специальных таможенных операциях по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела предъявляют особые требования к организации их оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД). В связи с этим основные усилия оперативно-розыскных подразделений (далее ОРП) таможенных органов должны быть направлены на добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ, прежде всего, в целях обеспечения полноты поступления таможенных платежей и иных финансовых средств в доходную часть федерального бюджета [25].

Исследование показало, что реальные возможности ОРД таможенных органов РФ на современном этапе используются не в полном объеме. Причинами этого являются новые условия, связанные с функционированием Таможенного союза и членством России в ВТО, недостатки российского законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность таможенных органов, положения которого устарели и не отвечают реалиям настоящего времени. Осмысление произошедших изменений оперативной обстановки, в которых вынуждены действовать оперативно-розыскные подразделения таможенных органов РФ, внутри правоохранительной составляющей таможенной системы происходит крайне медленно. Способы выполнения ими новых задач по обеспечению экономической безопасности страны в сфере таможенного дела в условиях функционирования Таможенного союза и членства России в ВТО не обозначены. Научные основы осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами отсутствуют, их частная оперативно-розыскная теория не разработана, основные стратегические и тактические задачи оперативно-розыскной деятельности, исходя из функционального предназначения таможенных органов, не определены. Фундаментальные научные исследования в области ОРД таможенных органов России на монографическом уровне единичны, а на уровне докторских диссертаций до настоящего времени не проводились.

Таким образом, в настоящее время правонарушения, связанные с незаконным перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза. При этом следует отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза никаких существенных изменений, в КоАП РФ, КоАП РБ и КоАП РК, посвященную административным правонарушениям в области таможенного дела, не вносилось. Иными словами, ответственность за нарушение таможенных правил регулируется национальным законодательством, которое не приведено в соответствии с международным правовым актом, к коим относится Таможенный кодекс Таможенного союза. Главной проблемой из-за чего правонарушений, связанных с незаконным перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, остается большое количество является отсутствие унификации законодательства об административной ответственности и на уровне национальных законодательств государств-членов Таможенного союза. Правовые нормы в области ответственности за нарушение таможенного законодательства в государствах-членах Таможенного союза имеют серьезные отличия, что приводит к объективным противоречиям на пути к формированию единого экономического пространства.

Также основной проблемой предотвращения незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза является малоэффективная оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Прежде всего это связано с новыми условиями, связанными с функционированием Таможенного союза и членством России в ВТО, недостатками российского законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность таможенных органов, положения которого устарели и не отвечают реалиям настоящего времени.

 

 

3.2 Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную  границу Таможенного союза

 

 

В результате проведенного анализа выяснилось, что правонарушений связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза остается большое количество. Это прежде всего связанно с пробелами в законодательстве. И прежде всего с отсутствием единого законодательного акта, действующего на всей территории Таможенного союза. Возникает ряд проблем, связанных с унификацией законодательства государств-членов Таможенного союза в области ответственности за нарушение таможенных правил.

Можно сформулировать следующие предложения по внесению изменений и дополнений в  КоАП РФ: 

          - изложить диспозицию ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сокрытие товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме, определенной международными договорами государств – членов Таможенного союза, путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при проведении в отношении таких товаров таможенного контроля до выпуска товаров»;

         - изложить ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двухкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

        - изложить  диспозицию ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Евразийской экономической комиссии  и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования».

«Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную  границу» соискатель рассматривает состояние правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товара через таможенную границу.

В результате проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что позиция судебных органов по исследуемому вопросу более соответствует сложившейся практике осуществления ВЭД и общеправовому принципу справедливости. Если декларант предоставил достоверные сведения до момента выпуска товара, ущерб охраняемым законом интересам государства, физических и юридических лиц не был нанесен, и соответственно отсутствуют основания для привлечения участника ВЭД к административной ответственности.

В целях повышения эффективности противодействия преступлениям в таможенной сфере таможенных органов государств – членов ТС предлагается:

- дополнить Таможенный кодекс ТС отдельной главой, посвященной контролируемой поставке, где предусмотреть правовые положения, связанные с возможностью замены товаров, а также полномочия должностных лиц ТС (либо должностных лиц государств – членов ТС) на принятие решения о проведении контролируемой поставки через таможенную границу ТС;

- разработать межгосударственное соглашение, в котором предусмотреть:

а) условия и порядок организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами государств – членов ТС на единой территории ТС;

б) сокращение сроков и приоритетное исполнение запросов при осуществлении расследований преступлений, совершаемых в таможенной сфере;

в) упрощение порядка выдачи имеющейся информации, хранящейся в информационных базах правоохранительных органов государств – членов ТС, по запросу инициатора (координатора);

Информация о работе Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области