Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении положений, касающихся незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Данная цель определила постановку следующих задач:
- рассмотрение положений, касающихся административных правонарушений в области таможенного дела и определение незаконного перемещения товаров через таможенную границу как одного из вида таких правонарушений;
- изучение основных положений касающихся незаконного перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области таможенного дела…...……………...…………………………...……
1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела …..………………………………………………………………………....
1.2 Основные положения о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза…………………………………..
1.3 Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ……………………………………....
2 Анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела……………………………………………………………..….…………....
2.1 Сравнительный анализ законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан…………………………………………………………
2.2 Динамика административных правонарушений в РФ за период 2010-2013 гг…………………………………………………………………….
3 Проблемы производства дел об административных правонарушениях и пути их решения………………………………………………………………..
3.1 Проблемы предотвращения незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза …….……………………………
3.2 Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза…………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………
Административные правонарушения в сфере таможенного дела, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС по законодательству Республики Казахстан (КоАП РК)……...
Административные правонарушения в сфере таможенного дела, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС по законодательству Республики Беларусь (КоАП РБ)……….

4


7

7

10

13

18


18

21

27

27



30
34
37

Файлы: 1 файл

курсовая незаконное перемещение товаров.docx

— 112.11 Кб (Скачать файл)

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательствами государств-участниц таможенного союза порядок перемещения, таможенного контроля и помещения под таможенную процедуру товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия [8].

Законодательство, устанавливающее ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, прошло следующие этапы становления и развития:

             - доимперский период (середина IX – начало XVIII в.);

- имперский период (начало XVIII в. – 1917 г.);

- советский период (1917 г. – август 1991 г.);

- постсоветский период (август 1991 г. – настоящее время).

До 1917 года в российском законодательстве не выделялась административная контрабанда, а имелись лишь нормы об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. В советский период отечественное законодательство предусматривало административную ответственность за простую контрабанду, и уголовную ответственность за квалифицированную. Однако с завершением данного периода понятие административной ответственности за контрабанду исчезло из российского законодательства [9].

Научный анализ норм ст. 16.1КоАП РФ и ранее действовавшей ч. 1 ст. 188 УК РФ  показывает, что преступление, ответственность за которое была предусмотрена ч. 1 ст. 188 УК РФ, и противоправные деяния, ответственность за которые предусмотрена указанными статьями КоАП РФ, являются родственными правонарушениями. Такой вывод позволяет сделать сходство объективной стороны данных деяний. В ранее действовавшей ч. 1 ст. 188 УК РФ была предусмотрена уголовная ответственность за перемещение товаров через таможенную границу, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Изучение формулировок диспозиции ст. 16.1 КоАП РФ показывает, что данными статьями предусмотрена ответственность за:

- нарушение порядка прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо установленных мест перемещения товаров или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами при их убытии вне установленных мест, вне времени работы таможенных органов либо без их разрешения (ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);

- сокрытие товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ);

- сообщение в таможенный орган недостоверных сведений при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ);

- представление в таможенный орган недействительных документов при прибытии или убытии товаров (ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ) [3].

Степень такого родства позволяет предложить определение административной контрабанды,

Под административной контрабандой можно понимать правонарушения, посягающие на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В число правонарушений, которые предлагается именовать административной контрабандой, как  раз и следует включить ст. 16.1 КоАП РФ – «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки».

 Предлагается выделить  следующие основные признаки  административной контрабанды:

- представляет собой вид  административного правонарушения, т. е. общественно опасное, виновное  деяние (действие или бездействие);

- посягает на установленный  таможенным законодательством Таможенного  союза и законодательством РФ  о таможенном деле порядок  перемещения товаров через таможенную  границу и их декларирования (основной  объект), на экономическую безопасность (дополнительный объект).

Административная ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу - вид юридической ответственности, выражающийся в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, незаконно переместившему товары через таможенную границу.

Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица, физические лица, частные предприниматели, должностные лица.

Мерой ответственности за совершение административного правонарушения, которая  применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами является административное наказание.

Мерой ответственности за совершение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза является наложение административного штрафа с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Мера ответственности за совершение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (статья 16.1 КоАП) [3]

 

Статья КоАП РФ

Субъект административной ответственности

Административное наказание

Основное

Дополнительное

Статья 16.1 часть 1

Статья 16.1 часть 2

Физические и юридические лица

Административный штраф в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения

Конфискация товаров, явившихся предметами административного правонарушения (За исключение части 4 ст. 16.1 КоАП)

Должностные лица

Административный штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Статья 16.1 часть 3

Статья 16.1 часть 4

Физические лица

Административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей

Юридические лица

Административный штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Должностные лица

Административный штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей


 

Таким образом, в заключении главы можно сделать вывод о том, что

административные правонарушения в сфере таможенного дела являются разновидностью административных правонарушений. Они регулируются нормами национального законодательства государств-участниц таможенного союза – КоАП РФ, КоАП РБ и КоАП РК.

Составом административных правонарушений является совокупность четырех элементов – субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона. Состав административных правонарушений в сфере таможенного дела отражает основные признаки определенных антиобщественных деяний в таможенной сфере.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза является административным правонарушением в области таможенного дела, которым посвящена вся 16 глава КоАП РФ.

Административные правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, ответственность за которые в РФ предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, имеют свои многочисленные особенности, сходства и отличительные черты, которые могут быть выявлены при сравнении этих правонарушений между собой, а также при сравнении с составами административных правонарушений, установленных законодательством об административных правонарушениях Республики Беларусь (ст. 14.1, 14.4 КоАП РБ) и Республики Казахстан (ст. 426 – 428 КоАП РК). Составы правонарушений по законодательству Республики Казахстан и Республики Беларусь представлены в приложениях А и Б соответственно.

Законодательство об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу существовало на протяжении всей истории российского государства и непрерывно развивалось, что было обусловлено, в свою очередь, распространенностью такого правонарушения на всех этапах развития российского государства и тем ущербом, который оно наносит государственным интересам.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность налагается на определенные таможенные правонарушения.

Мерой ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза является административное наказание в виде административного штрафа как основного и конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения как дополнительного.

 

 

 

 

2 Анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела

 

2.1 Сравнительный  анализ законодательства об административных  правонарушениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

 

 

В связи с образованием Таможенного союза трех стран – Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстана – был принят единый нормативно-правовой акт – это Таможенный кодекс Таможенного союза. В нем содержатся все нормы и правила перемещения через таможенную границу. А вот что касается таможенных правонарушений, то они регулируются уже на национальном уровне. Для того, чтобы судить о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, необходимо провести анализ норм национального законодательства в сфере незаконного перемещения товаров, а именно норм Кодексов об административных правонарушениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстана.

Проведя данный сравнительный анализ можно заключить то, что в законодательстве как Российской Федерации, так и Республики Беларусь и Республики Казахстан существуют составы административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, которые схожи между собой.

Законодательство всех государств-участников Таможенного союза предусматривает, что вышеупомянутые правонарушения могут быть совершены путем перемещения товаров помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, предоставления таможенному органу недействительных документов и недостоверных сведений при прибытии и убытии товаров, а также путем недекларирования либо недостоверного декларирования товаров.

Диспозиции таких правонарушений схожи с диспозициями норм, которые в данных государствах устанавливали (или устанавливают) ответственность за контрабанду. Признаки объективной стороны данных деяний идентичны для законодательства всех трех упомянутых государств, как административного, так и уголовного.

Такое сходство представляется закономерным, учитывая общую схожесть правовых систем вышеуказанных государств и их происхождение от единой советской правовой системы.

В КоАП России нарушениям таможенных правил посвящена гл. 16, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и содержит 23 статьи, в Кодексе Казахстана - гл. 26 «Административные правонарушения в сфере таможенного дела» и 38 статей, в КоАП Беларуси - гл. 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» и 16 статей.

Частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ТС и их убытия с этой территории. Аналогичные статьи существуют в законодательствах всех других государств-членов Таможенного союза.  Например, статья 14.4 КоАП Республики Беларусь «Нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза» [12] или статья 426 Кодекса Республики Казахстан об административных нарушениях «Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза помимо таможенного контроля» [13] (Приложение А и Приложение Б).

По части 3 статьи 16.1 КоАП РФ ответственность наступает за сообщение таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов либо использования поддельного средства идентификации, а равно подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. К мерам ответственности привлекается лицо, фактически представившее недействительные документы при прибытии и на иных этапах перемещения, исключительно за достоверность таких сведений, как количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров. Следует обратить внимание на следующие различия в кодексах об административных правонарушениях государств – членов ТС. Это касается ответственности за неуведомление таможенных органов о совершении участниками процесса внешней торговли определенных процедурных действий, связанных с таможенным оформлением. В Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь таможенным кодексом Таможенного союза не предусмотрено при осуществлении пересечения таможенной границы уведомления таможенных органов. Сама процедура в ТК ТС называется процедурой прибытия товаров в пункт пропуска и соответственно установлены иные определенные действия перевозчика, декларанта и других лиц по таможенному оформлению. Ответственность за нарушения этих действий в КоАП РФ установлена в статье 16.1 [14].

Информация о работе Особенности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза как административного правонарушения в области