Особенности назначения и проведения таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей назначения и проведения таможенной экспертизы.
Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием, а также видами и методами таможенных экспертиз.
2. Охарактеризовать порядок назначения и проведения экспертизы.
3. Изучить права и обязанности таможенного эксперта.

Файлы: 1 файл

курсовая по тав.и экспер. в т.д..docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

     На  основании  проведенных исследований с учетом  их результатов эксперт от  своего имени или комиссия  экспертов дают письменное заключение  и подписывают его. 

     В ч. 8 ст. 9 Федерального  закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ "О  государственной судебно-экспертной  деятельности в Российской Федерации"  записано, что заключение эксперта - письменный документ, отражающий  ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Согласно  п. 1 ст. 80 УПК РФ заключение эксперта - представленное в письменном  виде содержание исследований  и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

 

     Формы экспертных  документов введены в  действие  письмом ГТК России от 29.12.2003 г.  № 01-06/50632.

     Заключение  эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и  выводов. 

     Вводная часть  заключения включает: наименование  экспертизы, ее номер, является  ли она  дополнительной, повторной,  комиссионной или комплексной;  наименование органа, назначившего  экспертизу; сведения о  предупреждении  эксперта об ответственности:  экспертом дается подписка о  том, что он предупрежден об  ответственности за дачу заведомо  ложного заключения, а также за  отказ и уклонение от дачи  заключения (ст. 17.9 КоАП РФ, ст. 307, 310 УК РФ) и об ответственности  за использование конфиденциальной  информации (ст. 381 ТК РФ); сведения  об эксперте (экспертах): должность,  фамилия, имя, отчество, образование,  специальность (общая и специальная), ученая степень; дата поступления  материалов на экспертизу в ЭКС и дата подписания заключения, юридические основания для проведения экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно назначено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования, способ их доставки в ЭКС и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленных экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); дата, время и место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

     Вопросы экспертом  приводятся в той формулировке, в какой они даны в постановлении  (определении) о назначении экспертизы; изменения формулировок не допускается.  Если эксперт считает некоторые  из вопросов выходящими (полностью  или частично) за пределы его  специальных познаний, он отмечает  это в заключении, либо согласует  изменение формулировок с должностным  лицом, назначившим экспертизу. Это  изменение допустимо только в  письменном виде, как дополнение  к постановлению (определению)  о назначении экспертизы. Эксперт  может сгруппировать вопросы,  изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее  целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе  эксперта, он излагается также  во вводной части. 

     При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они  проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

     Заключение  подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, заверяется печатью экспертного  учреждения и направляется органу (лицу), назначившему экспертизу.

     Если  к заключению  дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются  экспертом (экспертами) и заверяются  печатью. На них проставляется  номер и дата заключения, к  которому они составлены.

     Заключение  и приложение к нему составляются  в двух экземплярах, первый  из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй  остается в экспертном учреждении. 

Глава 2. Анализ статистики применения экспертизы при проведении таможенного  контроля

2.1. Статистика применения  экспертиз  ФТС  в РФ

 

     Немногим  более  10 лет назад таможенная служба  России не имела своих экспертных  учреждений и пользовалась услугами  государственных экспертных учреждений  других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных  лабораторий значительная часть  потребности таможенных органов  в проведении экспертиз решалась  с помощью таможенных лабораторий.  Так, в Дальневосточном регионе  таможенная лаборатория выполняет  порядка 50 % от общего числа  экспертиз, назначаемых таможнями  Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз  выполняются иными экспертными  учреждениями, имеющими статус как  государственных, так и негосударственных  учреждений. Действующее таможенное  законодательство не запрещает  таможенному органу обращаться  к их услугам. 

     Самая большая  и разветвленная сеть экспертных  учреждений находится в  системе  Министерства внутренних дел  Российской Федерации. Возглавляет  ее экспертно-криминалистический  центр МВД, а на местах действуют  экспертно-криминалистические управления, отделы, лаборатории в органах  внутренних дел. Они выполняют  экспертизы преимущественно для  органов следствия и милиции,  но могут проводить экспертные  исследования и для органов  других ведомств.

     Обширная  система  экспертных учреждений имеется   в Министерстве юстиции Российской  Федерации. Во главе ее стоит  Федеральный  центр судебных  экспертиз Министерства юстиции,  а на местах выполняют экспертизы  специализированные лаборатории  судебных экспертиз в краях  и областях. Обслуживают эти учреждения  главным образом следователей  прокуратуры и суды.

     Судебно-медицинские   экспертизы проводятся экспертными  учреждениями Министерства здравоохранения  Российской Федерации - бюро судебных  экспертиз. 

     Есть  своя  сеть экспертных учреждений и   в Вооруженных силах России.

 

     Большое количество  лабораторий имеет Государственный   санитарно-эпидемиологический надзор  России, ветеринарная и карантинная  службы, хлебная инспекция.

     Центральная   таможенная  лаборатория (ЦТЛ)  является головным экспертно-исследовательским   учреждением  Государственного  таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России).

       ЦТЛ   осуществляет  руководство   экспертно-исследовательской  деятельностью таможенных лабораторий  и таможенных экспертных постов.

       Создание,  реорганизацию и ликвидацию  ЦТЛ   осуществляет  ГТК России.

     В своей  деятельности ЦТЛ руководствуется   Таможенным кодексом Российской   Федерации,   иными   актами  законодательства  Российской Федерации.  ЦТЛ организует свою работу  на основе текущих и перспективных  планов, во взаимодействии со  структурными подразделениями ГТК  России. Центральное экспертно-криминалистическое  таможенное управление (далее - Управление) Федеральной таможенной службы  является специализированным региональным  таможенным управлением, входит  в единую федеральную централизованную  систему таможенных органов Российской  Федерации (с 1990 года).

     Управление  осуществляет судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научную  и научно-методическую деятельность.

     Регионом  деятельности  Управления является территория  Российской Федерации.

     Управление  для выполнения возложенных на него задач имеет 10 региональных структурных подразделений (экспертно-криминалистические службы (далее ЭКС) в городах Калининграде, Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Уфе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке.

     В состав  ЭКС входят 32 экспертно-исследовательских  отдела и  отделения, расположенных  в местах дислокации таможен,  таможенных постов.

 

     Экспертные  подразделения Управления оснащены  новейшим отечественным и импортным     аналитическим оборудованием, позволяющим  проводить исследования товаров,  веществ, документов и иных  объектов на современном уровне.

     Эксперты  владеют  самыми современными методами  анализа: 

- газовая, ионная и  высокоэффективная жидкостная хроматография; 

- газовая и жидкостная  хроматомасс-спектрометрия;

- ультрафиолетовая  и  инфракрасная спектрометрия;

- электронная  микроскопия;

- атомно-абсорбционный   анализ;

- рентгенофлюоресцентный  и рентгеноструктурный анализы.

     Основной  задачей  Управления является экспертно-криминалистическое  обеспечение  таможенных органов  при осуществлении таможенного  контроля и при реализации  правоохранительных функций.

     Исследованию  подвергаются самые разнообразные  товары, пересекающие таможенную границу  Российской Федерации (автотранспортные средства, нефть и нефтепродукты, пищевые товары, товары химической промышленности,  лес,  ювелирные изделия, и т.д.), а также документы, объекты интеллектуальной собственности и другие объекты. 

     Специалисты  Управления выполняют следующие   основные виды экспертиз: 

 - товароведческие (товаров, транспортных средств и промышленного оборудования); 

- материаловедческие и  идентификационные экспертизы (материалов, веществ и изделий);

     В среднем,  за год специалисты Управления  и его региональных подразделений   выполняют около 40 000 экспертиз  и  исследований,  в том числе  проводят около 1000 экспертиз по  обращениям иных правоохранительных  органов, исследованию подвергаются  более 1 500 000 объектов.

     Особое  внимание  уделяется вопросам взаимодействия  экспертно-криминалистических служб   с таможенными органами на  стадии таможенного оформления  и таможенного контроля в целях  предотвращения правонарушений  в области таможенного законодательства. В ЦЭКТУ с 2005 года проводится  постоянный анализ статистики  выявленных экспертизой фактов  недостоверного декларирования, отслеживаются  тенденции недостоверного декларирования.  В таможенные органы регулярно  направляется информация по выявленным  экспертизой тенденциям недостоверного  декларирования, что позволяет повысить  эффективность выявления правонарушений  на стадии ТО и ТК.

     Экономический  эффект, полученный по результатам  экспертиз, ежегодно составляет  не менее 7 миллиардов рублей.

     Таможенная  экспертиза выполняет функции  специализированного  таможенного  контроля, обеспечивающего  таможенные  органы доказательной базой   для предотвращения правонарушений  в области таможенного законодательства.   

2.2 Повышения эффективности  таможенной экспертизы и внедрение  современных технологий и методов  исследования в деятельности  экспертных служб

 

Повышение эффективности  деятельности экспертных служб таможенных органов, в первую очередь, видится  в комплексном решении проблем.

Существуют проблемы в  техническом оснащении таможенных лабораторий, повышении уровня профессионализма работников, развитие коллегиального подхода в системе управления; совершенствование системы контроля таможенных органов за счет проведения экспертиз и исследований перемещаемых через границу объектов таможенной экспертизы.

Итоги работы таможенных органов  показывают довольно высокое качество работы таможенных служб. Высокие результаты работы таможенных органов основаны на улучшении администрирования, эффективных  посттаможенных проверок, огромных работ с валютным контролем, усиленной борьбы с контрабандой, административными правонарушениями и с нелегальным оборотом наркотиков.

Таможенные лаборатории  совместно с таможенными органами вносят достойный вклад в проведение таможенной политики и обеспечение  экономической безопасности РФ.

Как уже отмечалось, в  таможенных органах необходимо расширять  практику всеобщего решения проблем  и обмена информацией и опытом. Подобные вопросы уже рассматриваются  на консультационных советах, но есть необходимость внедрения специализированных советов, на базе которых проводились  бы семинары об обмене опытом и обсуждение существующих проблем.

Считается целесообразным, проведение подобных семинаров и  совещаний как минимум каждые полгода; организовывать встречи работников экспертных служб, с целью совершенствования  системы контроля за исполнением своей деятельности отделов и служб таможенных экспертиз и исследований таможенных управлений. При этом, руководители экспертных служб каждой области, должны организовывать семинары-совещания по итогам работы первого и второго полугодия. При исполнении такого рода мероприятий, эффективность работы экспертных служб повысится.

Проведение семинара предполагает обсуждение таких вопросов как эффективность  применяемых методов исследования, технических средств экспертиз, количественные и качественные показатели деятельности экспертных служб за полугодие, профессиональный уровень знаний таможенных экспертов и т.д. Анализируя, представленные вопросы в конце семинара, принимаются  соответствующие пути решения и  мероприятия.

Усиленный контроль экспертных служб поможет:

во-первых, выявить факты  уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов;

Информация о работе Особенности назначения и проведения таможенной экспертизы