Особенности назначения и проведения таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей назначения и проведения таможенной экспертизы.
Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием, а также видами и методами таможенных экспертиз.
2. Охарактеризовать порядок назначения и проведения экспертизы.
3. Изучить права и обязанности таможенного эксперта.

Файлы: 1 файл

курсовая по тав.и экспер. в т.д..docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

Цели таможенной экспертизы:

1.Индентификация товара

2. Уточнение характеристики товара и определение кода по ТН ВЭД

3.Отбор образцов для испытаний

4. Определения технического состояния технологического оборудования, в том числе бывшего в употребления

5.Определение страны происхождения

6. Фиксирование состояния товара,, упаковки, количества в момент передачи на складе временного хранения на таможенной территории

7. Определение экспортной продукции как продукции собственного производства

Перед таможенными экспертами ставятся отдельные вопросы, выдвигаемые  оперативными работниками в процессе борьбы с контрабандой и НТП, которые  решают с помощью таких классов  экспертиз, как криминалистическая, экономическая, товароведческая и др.

Основные задачи таможенных экспертиз:

1.Установление по пробам и образцам товара его наименования в соответствии с ТН ВЭД, качества, места, где был произведен товар.

2.Диагностическое-выявление механизма событий, явлений, способа и последовательности действий, причинных связей и т.д. Сюда можно отнести технологические экспертизы, определение нормы выхода, источников сырья

3.Экспертную профилактику-деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и преступлений в таможенном законодательстве  и разработке мер по их устранению. Сюда можно отнести деятельность по накоплению криминально опасных товаров позиций в таможенном тарифе.

  

1.3. Порядок проведения  экспертизы в таможенном  деле. Экспертное  заключение

 

     Экспертизы  проводятся на основании постановлений,  определений по решениям таможенных  или иных правоохранительных  органов Российской Федерации  по уголовным делам, при разрешении  споров в арбитражных судах,  по делам об административных  правонарушениях, а также при  проведении таможенными органами  Российской Федерации таможенного  контроля, и в иных случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации. 

     Производство  таможенной экспертизы поручается, как  правило, экспертно-криминалистической  службе РТУ. Если ЭКС не может  провести экспертизу по какой-либо  причине, проведение ее можно  поручить другой экспертной организации  или другим экспертам. 

     ЭКС РТУ  проводят экспертизы для таможенных  органов бесплатно за счет  федерального бюджета. 

     Постановление  о назначении экспертизы направляется  руководителю экспертного подразделения.  Правильная организация проведения  таможенной экспертизы играет  важную роль в получении достоверных  и объективных ее результатов.  Вопросы, требующие специальных  знаний, могут возникать на всех  стадиях операций таможенных  процедур. Во всех этих случаях  должностное лицо, в обязанности  которого входит принимать решение  по тем или иным фактам и  событиям, обращаясь к эксперту, преследует цель получить дополнительную  информацию, ему недоступную, чтобы  уменьшить неопределенность и  риск при выборе своих действий.

     Производство  экспертизы может быть поручено  экспертам  ЭКС РТУ, имеющим  право на самостоятельное   производство экспертиз, а также   в любую другую экспертную  организацию или же конкретному  эксперту. При проведении экспертиз  в иных экспертных организациях  или другими экспертами оформляется  договором. 

     Немногим  более  10 лет назад таможенная служба  России не имела своих экспертных  учреждений и пользовалась услугами  государственных экспертных учреждений  других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных  лабораторий значительная часть  потребности таможенных органов  в проведении экспертиз решалась  с помощью таможенных лабораторий.  Так, в Дальневосточном регионе  таможенная лаборатория выполняет  порядка 50 % от общего числа  экспертиз, назначаемых таможнями  Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз  выполняются иными экспертными  учреждениями, имеющими статус как  государственных, так и негосударственных  учреждений. Действующее таможенное  законодательство не запрещает  таможенному органу обращаться  к их услугам. 

     Самая большая  и разветвленная сеть экспертных  учреждений находится в  системе  Министерства внутренних дел   Российской Федерации. Возглавляет   ее экспертно-криминалистический  центр  МВД, а на местах  действуют экспертно-криминалистические  управления, отделы, лаборатории в  органах внутренних дел. Они  выполняют экспертизы преимущественно  для органов следствия и милиции,  но могут проводить экспертные  исследования и для органов  других ведомств.

     Обширная  система  экспертных учреждений имеется  в Министерстве юстиции Российской  Федерации. Во главе ее стоит  Федеральный центр судебных экспертиз  Министерства юстиции, а на  местах выполняют экспертизы  специализированные лаборатории  судебных экспертиз в краях  и областях. Обслуживают эти учреждения  главным образом следователей  прокуратуры и суды.

     Судебно-медицинские   экспертизы проводятся экспертными   учреждениями Министерства здравоохранения   Российской Федерации - бюро судебных  экспертиз. 

     Есть  своя  сеть экспертных учреждений и   в Вооруженных силах России.

     Большое количество  лабораторий имеет Государственный   санитарно-эпидемиологический надзор  России, ветеринарная и карантинная   службы, хлебная инспекция.

     Экспертизы  назначаются при наличии оснований.  Основанием является необходимость   использования специальных познаний  эксперта в области науки, техники,  искусства или ремесла при  решении вопросов, возникающих при  осуществлении таможенных процедур.

     При проведении  таможенного контроля экспертизу  назначает должностное лицо таможенного   органа, осуществляющее таможенный  контроль, оформляя свое решение  в соответствии с п. 3 ст. 378 ТК  РФ в виде постановления, которое  должно быть, согласовано начальником  этого органа.

 

     При производстве  по делам об административных  правонарушениях в области таможенного   дела (нарушения таможенных правил) экспертизу назначает должностное  лицо таможенного органа, в производстве  которого находится дело о  нарушении таможенных правил, оформляя  свое решение в виде определения  о назначении экспертизы, в соответствии  со ст. 26.4 КоАП РФ.

     При производстве  дознания по уголовным  делам,  отнесенным к компетенции   таможенных органов, экспертизы  назначает  должностное лицо  таможенного органа, производящее  дознание, оформляя свое решение  в виде постановления  о  назначении судебной экспертизы, в соответствии с приложениями 117-120 к Федеральному закону от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ. Постановление  о назначении судебной экспертизы  утверждает начальник таможенного  органа - органа дознания.

     В бланках  вышеперечисленных документов о  назначении экспертизы указывается: 

     • дата и  место составления документа; 

     • должность,  ФИО лица, назначавшего экспертизу;

     • наименование  таможенного органа;

     • основание  для назначения экспертизы, т.е.  краткое изложение обстоятельств,  в связи с которыми возникла  необходимость в специальных  познаниях; 

     • номер  дела об административном правонарушении  или уголовного дела (для определения   или постановления о назначении  экспертиз); наименование экспертизы (товароведческая, химическая, криминалистическая  и т.д.);

     • тип экспертизы (дополнительная, повторная, комплексная  и т.д.);

     • наименование  экспертного учреждения, которому  поручается производство экспертизы;

     • срок проведения  экспертизы (только в  постановлении  о назначении экспертизы при  осуществлении таможенного  контроля;

     • вопросы,  поставленные перед экспертом; 

     • материалы, представленные на экспертизу, в том числе объекты экспертизы (пробы, образцы), образцы для сравнительного исследования, копии товаросопроводительных документов (ГТД, коносамент, инвойс, контракт, сертификат и т.п.), иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к предмету экспертизы или исследования, копии предыдущих экспертных заключений и т.п.

     Но  существуют  готовые бланки для заполнения  о проведении экспертизы, например такой как направление на экспертизу товаров в центральную таможенную лабораторию (Приложение 1), или журнал учета направлений на экспертизу (приложение 2).

     Следует особо  подчеркнуть, что вопросы, поставленные  перед экспертом, должны быть  обоснованными, конкретными, грамотно  сформулированными, иметь непосредственное  отношение к существу проблемы, не допускать различного толкования  и не выходить за пределы  компетенции эксперта.

     Если  должностное  лицо таможенного органа, назначившего  экспертизу, не согласно с выводами эксперта, или они являются неполными при проведении первичной экспертизы, то это может служить основанием для назначения повторной или дополнительной экспертизы.

     Эксперт в праве требовать от администрации  лаборатории обеспечения необходимых условий для работы. Для проведения экспертизы отбор образцов (проб) осуществляется непосредственно экспертом. Объем выборки, способы упаковки и хранения отобранных образцов должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

     Пробы и  образцы отбираются в минимальных   количествах, обеспечивающих возможность  их исследования согласно нормативно  – технической документации, предусматривающей  нормы отбора проб и образцов, с учетом их разделения на  три равные части: аналитическую,  контрольную и арбитражную.

     Проба оптимально  необходимая часть товара, характеризующая  состав и свойства всего объема  исследуемого товара; образец –  единица продукции полностью описывающая структуру, состав и свойства всей партии (серии) продукции.

     О взятии  проб и образцов товаров, находящихся   под таможенным контролем, составляется  акт по форме, устанавливаемой  центральным таможенным органом.  Указанный акт составляется в  трех экземплярах: первый экземпляр  – остается в таможенном органе  и хранится вместе с ГДТ;  второй – вместе с пробами  направляется в таможенную лабораторию;  третий – выдается лицу, обладающему  полномочиями в отношении товара  или его представителю.

     Пробы и  образцы товаров, направляемые  на экспертизу, должны быть упакованы   в соответствии со свойствами  товаров  и опечатаны ярлыками  сохранности упаковки. В ярлыке должно быть указано: наименование продукции, предприятие – изготовитель продукции, предприятие (организация) перевозящий продукцию; марка (сорт) продукции; количество продукции в партии, от которой отобрана проба; обозначение и наименование нормативно – технической документации на товар; дата отбора проб; фамилия и инициалы должностного лица, отобравшего пробу. Отобранные образцы эксперт должен сопроводить оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов, номера партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов к предъявленной на экспертизу партии. Образец должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.

     В обязательном  порядке оформляется акт отбора  образцов, который вместе с отобранным  образцом эксперт передаёт заказчику  экспертизы для отправки на  испытание или хранение в качестве  арбитражного образца.

     Первоначально  эксперт проверяет соответствие  маркировки нанесенной на продукцию   установленным ГОСТом требованиям,  а затем если не выявлено  нарушений по нанесению маркировки  преступает к органолептическим,  физико-химическим испытаниям.

     Эксперт осуществляет  проверку качества предъявленного  товара, делая в рабочей тетради   записи о наличии, характере,  размерах и месторасположении   обнаруженных дефектов и, когда  это возможно, причине их возникновения,  определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок. На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требования нормативно-технической документации и (или) условиям контракта (договора), экспертом ставится: на потребительские товары (при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделия) личный штамп; на оборудование и изделия из металла – личное клеймо.

     Если  были  нарушены условия транспортировки   и (или) хранения товара, приведшие  к  образованию дефектов, эксперт  может  проводить экспертизу  качества только после приведения  заказчиком товара в состояние,  при котором возможно объективно  определить качество. Отказ заказчика  от выполнения вышеуказанного  условия является основанием  для аннулирования заявки.

     Срок  проведения  экспертизы устанавливается: 

     • в процессе  таможенного контроля должностным  лицом таможенного  органа, назначившим  экспертизу, по согласованию с  руководителем ЭКС; 

     • при дознании  по уголовному делу или   производстве по делу об административном  правонарушении руководителем экспертно-криминалистического   учреждения (службы), но не более  20 дней.

     Эксперт проводит  исследования представленных ему  объектов и материалов, руководствуясь  данными соответствующей области  знания (познания), объективно и всесторонне,  в строгом соответствии с требованиями  закона.

     Проводя исследования, эксперт должен принимать   меры к сохранению представленных  на экспертизу объектов, не допускать  их порчи и повреждения, если  это не вызывается характером  исследования.

     По  результатам  проведенной экспертизы эксперт  дает заключение либо отказ   от дачи заключения, который должен  быть заявлен экспертом в письменном  виде с изложением мотивов  отказа. Оставшиеся пробы или  образцы товаров возвращаются  должностному лицу таможенного  органа, назначившему экспертизу, либо  уничтожаются установленным порядком.

Информация о работе Особенности назначения и проведения таможенной экспертизы