Основы системы управления рисками в таможенном контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по минимизации рисков;
- провести анализ статистических данных;
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле 6
1.1 Общие положения системы управления рисками 6
1.2 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 9
1.3 Меры по минимизации рисков 15
Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля 24
2.1 Таможенная статистика внешней торговли 24
2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками 28
Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения 32
Заключение 37
Литература 39

Файлы: 1 файл

курсовая СУР (1).doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

Индекс таможенной стоимости ввозимых товаров составил в 2011 году 2,81 долларов/кг и вырос на 41,9 % по сравнению с 2010 годом (1,98 долларов/кг).  

В течение 2011 года администрировались 102 профиля рисков, разработанных  в рамках системы управления рисками (СУР) по направлению контроля таможенной стоимости (49 % от общего количества профилей рисков, разработанных ФТС России). В них включено 5 987 кодов ТН ВЭД ТС, которые охватывает 66 % всей номенклатуры товаров, 76 % от общего стоимостного объема и 78 % от общего физического объема ввозимых товаров.

При применении всех профилей рисков, разработанных ФТС России, было выявлено 3,4 тысячи деклараций на товары, из них при применении профилей рисков, разработанных по направлению контроля таможенной стоимости, было выявлено около 600 тысяч деклараций на товары.

В результате применения общероссийских стоимостных профилей рисков довзыскано в федеральный бюджет 15,9 млрд. рублей, что составляет 73,9 % от суммы таможенных платежей, довзысканных в результате корректировок таможенной стоимости товаров по всем профилям рисков, разработанных ФТС России.

В результате работы по выработке  единых подходов по управлению рисками  в государствах – членах Таможенного  союза унифицированы стоимостные  индикаторы рисков в отношении 4 704 кодов  ТН ВЭД ТС, что составляет 79 % товарных подсубпозиций, включенных в область риска.

В целях формирования нормативной  правовой базы Таможенного союза, а  также в целях применения вывозных таможенных пошлин, установленных законодательством  государств – членов Таможенного  союза, ФТС России подготовила проект единого перечня товаров Таможенного союза, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины.

В 2011 году в условиях функционирования Таможенного союза корректировка  ставок ввозных таможенных пошлин носила регулятивную направленность. Запретительные меры к импорту товаров применялись в рамках принятия защитных мер на территории Таможенного союза (установление антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин).

В  2011 году произошла корректировка  ставок ввозных пошлин по 84 кодам  ЕТТ ТС, что на 44 % меньше, чем в 2010 году (149 кодов ЕТТ ТС). Принято 42 решения Комиссии Таможенного союза по данному направлению деятельности. В отношении 22 позиций ЕТТ ТС ставки ввозных таможенных пошлин были повышены, в отношении 30 позиций ЕТТ ТС – снижены, по 32 кодам ТН ВЭД ТС произошла детализация кодов на отдельные подсубпозиции.

Использование в таможенных органах  России системы управления рисками  в 2011 году позволило достичь определенных результатов:

- среднее число таможенных досмотров  при ввозе товаров сократилось с 80% в начале до 24% конце года;

- возбуждено 3 853 уголовных дела  по фактам нарушения таможенного  законодательства (в 2010 году –  3 252  уголовных дела), из них  по ч. 4 ст. 188 (контрабанда, совершенная  организованной группой лиц)  Уголовного кодекса Российской Федерации – 244 уголовных дела.

Правоохранительными подразделениями  таможенных органов в 2011 году возбуждено:

1 417 уголовных дел по контрабанде  наркотиков, в результате рассмотрения  которых из незаконного оборота  изъято свыше 447 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 136 кг героина,  27 кг кокаина, около 167 кг гашиша, более 10 кг опия, более 42 кг марихуаны, около 19 кг наркотиков, входящих в состав курительных смесей типа «спайс», 31,1 кг сибутрамина;

162 дела об административных  правонарушениях (АП), связанных  с нарушениями правил перемещения  через таможенную границу Таможенного  союза товаров, содержащих наркотические  средства, психотропные или сильнодействующие  вещества, в результате рассмотрения которых задержано более 30 кг таких товаров.

По возбужденным уголовным делам  и делам об АП задержано 2 877 кг прекурсоров.

 

 

Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения

При вступлении России во Всемирную  торговую организацию Россия представляла полный обзор всего законодательства, которое прямо или косвенно применяется при внешней торговле, и, собственно, серьезных нареканий не было.

На самом деле требования к таможенным формальностям и процедурам составляют незначительную часть правил ВТО. Этими вопросами занимается другая международная организация - Всемирная таможенная организация. Базовое соглашение Всемирной торговой организации лишь косвенно относится к таможенному администрированию.

Принцип понятный: таможенные формальности не должны быть искусственным барьером для торговли. Сборы, взимаемые в связи с таможенными и другими административными формальностями, при ввозе-вывозе товаров должны основываться на стоимости оказываемых услуг. Есть специальные правила таможенной оценки (определения) таможенной стоимости. Это весьма болезненная часть таможенных формальностей для всего бизнеса.

Вступление в ВТО и открывающаяся  в связи с ним возможность  для нашего бизнеса оперировать  в спорах с таможенными органами по определению таможенной стоимости не только законодательством Таможенного союза и процедурами, действующими в России, но и правилами Всемирной торговой организации и разъяснениями, которые на основе этих правил дает Всемирная таможенная организация, создадут бизнесу более широкие возможности для диалога с таможенными органами для урегулирования спорных вопросов.

Преимуществом вступления России в  ВТО для субъектов хозяйственной  деятельности в таможенной сфере  является снижение размера сборов за совершение таможенных операций. Ранее максимальная ставка сборов составляла 100 тысяч рублей. После вступления России в ВТО она не превышает 30 тысяч рублей. Конечно, действующую систему таможенного администрирования участники внешнеэкономической деятельности и другие эксперты оценивают как некий торговый барьер. На мой взгляд, если сложности и формальности чрезмерны, они больше, чем требуется для обеспечения и соблюдения правил внешнеторговой деятельности, то эти ограничения не способствуют развитию внешнеторговых связей. Хотя формально, что называется по букве таможенного законодательства, сложно назвать какие-то положения, которые не соответствуют ВТО и в связи со вступлением в ВТО будут кардинально изменены. Разумеется, надо учитывать и ситуацию в экономике России, ежегодно увеличивающийся товарооборот, состояние таможенной службы с точки зрения компетентности персонала, материально-технического оснащения, применяемых технологий. Вступление в ВТО может только ускорить позитивные процессы.

Проблема 1. Вопросы применения норм ВТО.

В настоящее время обсуждается  вопрос применения таможенного тарифа. Например, в России таможенный тариф  сейчас действует в номенклатуре 2011 года, переговоры закончили в  номенклатуре 2007 года. Потом были определенные изменения, которые могли повлиять на интересы импортеров, производителей, поэтому Россия должна находиться в постоянном диалоге, чтобы эти проблемы идентифицировать и решать. Есть также тема применения комбинированных тарифов, где действует не только адвалорная, но и специфическая составляющая пошлины. В наших обязательствах, в основном, адвалорные, в нескольких случаях применяются и специфические тоже, поскольку нужен простой метод борьбы с занижением таможенной стоимости. Это не запрещено нормами ВТО, но при определенных условиях.

Представители Евросоюза ранее указывали на то, что утилизационный сбор, действующий в РФ с 1 сентября 2012 года, не соответствует нормам ВТО. При этом российские предприятия тоже должны уплачивать этот сбор либо брать на себя обязательства утилизировать автомобили.

Сам по себе экологический сбор нормам ВТО не противоречит, вопросы есть к деталям системы, формирование которой пока не завершено.

Со стороны партнеров также существуют противоречия.

В российском списке есть много мер, которые касаются и поставщиков  удобрений, металлургов, поставщиков услуг автоперевозчиков, поставщиков химической продукции. Есть отдельная тема, которая касается транзита: не все наши партнеры в отношении российских грузов, которые следуют транзитом через их территорию, работают в соответствии нормами организации (ВТО). Транзитная тема касается в первую очередь стран Прибалтики.11

Проблема 2. Влияние таможенных процедур при вступлении в ВТО  на производство и экспорт.

Россия не просто страна-потребитель, где огромное число жителей используют импортные товары для своих ежедневных нужд, но и страна-производитель в условиях глобального рынка, в условиях стремительно повышающихся требований к технологическим, инновационным составляющим. Сложно себе представить, что какое-то высокотехнологичное производство, высокотехнологичный товар могут производиться без участия импортных компонентов. И здесь условия таможенного администрирования уже напрямую затрагивают интересы производителя. Громоздкие процедуры непредсказуемые сроки выпуска – все это затраты импортеров (затраты на материальные запасы, простой транспортных средств, навязанные услуги таможенных терминалов), которые отражаются на себестоимости производимой в России продукции. И если оценивать с этой позиции действующую систему таможенного администрирования, то можно сказать, что наше государство еще недостаточно использует имеющийся потенциал для развития производства. Основной объем экспорта, как известно, приходится на энергоресурсы и другие сырьевые товары (металлы, древесину и т. д.). Там иные сложности и проблемы. Именно эти товары, а точнее, вывозные таможенные пошлины на них, и составляют основную долю собираемых таможенными органами платежей.

На самом деле вся система  административных ограничений не способствует тому, чтобы в число экспортеров включались организации малого и среднего бизнеса. Требования, предъявляемые к экспорту высокотехнологичных товаров со стороны таможенных органов и прочих контролирующих и надзирающих организаций, настолько сложны и времязатратны, что для малого бизнеса они, рискну предположить, попросту невыполнимы. Это некое искусственно сдерживаемое развитие экспорта, хотя, наверное, регуляторы не ставили перед собой такие цели. Приведу примеры. В Белоруссии для экспорта нет сборов за таможенные формальности. В РФ они не просто есть, а долгое время были крайне высокого уровня – 5 тысяч рублей за одну поставку, что многими экспортерами рассматривалось как дополнительный экспортный налог, потому что для поставок небольшой стоимости и небольшого объема фактически эти сборы могли доходить до 10% от стоимости товара. В Белоруссии нормативный срок совершения таможенных формальностей на товар составляет один час. В РФ для несырьевых товаров нормативный срок четыре часа, но и он не всегда выдерживается.

Проблема 3. Ответственность за нарушение таможенных правил.

В правилах ВТО и положений Международной  конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур есть норма, что  таможенные органы не должны наказывать за неумышленные ошибки. Если надо наказать в целях воспитания и предотвращения небрежного отношения к обязанностям декларанта, то санкции за это должны быть соразмерны. Российское законодательство об административных правонарушениях в области таможенного дела в основе своей было сформировано в 1993 году. Тогда санкции носили не столько характер возмездия, наказания, сколько желания предупредить, что лучше, экономически выгоднее выполнить таможенные формальности, чем заниматься контрабандой. И с тех пор эти санкции не пересматривались. Какие-то ошибки в документах – даже при самой лучшей логистике – неизбежны в силу того, что человеческий фактор пока полностью из процесса перевозок не исключен. Особенно часто это встречается в крупных торговых организациях. Могут разные поставки перепутать или груз. Могут указать не тот артикул. Могут быть ошибки, которые обнаруживаются, когда импортеры уже принимают товар на своем складе. И искреннее желание быть добропорядочными, законопослушными и исправить эти ошибки упирается в весьма суровые санкции. Потому что если, например, указано меньшее количество товара, чем то, которое пришло на самом деле, – неважно, что в соседней поставке было наоборот, – то эта часть считается незадекларированным товаром, и санкции предусматривают до 200% ее стоимости вместе с конфискацией или без таковой. Я считаю, что все эти меры должны быть пересмотрены. И полагаю, что опираться только на практический опыт, который имеет таможенная служба, из 90-х годов – это путь бессмысленный, это путь в никуда. Изменилась экономика, компании стали другими, с другой мотивацией, да и возможности таможенной службы по пресечению и предупреждению правонарушений уже совсем другие.

Заключение

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного  порядка перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций,  непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных ТК ТС.

Проведение таможенного контроля отнесено исключительно к компетенции  таможенных органов. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

В работе проведена оценка внешнеэкономической деятельности России в 2008-2011 гг. Внешнеторговый оборот, по оценке, в январе-октябре 2011 г. увеличился по сравнению с январем-октябрем 2010 г. на 32,2% и составил 686,6 млрд. долларов США, при этом экспорт вырос на 32,0%, импорт – на 32,7 процента.

В общем  объеме товарооборота  на долю экспорта приходилось 61,9%, импорта  –  38,1 процента. Сальдо внешнеторгового баланса сохранилось положительным и выросло на 30,9% относительно января-октября 2010 года.

В течение 2011 года администрировались 102 профиля рисков, разработанных в рамках системы управления рисками (СУР) по направлению контроля таможенной стоимости (49 % от общего количества профилей рисков, разработанных ФТС России). В них включено 5 987 кодов ТН ВЭД ТС, которые охватывает 66 % всей номенклатуры товаров, 76 % от общего стоимостного объема и 78 % от общего физического объема ввозимых товаров.

Основными проблемами таможенного  контроля в России являются:

- несовершенство таможенного законодательства;

- проблемы, возникающие у таможенных органов при контроле таможенной стоимости;

- проблемы ответственности за нарушение таможенных правил.

В курсовой работе рассмотрен ряд  направлений преодоления названных  проблем.

Литература

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999).
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об экспортном контроле".
  5. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010).
  6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках таможенного союза".
  7. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" (подписан в г. Душанбе 06.10.2007).
  8. Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31846 "О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза".
  9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (ред. от 09.12.2011) "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
  10. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011.
  11. Бякишев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – изд. перераб. и доп. – М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 360 с.
  12. Основы таможенного дела: учеб. пособие в 2 т. / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. – М.: РИО РТА, 2010 – 576 с.
  13. Таможенное право России. Учебник / Отв. Ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. – М.: Софт Издат, 2010. – 448 с.
  14. Толкушин В. Таможенное дело М. : Высшее образование, 2009 – 440 с.
  15. Халипов С.В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М.: «ТАМОЖНЯ-РУ». 2010. – 136 с.
  16. Виртуальная таможня. http://www.vch.ru
  17. Интернет сайт Федеральной таможенной службы www.customs.ru
  18. Интернет сайт Таможенного союза ttp://www.tsouz.ru
  19. Интернет-сайт Федеральной службы Государственной статистики www.gks.ru
  20. Интернет-сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
  21. Информационный портал http://customs.ctm.ru
  22. Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».

Информация о работе Основы системы управления рисками в таможенном контроле