Основы системы управления рисками в таможенном контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по минимизации рисков;
- провести анализ статистических данных;
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле 6
1.1 Общие положения системы управления рисками 6
1.2 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 9
1.3 Меры по минимизации рисков 15
Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля 24
2.1 Таможенная статистика внешней торговли 24
2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками 28
Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения 32
Заключение 37
Литература 39

Файлы: 1 файл

курсовая СУР (1).doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства  и участников внешней торговли при  проведении таможенного контроля, в  настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле.

В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.

Многое из этого практического  опыта может и должно войти  в практику и законодательную  базу российской таможни. Несмотря на то что институту анализа и  управления рисками в Таможенном кодексе ТС посвящена только одна глава, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе системы управления рисками.

При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как  правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства. Принцип выборочности означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран.

Данный принцип имеет демократическую  и альтернативную основы. Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.

Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень  «жесткости» применяемых мер  определяются необходимостью обеспечения  соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.

Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

- изучить основы системы управления рисками;

- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;

- определить меры по минимизации  рисков;

- провести анализ статистических  данных;

- выявить проблемы таможенного  контроля и направления их  решения.

Объектом изучения курсовой работы выступает система управления рисками. Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих таможенный контроль и систему управления рисками при таможенном контроле на территории Таможенного союза.

Теоретической основой курсовой работы послужили законодательные документы, научные труды ученых-экономистов по теории и практике управления ВЭД, таможенному праву и таможенному регулированию ВЭД.

Практической основой работы послужили  данные о внешнеэкономической деятельности России и Таможенного союза, представленные на сайтах Федеральной таможенной службы, Таможенного союза, Федеральной службы государственной статистики.

Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле

1.1 Общие  положения  системы управления рисками

Таможенное регулирование на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством Таможенного союза (далее ТС), а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальными законодательствами государств - участников ТС.

Согласно ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками1.

Главой 18 ТК ТС определены термины, используемые при управлении рисками, цели применения системы управления рисками, объекты анализа рисков, а также деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками, которые аналогичны российскому таможенному законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 128 главы 18 ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика  применения СУР определяется законодательством  государств - членов ТС.

Основы и принципы таможенного  контроля, предусматривающие использование  СУР, закреплены в Киотской конвенции2:

- таможенный контроль ограничивается  минимумом, необходимым для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства;

- при выборе форм таможенного  контроля используется СУР;

- таможенная служба применяет  метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба принимает  стратегию, базирующуюся на системе  мер оценки вероятности несоблюдения  законодательства.

Основные задачи системы управления рисками:

- создание единого информационного  пространства, обеспечивающего функционирование  СУР;

- разработка методик (программ) по выявлению рисков;

- определение потенциальных и  фиксирование выявленных рисков;

- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

- оценка возможного ущерба в  случае возникновения потенциальных  рисков и ущерба при выявленных  рисках;

- определение возможности предотвращения  или минимизации рисков, а также  определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

- разработка и применение методик  оценки эффективности применяемых  мер;

- разработка и практическая  реализация мер по предотвращению  или минимизации рисков;

- контроль практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

- оценка эффективности применяемых  мер по управлению рисками  и корректировка управленческих  решений;

- накопление и анализ информации  о результатах применения отдельных  форм таможенного контроля либо  их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

СУР невозможна без отлаженной системы  «обратной связи». Наряду с подготовкой  и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

При подготовке и выборе мер по предотвращению или минимизации рисков необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта. Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

В настоящее время существует проблема различия в СУР таможенных администраций  государств - членов ТС: технологии и  методы управления рисками, степень автоматизации процессов, специфика и объем товарооборота, поэтому необходимо выработать единые подходы к осуществлению процедур таможенного контроля с использованием СУР на всей территории ТС.

Для реализации единой СУР необходимо создать коллегиальный орган по СУР, который организует мероприятия, необходимые для обеспечения ее функционирования, т.е. участие экспертов в области СУР, увеличение оперативности принятия решений, а также возможность коллегиального обсуждения актуальных проблем ее реализации.

Статья 15 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов3 установила порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государств - членов ТС в рамках СУР.

ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного  законодательства ТС и (или) законодательства государства - члена ТС, т.е. таможенные службы государств - членов ТС могут взаимодействовать в целях координации системы управления рисками на территории ТС.

1.2 Применение  должностными лицами таможенных  органов системы управления рисками

Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля регламентирован ТК ТС и рядом актов Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - ПРИКАЗ ФТС России № 2295 от 12.11.2012. «Об утверждении положения об управлении рисков и оперативного контроля», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

Основная роль в организации  деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится  аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

-область риска - таможенные процедуры  и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

-индикаторы – определенные  критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;

-профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.

Механизмы минимизации рисков при  осуществлении таможенного контроля представляют:

-  использование различных источников  информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

- применение мер по минимизации  рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

- использование информационно-технических   и программных средств при  осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему  управления рисками;

- использование системы обратной  связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее время  механизмы минимизации рисков не  в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.

Выявление рисков, возникающих при  таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

- контроль классификации товаров  и определение страны происхождения;

- контроль применения нетарифных  мер и защита интеллектуальной собственности;

- валютный контроль;

- контроль таможенной стоимости;

- контроль начисления таможенных  пошлин, налогов, а также обеспечением уплаты таможенных платежей;

-  контроль таможенного транзита;

-  контроль деятельности субъектов  внешнеторговой деятельности;

-  формирование таможенной статистики;

-  правоохранительная деятельность.

Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:

Базы данных электронных копий:

Информация о работе Основы системы управления рисками в таможенном контроле